"Свеж и душист твой роскошный венок…"

4583

Внеклассное мероприятие "Свеж и душист твой роскошный венок" можно организовать во время работы летнего детского пришкольного лагеря. Занятие поможет ребятам интересно провести досуг за общим делом, приобщиться к народным традициям, научиться плести венок и узнать, какие венки бывают.

Цель мероприятия: создать условия для приобщения младших школьников к традициям русского народа.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить младших школьников с венком как атрибутом традиционных народных праздников;
  • обучить детей технологии плетения венков;

развивающие:

  • развивать творческие способности школьников;
  • развивать у детей умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки; воспитательная: воспитывать у учеников уважение к народным традициям.

Оборудование: венок из полевых цветов, свежие цветы, листок бумаги для каждого школьника, карточки для обучающихся с синквейном по теме "Венок", видеозапись о венках и их плетении, экран и проектор.

Предварительная работа: обучающимся можно заранее предложить выучить стихотворения к мероприятию.

Использованные интернет-источники: www.lifecity.com.ua, www.cherniy-kot.ru.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас на занятии будет много интересного. А начнем мы с загадки. Я знаю, что все девочки и мальчики любят отгадывать загадки! Ну-ка, догадайтесь, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
На лугу пестрят цветы,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только... (Ответ: летом.)

  1. Введение в тему мероприятия

Учитель: Да, действительно, мы будем говорить о лете. Кто любит это время года? (Дети поднимают руки.) Почему же вам так нравится лето?

Ученики: Летом тепло, каникулы. Можно купаться в речке. Поспевают ягоды и грибы. Летом очень красивая природа. Много цветов. (Варианты ответов могут быть иными.)

Учитель: Соглашусь с вами, ребята. Тема нашего занятия связана с летом. Предлагаю догадаться, какой предмет будет являться главным героем нашего занятия. Я приготовила для вас еще одну подсказку. На ваших партах лежат карточки: прочитайте внимательно, подумайте, о чем идет речь. Напишите, что это, но не показывайте соседу и не подсказывайте друг другу.

(Подсказка предложена в виде синквейна. Первая строка отсутствует, по остальным строчкам дети должны догадаться, что речь идет о венке.

Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стихотворение, состоящее из пяти строк". Синквейн - это стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

Правила: 1-я строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2-я строка - два прилагательных; 3-я строка - три глагола, 4-я строка - фраза, несущая определенный смысл, 5-я строка -резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн на карточках у обучающихся:

____________________.

Свежий, душистый.

Радует, украшает, оберегает.

"Всех в нем цветов ароматы слышны".

Украшение.)

Учитель: Итак, ребята, что же это такое?

Ученики: Венок.

(Учитель демонстрирует сплетенный венок.)

  1. Работа над темой занятия

Учитель: Молодцы! Действительно, это венок. Сегодня на занятии мы узнаем о венке много интересного. (Учитель берет в руки подготовленный заранее венок.) Посмотрите, какой красивый венок! Ребята, подходят ли слова из нашего синквейна для этого венка? (Обучающиеся отвечают.) А вы плели венки? Зачем?

Ученики: Для украшения, для игры

Учитель: А еще венок - это символ лета, красоты. Недаром Афанасий Афанасьевич Фет сочинил стихотворение "Свеж и душист твой роскошный венок...". Мы с вами даже не подозревали, что плетение венков нам досталось в наследство от наших предков-славян. В древности венок использовали в обрядах, он являлся атрибутом праздничного убранства участников обряда, оберегом. Прочитайте стихотворение.

В пряди черных волос
Заплетаю цветы:
Сто одиннадцать роз
Для твоей красоты.
И вокруг головы
Из ромашек венок –
Оберег от молвы,
Чтоб никто сглазить не мог.

Ученики: Венок являлся еще и оберегом.

Учитель: В русской традиции известны венки двух видов: обычные (травяные, цветочные и т. п.) и березовые. Повсеместно венки являлись основным головным украшением молодых девушек на Троицу[1] и Духов день[2] . Помимо обычных венков, они надевали на голову и венки из березовых ветвей. В венках водили хороводы, молились в церкви, гуляли, совершали различные обряды и трапезу. Иногда их носили в руках или вешали на шею. Венок был непременным атрибутом молодежных игр и хороводов, ряженья, нередко единственным его знаком. По окончании праздника девушки шли к реке (или к другому близлежащему водоему) и бросали венки в воду. Пуская венки по реке, девушки загадывали: утонет - к недоброму, куда поплывет - в той стороне жених будет, сойдется с другим - замуж выйдешь.

А еще бытовал обычай, согласно которому парень, желавший жениться, должен был вытащить из воды венок полюбившейся ему девушки. Послушайте, с какими словами девушки опускали в реку свои веночки.

(Дети читают стихотворения, заранее выученные наизусть.)

1- й ученик:

Венок мой березовый,
Плыви - не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.

2- й ученик:

Пойду на Дунай на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду;
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, тонет ли
Венок мой на воде?
Мой венок не потонул
Меня милый вспомянул:
- О свет моя ласковая,
О свет моя приветливая.

Учитель: В некоторых местах России троицкие венки хранили у икон, используя их в качестве оберега и лечебного средства. Троицкие венки опускали в воду, которой затем мыли детей, чтобы они не хворали. Вижу ваши удивленные взгляды. Как много силы, оказывается, у венка!

  1. Практическая часть занятия

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске закреплены венки.) Понравились вам венки? (Дети отвечают. Затем учитель ставит видеозапись о венках и их плетении.) Мы посмотрели видеозапись, теперь предлагаю и вам сплести венки. Те ребята, кто умеет плести, будут моими помощниками. Для начала определитесь, какой венок вы будете плести. Ведь венок девушки часто завивали сообща один на всех или парами, а также индивидуально: каждая для себя. Общий венок отличался большими размерами.

(Дети разбиваются на группы: для большого общего венка (4-5 чел.), попарно и для индивидуального плетения. Плетут венки.)

Итак, рассмотрим технологию плетения венка. (Учитель демонстрирует каждый этап плетения, дети повторяют действия педагога.) Итак, теперь мы все знаем, все умеем! Делу время. А чтобы работалось веселее, послушайте, как приговаривали во время плетения венков.

1-й ученик:

Мы завьем венок,
Мы на все святки,
Мы на все святки,
На все празднички.
На все празднички,
На духовые,
На духовые,
На венковые.

2-й ученик:

Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Увесь год веселешенька!

(Следующая часть занятия может проходить на улице, на лугу, в лесу. Дети плетут венки.)

Свеж и душист твой роскошный венок…

  1. Подведение итога мероприятия

Учитель: Ребята, до чего красиво получилось! Как "свежи и душисты ваши роскошные венки"! Кто помнит, для какого праздника мы сегодня плели венки?

Ученики: Троица, Духов день.

Учитель: А есть еще один летний замечательный праздник, для которого тоже пригодится венок. Дам подсказки. Этот праздник отмечают в начале июля, он описывается в русской народной сказке "Снегурочка". Вам задание, перечитайте эту сказку или узнайте у родителей, что это за праздник. (Ответ: Иванов день 3 .) А сейчас предлагаю поиграть в ручеек. (Дети играют в венках. Те, кто плел общий венок, украшают дерево около школы, кто парный - договариваются и надевают венки по очереди.)



1 Троица, пятидесятница - один из главных христианских праздников в честь мифического сошествия Святого Духа на апостолов. Трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день после Пасхи. В 2012 г. Троица приходится на 3 июня. - Примеч. ред.

2 Духов день - христианский праздник, следующий день после Троицы. В 2012 г. Духов день приходится на 4 июня. -Примеч. ред.

3 Иванов день, Иван Купала - летний народный праздник языческого происхождения. Имя Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель. В 2012 г. Иванов день приходится на 7 июля. - Примеч. ред.

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль