text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Кто может быть учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений?

  • 17 мая 2012
  • 16144

Скачать книгу «Управление образовательной организацией»
Скачать бесплатно в .pdf

На практике среди руководителей образовательных учреждений распространено неверное и упрощенное представление об учредителе. Правильно определиться с понятием "учредитель" достаточно сложно.

Согласно Закону РФ "Об образовании", учредителями образовательного учреждения могут быть:

  1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
  2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения этих юридических лиц (ассоциации и союзы);
  3. российские и иностранные некоммерческие организации, в т. ч. общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации и союзы этих юридических лиц;
  4. физические лица.

Из пункта 1 следует, что учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений является исключительно публично-правовое образование: или Российская Федерация, или субъект РФ, или муниципалитет. Таким образом, государственные и муниципальные органы управления де-юре не являются учредителями образовательных учреждений.

Публичное образование

Однако публичное образование не может действовать само по себе - его полномочия и функции реализуются через систему органов. Следовательно, функции и полномочия учредителя осуществляются от лица публичного образования тем органом или органами, которые на это уполномочены.

Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

В случае их реорганизации права учредителя переходят к правопреемникам.

Де-факто функции и полномочия учредителя государственного или муниципального учреждения практически всегда распределены между несколькими органами публично-правового образования.

Пример: По вопросам текущей деятельности учреждения функции и полномочия учредителя осуществляют, как правило, органы управления образованием; наделения имуществом - органы управления имуществом; реорганизации, ликвидации, изменения типа - высшие исполнительные органы государственной власти или, соответственно, администрация муниципального образования .

Отраслевые или ведомственные органы

Теоретически полномочие учредителя может быть у любого органа. Однако в большинстве случаев функции учредителя образовательных учреждений уполномочены осуществлять отраслевые или ведомственные органы: управления образованием, культуры, спорта и др.

На практике в уставе образовательного учреждения в качестве органа, выполняющего функции учредителя, зачастую называется один орган управления, которому непосредственно подведомственно данное учреждение. Однако следует иметь в виду, что с юридической точки зрения этот орган не является учредителем, и ряд учредительских полномочий всегда будут выполнять другие органы публично-правового образования, не названные в уставе (например, комитет по имущественным отношениям, земельный комитет, местная администрация, глава администрации и др.). При этом орган управления, названный в уставе учредителем, является номинальным (т. е. только по наименованию) учредителем, и можно утверждать, что такое наименование условно.

Органы местного самоуправления

В муниципальных образованиях также можно столкнуться с ситуацией отсутствия профильных органов управления . Все функции зачастую выполняет местная администрация без выделения отделов в качестве органов местного самоуправления.

В данном случае все решения, которые уполномочен принимать учредитель, должна принимать сама администрация. Отдел, который не имеет собственных полномочий в системе органов местного самоуправления, является лишь составной частью администрации, а потому не может действовать самостоятельно и обособленно.

Официальный источник:  Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012). Ст. 11 

Читайте также по вопросам управления образовательным учреждением:

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.