Тайна усыновления: ответственность за разглашение

2524

Усыновленный малыш – тайна усыновления отдельной семьи. Но с  приходом ребенка в школу она может стать поводом для обсуждения сотрудниками учреждения. Как распорядиться этой информацией, чтобы соблюсти закон и не нарушать этические нормы? Ведь большинство родителей трепетно воспринимают все связанное с их семьей. На этот и другие вопросы отвечает Татьяна Михайловна Чичина, педагог-психолог отдела психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей ГБОУ УМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков “Детство” Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Когда вошел в обиход термин “тайна усыновления”?

Словосочетание “тайна усыновления” существует с момента появления в России института усыновления (Закон от 12.03.1891 “О детях усыновленных и узаконенных”). В обществе отношение к тайне усыновления менялось с течением времени. Изначально усыновление являлось открытой процедурой. Более того, усыновленные дети общались с кровными родителями и родственниками. Однако затем изменился подход к решению этого вопроса, и процедура усыновления стала тайной. Принято думать, что детям, которые знают о том, что они усыновленные, сложнее адаптироваться в семье.

Кроме того, в свое время считалось неприличным, если у женщины нет детей, поэтому нашелся еще один аргумент в пользу сохранения тайны. В странах Западной Европы и США многие десятилетия сохранение тайны являлось нормой. Между тем специалисты в сфере усыновления установили, что когда приемные дети узнавали об этом факте своей биографии, они испытывали чувства гнева, беспокойства, стыда, им становилось труднее доверять своим приемным родителям, поскольку утаивание подобной информации они расценивали как предательство.

В чем заключается тайна усыновления?

В законе об усыновлении (ст. 139 СК РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ) четко прописано, что судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. При этом не сказано, что факт усыновления нужно скрывать от ребенка. То есть надо понимать, что информацию об усыновлении скрывают прежде всего от биологических родителей, которые отказались от малыша или лишены родительских прав. Значит, ребенок имеет полное право знать о своей биологической семье и получить эту информацию в соответствующих органах. Также следует напомнить, что тайна усыновления касается только такой формы принятия ребенка в семью, как усыновление. Кстати, при усыновлении родители усыновленного по праву могут называться родителями, а в остальных случаях – воспитателями.

Если сохранение  тайны усыновления несет в себе столько скрытых опасностей и “подводных камней”,
надо ли сообщать детям о том, что они усыновлены?

Для начала следует разобраться, что такое тайна вообще, и для конкретных приемных родителей в частности. В энциклопедическом словаре говорится, что тайна – это скрываемое от других событие, значимая информация, исключаемая из процесса общения. В связи с этим напрашивается вопрос: от кого и для чего вы собираетесь скрывать такое радостное и долгожданное событие, как появление ребенка в вашей семье? Может быть, боитесь, что вас осудят, не одобрят вашего решения, не примут вас с ребенком? А так ли это важно? Ведь не для общества рожают и воспитывают детей.

Не спрашивают же у соседей по лестничной клетке: “А как вы относитесь к тому, что я рожу ребенка?”. Согласитесь, абсурд! Важно самому понимать, что ребенок ценен и значим для вас и вашей семьи, что усыновление было сознательным шагом, и что вы сделали все правильно. Ведь усыновление – такой же естественный и нормальный путь появления малыша в семье, как и его рождение. Только способы разные.

Зачастую тайна усыновления сохраняется только формально – в соответствующих документах. Может, не стоит скрывать факт усыновления, все равно ребенок узнает?

Наша государственная система построена таким образом, что на практике тайну усыновления сохранить очень сложно. Родителям необходимо представлять на работу ряд документов на ребенка (для оформления больничного, отпуска по уходу за ребенком и т. д.).

При этом возраст ребенка может не совпадать с той датой, когда вы “ушли в декрет”. Также документы об усыновлении/удочерении необходимо направлять в Пенсионный фонд для оформления материнского капитала.Сейчас отечественные специалисты в области устройства детей-сирот и будущие принимающие родители постепенно осознают, что ребенку важно знать свою семейную историю, в том числе появления в семье усыновителей. Ведь жизнь ребенка начинается не с момента оформления усыновления.

У него есть мама и папа, бабушки и дедушки, дяди и тети, другие родственники. Конечно, рядом их нет, но знать о том, что они в его жизни были, а, возможно, и сейчас есть – важно. Иногда бывает так, что безответственная мать оставила ребенка, а ее родственники даже не подозревают об этом. Приемные родители могут сказать, что ребенок будет жить их семейной историей, но, на мой взгляд, это нечестно по отношению к нему. Добрыми и по-настоящему близкими могут быть только отношения, построенные на доверии.

Что касается соблюдения этических норм, например, педагогами дошкольного учреждения или учителями школы, которую посещает приемный ребенок, то информация об усыновлении, конечно, не должна быть ключевой в работе с ним и поводом для бесконечного обсуждения с коллегами. Он такой же, как все, у него тоже есть семья. При этом объектом пристального внимания педагогов и специалистов должно быть эмоциональное состояние ребенка, его поведение и общение со сверстниками.

Оправданно ли, на ваш взгляд, поведение замещающих родителей, которые предпочитают неожиданные способы сохранения тайны усыновления?

Нежелание сообщать ребенку об усыновлении зачастую свидетельствует о том, что родители еще не готовы к его принятию. То, насколько важно и детям, и их родителям говорить о том, как ребенок появился в семье, подтверждает одна из историй. На последнем занятии в Школе приемных родителей одна девушка сказала: “Я сама усыновленный ребенок. Мама удочерила меня в детстве, а узнала я об этом, когда мама умирала. Не было ненависти, негодования, злости или обиды… Первая мысль – как же ей тяжело было хранить это столько лет?! Возможно, если бы она перестала нести этот груз и рассказала мне все раньше, прожила бы дольше”.

С этим нельзя не согласиться, ведь на сокрытие тайн уходит много жизненных сил, энергии и здоровья. Сам же ребенок может испытывать неосознаваемое чувство тревоги. Даже если родители уверены, что могут не проявлять или контролировать свое беспокойство по этому поводу, дети чувствуют эмоции взрослых и обязательно отразят их. Об этом важно помнить.

Если родители решили рассказать ребенку правду о том, что он  усыновлен, как это лучше сделать?

Эту историю можно рассказать как новую сказку, услышанную впервые. Подобная форма – один из наиболее безопасных способов сообщения ребенку о том, что он приемный. Родители сами могут сочинить сказку либо воспользоваться уже готовой. Но поскольку каждый малыш – индивидуальность, лучше, если родители самостоятельно напишут сказку для своего ребенка. При этом она может быть не основным способом сообщения важной информации, а лишь поводом для начала беседы на эту тему (беседа актуальна для детей, которые в силу возраста и психологических особенностей смогут адекватно воспринимать информацию о своем происхождении).

Поводом для начала беседы может стать тематический фильм или мультфильм, например,  “Кунфу Панда 2”, где всплывает тема усыновления. Такой вариант приемлем в ситуации, когда ребенок совсем маленький. А как поступить с 6–7-летним ребенком, который все воспринимает адекватно?

Для этого возраста определяющим является то, что ребенок уже может осознать свою историю. Ему важно определить чувства, которые он испытывает по отношению к биологическим родителям и приемным. Необходимо понимать, что если ребенок не задает вопросов о своем происхождении, это не значит, что он этим не интересуется. Скорее, его настолько может тревожить данный вопрос, что он боится, стесняется, а может, и не полностью доверяет приемным родителям, поэтому и не спрашивает. Важно дать понять ребенку, что он может доверять родителям, а они готовы говорить с ним о его происхождении. Конечно, каждый случай нужно рассматривать индивидуально.Какой возраст является наиболее подходящим для беседы с ребенком об усыновлении?

Специалисты рекомендуют сделать это как можно раньше, например, в дошкольном возрасте, самое главное – до пубертатного возраста (это касается детей, которых приняли в семью в раннем детстве).

В подростковом возрасте ребенок может негативно воспринять эту информацию, т. к. это сложный период в жизни человека.  Перед ним стоят две задачи – определить идентичность и обрести независимость. Поэтому, узнав, что он приемный, ребенок может решиться на поиски биологических родителей. Не стоит ему препятствовать и отговаривать. В такой ситуации задача приемных родителей – подготовить ребенка к возможной встрече и тому, что она может пройти не лучшим образом. Также важно дать понять ребенку, что он может чувствовать себя защищенным в приемной семье.

Помимо беседы с ребенком (об истории его жизни до знакомства с родителями), сказок, мультфильмов и фильмов можно обратиться к такому  методу, как “Книга жизни” для приемных детей – аналогу альбома-книги “Наш малыш”, которые продаются в каждом книжном или детском магазине. Можно воспользоваться уже готовым альбомом, добавляя свои пункты, или оформить самостоятельно, что всегда особенно ценно. Чем старше ребенок, тем больше информации о нем нужно будет собрать. Подобная книга с фотографиями, рисунками и картинками поможет в воссоздании истории жизни ребенка, станет источником информации о его биологической семье, поможет отразить чувства и переживания ребенка. В данную книгу можно включать информацию о рождении, состоянии здоровья, развитии, усыновлении, образовании, начале самостоятельной жизни.

Стандартных методов, которые помогли бы с наименьшей болью и переживаниями для родителей и ребенка донести информацию об усыновлении, нет. Поэтому бесценной для родителей и детей является помощь специалистов, в частности психолога, который сможет оказать содействие конкретной семье в решении вопроса о тайне усыновления.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль