text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Изменение содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС

  • 24 апреля 2012
  • 16352

Г.В. Никифорова,
начальник отдела центра

А.В. Крупенина,
канд. психол. наук, начальник отдела центра

И.В. Нестеренко-Костенко,
канд. экон. наук, методист центра

Предлагаемая публикация - вторая из серии статей, в которых подробно рассматривается деятельность психолога в условиях реализации ФГОС. Материал подготовлен в рамках работы лаборатории "Деятельность педагога-психолога в условиях введения ФГОС" центра "Практический психолог" ГОУ ВПО МГППУ.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПО СВОЕЙ СУТИ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Отличительная особенность нового стандарта - его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой - воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается прежде всего на образовательное учреждение.

Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы всей системы образования по подготовке выпускника, не просто владеющего определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными личностными свойствами, которые становятся результатом освоения образовательной программы.

ВСЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СВЯЗАНО С РАЗРАБОТКОЙ И ВНЕДРЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Основой деятельности педагога-психолога - специалиста об­разовательного учреждения, как и педагогов, реализующих этот проект, неизбежно оказывается социально-психологическое проектирование и моделирование. Подчеркнем, что деятельность педагога-психолога в данном контексте сама по себе не является социальным проектом. Правильнее отнести ее к категории социальных (в данном случае психолого-педагогических) технологий, т. е. воспринимать ее как упорядоченную последовательность процессов, методов, при­емов, направленных на достижение социального заказа. Из этого вытекает, что все содержание деятельности по психолого-педаго­гическому сопровождению образовательного процесса связано с разработкой и внедрением социальных технологий.

Компетенции обучающихся как результат освоения основной образовательной программы формируются в ходе реализации этой программы, при этом урок служит основным средством, а учитель выступает главным действующим лицом, обеспечивающим формирование всех видов компетенций, включая метапредметные и личностные. Это предъявляет новые высокие требования к про­фессиональным, информационным, коммуникативным и личност­ным качествам преподавателя.

НЕ ВСЕ ПЕДАГОГИ ГОТОВЫ К ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗМЕНЕНИЯМ

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, учитель сохраня­ет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии системно-деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов. Отдельно следует рассматривать поставленную перед учителем задачу дости­жения обучающимися метапредметных результатов освоения программы в ходе урочной деятельности, что требует высокой психологической компетентности преподавателя.

Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Специалисты психологической службы столкнулись с тем, что глубина и масштаб перемен, ожидаемых от педагогов, иногда весьма негативно влияют на психическое здоровье и эмоцио­нальное благополучие ряда учителей, оказавшихся неготовыми их принять.

В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ПСИХОЛОГ ДОЛЖЕН СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГА, А ТАКЖЕ НА РАЗВИТИИ ЕГО КРЕАТИВНОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Такая ситуация вызывает потребность в смещении приоритета в профессиональной деятельности педагога-психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, а также профессиональную и личностную поддержку учителей. В рамках перехода на новые ФГОС психолог должен сосредоточиться на формировании мотивационной сферы педагога, развитии его креативности, готовности к инновационной деятельности. Введе­ние этих стандартов предъявляет новые требования к уровню пси­холого-педагогической компетентности всех специалистов обра­зовательного учреждения, и прежде всего учителя.

Роль психолога в образовательном учреждении, таким образом, не просто возрастает, а несколько меняется. Для продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обла­дать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах школьной жизни. С сожалением отметим, что именно этот компонент профессиональной подготовки данного специалиста оказывается слабым звеном. Зачастую даже опытные педагоги-психоло­ги, много лет работающие в образовательном учреждении, имеют весьма расплывчатые представления о содержании образовательной программы, методике преподавания, особенностях организации учебного процесса.

Для успешного преодоления данной проблемы необходима организация специальной дополнительной профессиональной подготовки педагогов-психологов, что может быть обеспечено как в рамках курсов повышения квалификации, так и в ходе ме­роприятий, проводимых для методического обеспечения психо­логов.

В связи с внедрением ФГОС содержательные изменения в структуре психологического сопровождения образовательного процесса должны быть внесены также в диагностическую, разви­вающую, коррекционную и профилактическую деятельность пси­холога. Исследование, проектирование, конструирование стано­вятся ведущими типами его работы в обучении, что повышает требования к профессиональным и личностным качествам психо­лога в деятельностной парадигме.

Организационная структура психологического сопровождения образовательного процесса

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет но­вые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного про­цесса.

Изменение содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОСМодель деятельности школьного психолога

Предлагаемая нами модель деятельности школьного психолога (рисунок) - при сохранении традиционных направлений работы, таких как диагностика, коррекция, развитие, психологическая профилактика, консультирование, психологическое просвеще­ние - предполагает еще четыре основных блока:

  • диагностико-прогностический;
  • экспертно-аналитический;
  • блок социально-психологического проектирования;
  • коррекционный.

Блоки психологического сопровождения реализуются на осно­ве планирования психолого-педагогической работы последова­тельно для каждой категории участников образовательного про­цесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением. 

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.