Формы и методы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися

10511

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" – одаренных детей – провозглашается приоритетной задачей.

Выявление одаренных и высокомотивированные учащихся

Одаренные и высокомотивированные школьники требуют помощи, так как именно от таких учеников зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на сцене своих учеников, на пьедестале - лучших российских ученых, кинорежиссеров, певцов, музыкантов и при этом сразу ассоциируем победителя со своей школой или страной в целом.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высокомотивированными учащимися является крайне необходимой.

Национальная инициатива "Наша новая школа" предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях:

1) выявление детских талантов и талантливых учеников;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области форм и методов работы с одаренными детьми.

Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:

  1. С необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. С признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. С высокими творческими (художественными) способностями.
  4. С высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В каждой школе, и в нашей в частности, учатся дети, которые составляют её интеллектуально – творческий потенциал: Карпова Татьяна, Коростелёва Анна, Борзенков Руслан, Эпов Виктор, Григорьев Вова, Сарновская Юлия. В них - сосредоточение интеллектуальных, художественных, лидерских способностей. Они – победители и призеры муниципальных предметных олимпиад, зональной олимпиады "Интеллектуальный марафон".

В последние годы в нашей школе прослеживается положительная динамика участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, проектах, муниципального, регионального и федерального уровней, что и заложено в программе по работе с одаренными детьми в школе и высокомотивированными учащимися.

Программа "Одаренные дети", реализуемая в нашей школе, предусматривает деятельность с одаренными детьми по следующим направлениям:

  • естественно-математическое направление;
  • история и историческое краеведение;
  • литература и литературное краеведение;
  • художественное творчество.

Выявление одаренных мальчиков и девочек в школе начинается до поступления ребенка в первый класс на основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления в период обучения в классе предшкольной подготовки и анкетирования их родителей. Одаренные и высокомотивированные учащиеся требуют тщательной работы по развитию способностей, что становится одним из важнейших аспектов деятельности школы. Для достижения эффективного взаимодействия с такими учащимися следует составить план работы с одаренными детьми.

Формы и методы работы с одаренными детьми

Какие же формы и методы работы с одаренными детьми в нашей школе признаны педагогами наиболее эффективными:

  • групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс «Математика для одаренных»,7-9кл. За страницами учебника русского языка, Секреты орфографии);
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • курсы по выбору «Такая разная информатика»;
  • участие в олимпиадах (Русский медвежонок, ЧиП, Кенгуру);
  • работа по индивидуальным планам;
  • интеллектуальные марафоны.

В урочной деятельности педагогами школы используются следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах на уроках русского языка (учитель – Овчарова Е.С.);
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия) используют учителя начальных классов Зимина О.Н. Ёлгина В.В.;
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры) систематически использует учитель истории Казакова Т.Н., информатики Коростелёва Н.С.;
  • задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания на уроках русского языка использует Николаева Л.В.;
  • проектно-исследовательской деятельностью по истории родного края, г. Томмот довелось заниматься мне. Проекты учащихся "Город мой родной. Люди и судьбы", "Школьный дворик-зеркало нашей души", "Аграрная реформа П.А.Столыпина и её реализация в нашем крае" заняли призовые места на региональных научно – практических конференциях.

Методы работы с одаренными детьми

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными детьми , варьирование которых позволяет педагогам нашей школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  1. Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  2. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
  4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
  8. Метод "если бы…". Помогает школьникам нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  9. "Мозговой штурм". Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Задачи учителя

К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех, а потому формы и методы работы с одаренными детьми оказываются бессильными. Успеха можно добиться, если:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Работа с одарёнными детьми в школе должна быть направлена на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные и высокомотивированные учащиеся – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения , тем больше надежд на то, что в будущем эти мальчики и девочки составят гордость и славу своего Отечества.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Татьяна Казакова

Другие материалы по работе с одаренными детьми:

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль