Применение активных форм обучения в преподавании истории

1573
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре…

Много воды утекло с той поры, когда были сказаны поэтом Михаилом Матусовским эти простые, из душевной глубины пришедшие слова. Несмотря на время строки не потускнели, не затёрлись временем, напротив, обрели в наши дни для миллионов россиян спасительный смысл, стали мерой истинных ценностей в мире хаоса и разрушений, лжи и цинизма власти…

Да, бездна, о которой модничая, рассуждали "демократические" витии десятилетие назад, развёрзлась в стране всерьёз и надолго, поглотило немало человеческих душ, вселила смятение и уныние в другие. Опасно и то, что чёрная зияющая пустота этой бездны вновь пролегла между поколениями отцов и детей. Самая короткая из известных нам молитв гласит: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". И скрепляется словом Творца “Аминь”. Да проститься мне упоминание здесь Святой Троицы, но, как отражение на мир человеческий того, что задумано и скреплено воедино Творцом, единение отцов и детей в реальном мире тоже скрепляется Духом. И если нет между поколениями духовного единения, то сын идёт против отца, а брат — на брата. Несчастья России в последнее столетие отмечены именно поражением духовных связей между поколениями, а победы — их восстановлением. И если есть сегодня у большинства из нас надежда на лучший исход, то она вырастает из уверенности, что и в ненастные для нашего Отечества дни истинные ценности старших поколений продолжают передаваться от матерей и отцов к детям, от учителей к ученикам. И если мы спросим себя, с кого начинается Родина, то непременно ответим: С Учителя. Да, пока я как российский учитель, каждый день вхожу в свой класс с сознанием этой задачи, духовная связь между поколениями не прервётся.

Сегодня я, как творчески работающий учитель, всем сердцем болеющий за то, какого человека он выпустит в жизнь, должен жить в постоянном напряжении, неустанно искать пути, которые помогут дать учащимся не только просто знания, а знания нравственные, т.к. интеллект должен способствовать, прежде всего, нравственному развитию личности, а затем уже служить практическим целям, теоретическому познанию.

Современная лаборатория учителя истории - это богатый арсенал активных форм обучения, которые успешно применяются в условиях и концентрической, и линейной структуры школьного исторического образования. Выбор формы проведения занятий обусловлен целевой установкой тематического блока и соответствует одному из трёх этапов изучения новой темы:
1. введению;
2. углублению и конкретизации;
3. систематизации и обобщению новых знаний и умений.

Не секрет, что интерес к истории ослабевает и я в последнее время интерес и творческое начало ищу в названии урока, т.е. делаю проблему из названия урока, чтобы заинтересовать юные умы яркими и загадочными названиями. я хочу предложить вашему вниманию варианты составления названии уроков истории, объединяя их в несколько групп в зависимости от их содержания, учебного исторического материала, возрастных познавательных возможностей учащихся и целевой установки урока.1 вариант. В младших и средних классах в названии урока я указываю время и место действия исторического факта:
"Греко-персидские войны 500-449г. до н. э."
"Аравия - колыбель новой религии"

Серьёзность цели 5-6-классниками не осознаётся, а дополнительная опора: даты, карта, названия успешно срабатывает.2 вариант. Вопросительная форма заголовка - используют её со сложным теоретическим содержанием темы - это помогает выделить главное, проанализировать факты и сделать выводы."Как изменилась жизнь восточных славян в 6-8 веках?"
"Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?"3 вариант. Сквозная линия изучаемого периода."Афины: от аристократической республики к демократической"
"От Британии к Англии 6-8 века"
Учащиеся в начале урока нацелены на анализ явления, в конце же урока свободно и сознательно формулируют главный вывод и рассуждают о закономерностях и случайностях в истории.4 вариант. Название заимствую из известных художественных и исторических текстов."Владыки мира без клочка земли"
"от куда есть пошла русская земля"
"Москва не сразу строилась"
Но особенно эффективны такие заголовки на уроках исторических портретах: "Дней Александровых прекрасное начало".5 вариант. В средних и старших классах, возрастает уровень информированности учащихся о исторических событиях, поэтому я использую приём «отстранения», т.е. освещение знакомого факта под новым углом зрения, в новом ракурсе - чтобы вызвать интерес учащихся, казалось бы к хорошо известным историческим фактам:"По следам аргонавтов"
"Почему в России новый, 19, век наступил в ночь на 12-е марта 1801 года?"
Это позволяет увлечь, открывает неисчерпаемость познания, пробуждает воображение и самостоятельность мысли.6 вариант. Тема называется по принципу «или-или»."Тверь или Москва"
"Греция или Македония?"
"Филипп или Демосфен?"
Уже с первых минут, класс легко и непринуждённо включается в познавательный спор, дискуссию, обмен мнениями и это побуждает учащихся, напряженно следить за развивающимся конфликтом.7 вариант. Превращаю ученика в создателя урока, для этого в названии темы на доске оставляю недописанными ключевые слова и учащиеся по ходу, самостоятельно подбирают и дописывают их. по законченным фразам сужу , что сегодня услышали учащиеся, что запомнили, какой след оставила тема и совпадает это с тем к чему я стремилась. Пример: "Слово о ...Русской земли" ­­(цикл уроков о татаро-монгольском нашествии на Русь 13 веке). Сразу нужное найти трудно, только после размышлении, сопереживания, осознания, что для страны это стало "погибелью", это слово несёт в себе боль, печаль и сильно контрастирует с названием темы в учебнике: завоевание, вторжение, нашествие.

8 вариант. Название может содержать в себе скрытый план изучения темы:"Первые земледельцы и скотоводы".

Рассуждая учащиеся самостоятельно составляют план изучения:
1. Что такое земледелие?
2. Что такое скотоводство?
3. Когда появляются эти занятия?
4. Каковы причины их возникновении?
5. Где появились первые районы земледелия и скотоводства?
6. Что изменилось в жизни людей с земледелием и скотоводством?9 вариант. Еще один способ активизации деятельности учащихся на уроке с помощью названия заключается в том, что учащиеся в конце урока расставляют в названии знаки препинания, выражая этим своё собственное отношение к проблеме. Например, на уроке о судьбе семьи последнего российского императора учащиеся выбирали подходящую концовку и мотивировку. «Расстреляли: !!! или??? или...»
Все перечисленные варианты составления названия темы, возможно, не исчерпывают всего их многообразия, но открывают перед учителем новые возможности организации творческого изучения истории.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Татьяна Казакова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль