Использование исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ

7312

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль играет внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ -появление новых видов учебной деятельности. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в учебный процесс.

Высказывание академика А.П. Семенова "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы", стало определяющим в моей работе. Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры. На протяжении многих лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Л. П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:

  1. выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  2. поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
  3. подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);
  4. защита проекта.

Задачи проектно – исследовательской деятельности:

  1. Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы
  2. Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации
  3. Изучение основ научного познания и исследовательских методов
  4. Повышение интеллектуального потенциала, расширение научного кругозора в различных областях знаний
  5. Формирование логического и аналитического мышления.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности:

  1. Рефлексивные
  2. Поисковые (исследовательские)
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве
  4. Менеджерские
  5. Коммуникативные
  6. Презентационные
  7. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, "мозговой штурм", исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством учителя-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Организация исследования с использованием ИКТ, прежде всего, зависит от оснащенности кабинета начальных классов компьютерной техникой и сетевым доступом в Интернет.

Оптимальным представляется вариант, когда в кабинете начальных классов 1-2 компьютера в рабочей зоне класса. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно или, работая в группе, выполнять задания на компьютере. Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.

С помощью ИКТ я организую такие формы работы, как: защита учащимися творческих работ, сопровождение докладов и сообщений. Во внеурочное время использую ИКТ в подготовке учащихся к олимпиадам, дистанционным конкурсам (при подготовке к участию в образовательных инициативах различного уровня), а также в создании презентаций к творческим работам. В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. С огромным интересом они участвуют в исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Самостоятельный опыт проектной деятельности ребята моего класса получили, готовясь к школьной научной конференции во 2 классе. К этому времени в роли помощника и советчика стали выступать и родители учащихся. Их, задача - не ограничивать самостоятельную творческую активность ребёнка, а выступать в роли консультанта. Работа над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая.

В классе эффективно реализованы следующие типы проектов:

  1. творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  2. ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  3. ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  4. практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  5. исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

В результате за 3 года обучения учащимися были подготовлены к защите 48 проектов на различные темы. Ежегодно 96 % учащихся класса принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" проводимым Издательским домом "Первое сентября". На протяжении 3-х лет ребята моего класса с удовольствием участвуют и побеждают в ежегодном городском конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся "Что? Откуда? Почему?". Каждый учащийся моего класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье.

В результате такой работы у младших школьников к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):

  1. Учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм в школе), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.
  2. Информационные компетенции младших школьников: Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.
  3. Коммуникативные компетенции: Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется "исследователь-исследователь".

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Ирина Серова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль