Управленческие компетенции руководителя

9870

В чем заключаются базовые различия в деятельности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений разных типов?

Руководитель является единоличным исполнительным органом образовательного учреждения, т. е. осуществляет руководство деятельностью учреждения, действует от имени учреждения без доверенности, представляет его интересы перед третьими лицами, совершает сделки от его имени. Руководитель ведет договорную работу в интересах учреждения, обеспечивает открытие и ведение счетов учреждения, принимает необходимые решения с целью защиты служебной тайны, персональных данных, обеспечивает своевременную уплату налогов и сборов. Руководитель контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений учреждения, утверждает штатное расписание, отчетные документы учреждения. Руководитель издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения работниками в рамках их должностных обязанностей, и т. п. При этом руководитель действует только в рамках компетенции образовательного учреждения, установленной законодательством, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения.

Базовыми различиями в деятельности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений разных типов являются условия финансового обеспечения, управленческие компетенции руководителя и объем полномочий по распоряжению имуществом, находящимся на балансе учреждения, в т. ч. денежными средствами.

Так, руководитель казенного учреждения должен действовать в рамках доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и утвержденной учредителем сметы.

Для бюджетного и автономного учреждений ни лимиты бюджетных обязательства, ни сметы не утверждаются, и их руководители обязаны заключать с учредителем соглашение о субсидии, а также использовать бюджетную субсидию на выполнение задания учредителя, которое является административным актом и для учреждения обязательно. При этом руководитель автономного учреждения будет самостоятельно утверждать план финансово-хозяйственной деятельности, руководитель бюджетного учреждения - представлять его на утверждение учредителю.

В случае необходимости распоряжения имуществом руководитель казенного учреждения обязан запрашивать согласие собственника имущества (органа, выполняющего функции собственника имущества) на распоряжение любым имуществом учреждения.

Руководители бюджетного и автономного учреждений обязаны запрашивать такое согласие только в отношении отдельных видов имущества. В частности, руководитель бюджетного учреждения должен получить согласие на распоряжение особо ценным движимым имуществом и всем недвижимым имуществом, руководитель автономного учреждения - особо ценным имуществом и недвижимым имуществом, которое было передано автономному учреждению собственником или приобретено (создано) за счет средств, выделенных собственником.

Официальный источник

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011). Ст. 298
  2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Обобразовании" (ред. от 01.04.2012). Ст. 32, 35

Как разграничиваются управленческие компетенуии руководителя и органов управления образовательного учреждения?

Руководитель действует в рамках той системы органов управления образовательным учреждением, которая закреплена в уставе учреждения.

В частности, органы общественного управления (самоуправления) могут быть уполномочены уставом принимать отдельные решения от имени учреждения. В отличие от таких органов, полномочия которых определяются только уставом учреждения, наблюдательный совет в автономном учреждении наделен исчерпывающим перечнем полномочий Законом № 174-ФЗ. Полномочия наблюдательного совета должны быть повторены в уставе автономного учреждения в полном соответствии с этим законом.

Таким образом, в случае если уставом образовательного учреждения предусмотрено, что решение определенных вопросов, входящих в компетенцию учреждения, передано иным органам (например, принятие решения о пятидневной или шестидневной учебной неделе уполномочен управляющий совет школы), то именно эти органы вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их ведению уставом. При этом вмешательство руководителя в данные вопросы будет означать выход за пределы полномочий руководителя, а принятые им единоличные решения по этим же вопросам должны признаваться недействительными.

Формирование системы органов управления учреждения может производиться довольно свободно, по усмотрению учредителя учреждения. Поэтому состав, компетенция органов управления и самоуправления различных образовательных учреждений варьируются в широких пределах. Необходимо лишь соблюдать отдельные законодательные ограничения. В частности, в ст. 276 Трудового кодекса РФ установлено, что руководитель организации не может входить в состав органов (как внутри учреждения, так и внешних), если эти органы осуществляют функции надзора и контроля возглавляемой им организации. Отдельно и подробно также регулируются законодательством требования к составу и компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

Если требования к порядку формирования, структуре и полномочиям наблюдательного совета автономного учреждения детально прописаны в Законе № 174-ФЗ, то в остальном же системы органов управления в образовательных учреждениях могут быть весьма разнообразными, что определяется уставом.

Для разработки уставов в части определения управленческих компетенций руководителя и других органов управления и самоуправления рекомендуется изучить учредительные документы аналогичных существующих образовательных учреждений с целью выявления вопросов, переданных для решения иным органам учреждения, и выбрать наиболее удобный или целесообразный вариант.

Официальный источник

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012). Ст. 276
  2. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 06.11.2011). Ст. 10, 11
  3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Обобразовании" (ред. от 01.04.2012). Ст. 32, 35

Какими полномочиями по распоряжению имуществом, закрепленным за государственными и муниципальными учреждениями, наделен руководитель?

На практике распоряжение имуществом образовательных учреждений, как правило, проявляется в виде предоставления помещений, в т. ч. их части, земельных участков, оборудования так называемым третьим лицам, т. е. организациям или гражданам для осуществления их деятельности. К третьим лицам не относятся работники учреждения, выполняющие свои трудовые функции, и иные лица, участвующие в деятельности самого учреждения (например, родители, члены органов самоуправления и т. п.).

В отношении полномочий руководителя по распоряжению имуществом учреждений действуют специфические нормы гражданского законодательства.

В первую очередь распоряжение имуществом ограничено для государственных и муниципальных казенных учреждений. Руководитель казенного учреждения принимает решения о распоряжении любым имуществом только при условии получения на то согласия собственника имущества. Руководитель бюджетного учреждения получает такое согласие для распоряжения недвижимым имуществом (любым) и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем либо приобретенным за счет выделенных им средств. Руководитель автономного учреждения получает такое согласие для распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем либо приобретенным за счет выделенных им средств.

Статья 17.1 Закона № 135-ФЗ содержит следующие нормы:

  1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
  2. В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
  • государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
  • государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям.

Из этих правил установлены исключения, в частности, проведение конкурса или аукциона не требуется, если имущество передается:

  1.  государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ;
  2. государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
  3. некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в т. ч. политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ;
  4. образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
  5. лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом № 94-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
  6. на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Указанные нормы требуют соблюдения установленного ими порядка от руководителя при заключении любого договора, предусматривающего передачу прав владения и (или) пользования имуществом третьему лицу. Это может быть как возмездный договор аренды, так и безвозмездное пользование.

Действует ряд норм, специально относящихся к предоставлению (передаче) имущества в аренду.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона № 124-ФЗ, если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Официальный источник

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011). Ст. 298
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 06.12.2011). Ст. 17.1.
  3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред. от 12.12.2011)
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011). П. 4 ст. 13
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16.11.2011). Ст. 31.1

Какие различия в управленческих полномочиях руководителей установлены правилами ведения договорной работы в образовательных учреждениях разных типов?

Значимым вопросом для деятельности казенных и бюджетных образовательных учреждений является обязанность соблюдать требования (процедуры) Закона № 94-ФЗ.

Казенные и бюджетные учреждения должны применять установленный этим законом порядок. Это создает ряд сложностей, поскольку установленные сроки проведения торгов, а также критерии определения победителя конкурса (наилучшие условия, а фактически - наименьшая цена закупки) часто создают ситуации, когда законное решение вопроса бывает крайне неэффективным для учреждения и может повлечь за собой убытки и ответственность учреждения в рамках административного права.

Автономные образовательные учреждения не обязаны при закупках товаров, работ, услуг руководствоваться Законом № 94-ФЗ, поскольку заказчиком может выступать только получатель бюджетных средств.

К получателям бюджетных средств автономные учреждения формально не относятся в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее - БК РФ). Такое официальное толкование закона было неоднократно озвучено в качестве позиции Минэкономразвития России. Правильность этого толкования подтверждает и то, что другие заказчики товаров, работ, услуг - бюджетные учреждения, формально также не являющиеся получателями бюджетных средств согласно ст. 6 БК РФ, - прямо прописаны в качестве исключения из этого правила (о нераспространении Закона № 94-ФЗ на "неполучателей" бюджетных средств) по всему тексту закона. Другими словами, Закон № 94-ФЗ на бюджетные учреждения распространен в виде исключения. При этом автономные учреждения в данном законе не упоминаются вовсе.

Однако с 1 января 2012 г. автономные учреждения подпали под действие другого закона, регулирующего вопросы закупок товаров, работ, услуг - Закона № 223-ФЗ.

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ заявлены:

  1. обеспечение единства экономического пространства;
  2. создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
  3. эффективное использование денежных средств;
  4. расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
  5. развитие добросовестной конкуренции;
  6. обеспечение гласности и прозрачности закупки;
  7. предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями, а также рядом иных юридических лиц. Красной нитью по всему тексту закона проходит требование об обеспечении открытости закупочной деятельности автономных учреждений.

При этом свобода автономного учреждения проявляется в том, что каждое автономное учреждение принимает собственное положение о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Таким образом, учреждение вправе, при условии соблюдения некоторых общих принципов и правил, определенных

Законом № 223-ФЗ, установить свои условия, требования и способы закупок, отличающиеся от требований Закона № 94-ФЗ, например, определить более высокую сумму закупок без проведения торгов (у единственного поставщика), установить свои критерии для определения победителя торгов и т. п.

Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения.

Законом № 223-ФЗ определены принципы, которыми должно руководствоваться автономное учреждение при закупке товаров, работ, услуг.

Извещение о проведении конкурса или аукциона должно быть размещено не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом автономное учреждение обязано прописать в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Хотя данный Закон № 223-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г., муниципальные автономные учреждения, должны будут применять положения Федерального закона с 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен решением представительного органа муниципального образования.

Таким образом, руководитель автономного учреждения будет связан принятым наблюдательным советом учреждения порядком осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждения.

Официальный источник

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Ст. 6
  2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ред. от 06.12.2011). Ст. 3
  3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред. от 12.12.2011)

Как ограничивается самостоятельность руководителей образовательных учреждений при заключении крупных сделок?

Заключение сделок при определенных обстоятельствах также требует соблюдения особого порядка. В частности, для государственных (муниципальных) учреждений установлен особый порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, включающий в себя необходимость предварительного запроса согласия на сделку у учредителя (для бюджетного учреждения) либо у наблюдательного совета (для автономного учреждения).

Руководитель казенного учреждения совершает крупные сделки без соблюдения какого-либо специального порядка, поскольку сметный контроль достаточен для предотвращения рискованных сделок.

Руководители бюджетных и автономных учреждений должны действовать в рамках установленных правил для совершения крупных сделок, которые ограничивают самостоятельность руководителя.

Несоблюдение порядка влечет для руководителя риск в виде возмещения убытков, причиненных такой сделкой. Аналогичный риск влечет и невыполнение обязанности заинтересованного лица уведомить о своей заинтересованности.

Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения во многом схожи для бюджетного и автономного учреждений. В случае же совершения сделок "с заинтересованностью" порядок существенно различается для бюджетного, казенного и автономного учреждений.

Крупной сделкой для бюджетного учреждения признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (в т. ч. тем, которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), передачей имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Балансовая стоимость активов определяется по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Согласие должно быть предварительным.

Если руководитель учреждения ждал данное согласие, в конце концов, подписал договор (т. е. совершил сделку), и получил согласие после подписания, то это означает формальное нарушение требований закона.

Крупная сделка, совершенная с нарушением данных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Недействительность влечет за собой "двустороннюю реституцию", т. е. возврат сторонам договора всего полученного по сделке.

Для руководителя сам факт признания судом сделки недействительной принципиального значения не имеет. Руководитель бюджетного учреждения в любом случае несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленного порядка, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Для автономного учреждения крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (в т. ч. тем, которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения порядок заключения крупных сделок практически аналогичен порядку, установленному для бюджетного учреждения. Разница лишь в том, что одобрять заключение крупной сделки должен не учредитель, а наблюдательный совет автономного учреждения.

Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

Официальный источник

  1. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 06.11.2011) Ст. 14
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16.11.2011). П. 13 ст. 9.2

Какую ответственность несет руководитель образовательного учреждения при заключении сделок с заинтересованностью?

Для образовательных учреждений введен особый порядок совершения сделок с заинтересованностью. Этот порядок различается для бюджетного, казенного и автономного учреждений.

Лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются: члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, его заместители.

Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в т. ч. бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в т. ч. братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

  1. являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  2. 2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или долей, превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  3. 3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Контрагент - другая сторона договора (сделки).

Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки.

В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов (т. е. заинтересованности) в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

Порядок, установленный для совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность уведомления, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении.

Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. Фактически данная норма существенно увеличивает ответственность руководителя автономного учреждения - он должен отвечать не только за свою заинтересованность, но и за заинтересованность заместителей и членов наблюдательного совета, если не будет доказательств того, что он не знал и не мог знать о наличии такой заинтересованности.

В случае если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований закона, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, солидарная ответственность - это порядок возмещения убытков или вреда, когда обязанность по возмещению возлагается как на всех ответчиков, так и на любого из них как в полном объеме, так и в части. Солидарная ответственность может быть установлена только законом.

Для бюджетного же и казенного учреждений действуют общие нормы о сделках с заинтересованностью, установленные Законом № 7-ФЗ. Нормы предусмотрены ст. 27, которая регулирует вопросы конфликта интересов, и в соответствии со ст. 1 данного закона применяется как к казенным, так и к бюджетным учреждениям.

Лицами, заинтересованными в совершении тех или иных действий, в т. ч. сделок, с другими организациями или гражданами, признаются:

  1. руководитель (заместитель руководителя);
  2. лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за деятельностью учреждения, если указанные лица:
  • состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях;
  • являются участниками, кредиторами этих организаций;
  • состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях;
  • являются кредиторами этих граждан.

При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением, могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.

В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки, оно обязано сообщить о своей заинтересованности в бюджетном учреждении соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.

Следует отметить, что данная норма по аналогии должна применяться и к казенному учреждению. Статья 1 Закона № 7-ФЗ устанавливает, что нормы о конфликте интересов в равной степени распространяются как на бюджетные, так и на казенные учреждения. Вместе с тем в законе не указан орган, которому руководитель казенного учреждения обязан сообщить о заинтересованности.

По общему же правилу заинтересованное лицо некоммерческой организации (учреждения) сообщает о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки. Поскольку иных органов управления, не зависимых от руководителя и обладающих надзорными функциями в казенном учреждении не имеется, сообщить о своей заинтересованности руководителю казенного учреждения некому.

Органами надзора за образовательными учреждениями являются Рособрнадзор либо государственный орган управления образованием субъекта РФ. Соответственно применительно к казенным образовательным учреждениям имеется два варианта толкования ст. 27 Закона № 7-ФЗ - либо посчитать, что законодатель по ошибке не упомянул наряду с бюджетными учреждениями казенные учреждения и надо применять по аналогии норму о том, что сообщить о заинтересованности нужно учредителю. Либо же сообщать органам надзора, что практически лишено смысла, поскольку органы надзора не располагают возможностями для решения данных вопросов для всех подконтрольных образовательных учреждений. Представляется, что более логичным, эффективным будет применение аналогии, т. е. сообщение о заинтересованности органу, осуществляющему функции учредителя казенного учреждения.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований закона, может быть признана судом недействительной.

Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной.

В отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью приняты также подзаконные акты, которые дают примеры того, как учредители планируют решать данные вопросы для бюджетных учреждений. В частности, это:

  1. приказ Минфина России от 29.09.2010 № 111н "Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок";
  2. приказ Минфина России от 05.10.2010 № 121н «Об утверждении Порядка принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству финансов Российской Федерации, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях"»;
  3. приказ Минобрнауки России от 18.11.2010 № 1188 "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации".

Данные акты являются обязательными лишь для подведомственных указанным министерствам учреждений (т. е. не распространяются на образовательные учреждения субъектов РФ и муниципальные образовательные учреждения). Однако они позволяют понять общее направление в решении вопросов одобрения сделок.

Официальный источник

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011). Ст. 322-326
  2. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 06.11.2011). П. 3 ст. 16
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16.11.2011). Ст. 1, 27 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль