Изменение содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС

16347

Г.В. Никифорова,
начальник отдела центра

А.В. Крупенина,
канд. психол. наук, начальник отдела центра

И.В. Нестеренко-Костенко,
канд. экон. наук, методист центра

Предлагаемая публикация - вторая из серии статей, в которых подробно рассматривается деятельность психолога в условиях реализации ФГОС. Материал подготовлен в рамках работы лаборатории "Деятельность педагога-психолога в условиях введения ФГОС" центра "Практический психолог" ГОУ ВПО МГППУ.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПО СВОЕЙ СУТИ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Отличительная особенность нового стандарта - его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой - воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается прежде всего на образовательное учреждение.

Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы всей системы образования по подготовке выпускника, не просто владеющего определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными личностными свойствами, которые становятся результатом освоения образовательной программы.

ВСЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СВЯЗАНО С РАЗРАБОТКОЙ И ВНЕДРЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Основой деятельности педагога-психолога - специалиста об­разовательного учреждения, как и педагогов, реализующих этот проект, неизбежно оказывается социально-психологическое проектирование и моделирование. Подчеркнем, что деятельность педагога-психолога в данном контексте сама по себе не является социальным проектом. Правильнее отнести ее к категории социальных (в данном случае психолого-педагогических) технологий, т. е. воспринимать ее как упорядоченную последовательность процессов, методов, при­емов, направленных на достижение социального заказа. Из этого вытекает, что все содержание деятельности по психолого-педаго­гическому сопровождению образовательного процесса связано с разработкой и внедрением социальных технологий.

Компетенции обучающихся как результат освоения основной образовательной программы формируются в ходе реализации этой программы, при этом урок служит основным средством, а учитель выступает главным действующим лицом, обеспечивающим формирование всех видов компетенций, включая метапредметные и личностные. Это предъявляет новые высокие требования к про­фессиональным, информационным, коммуникативным и личност­ным качествам преподавателя.

НЕ ВСЕ ПЕДАГОГИ ГОТОВЫ К ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗМЕНЕНИЯМ

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, учитель сохраня­ет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии системно-деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов. Отдельно следует рассматривать поставленную перед учителем задачу дости­жения обучающимися метапредметных результатов освоения программы в ходе урочной деятельности, что требует высокой психологической компетентности преподавателя.

Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Специалисты психологической службы столкнулись с тем, что глубина и масштаб перемен, ожидаемых от педагогов, иногда весьма негативно влияют на психическое здоровье и эмоцио­нальное благополучие ряда учителей, оказавшихся неготовыми их принять.

В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ПСИХОЛОГ ДОЛЖЕН СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГА, А ТАКЖЕ НА РАЗВИТИИ ЕГО КРЕАТИВНОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Такая ситуация вызывает потребность в смещении приоритета в профессиональной деятельности педагога-психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, а также профессиональную и личностную поддержку учителей. В рамках перехода на новые ФГОС психолог должен сосредоточиться на формировании мотивационной сферы педагога, развитии его креативности, готовности к инновационной деятельности. Введе­ние этих стандартов предъявляет новые требования к уровню пси­холого-педагогической компетентности всех специалистов обра­зовательного учреждения, и прежде всего учителя.

Роль психолога в образовательном учреждении, таким образом, не просто возрастает, а несколько меняется. Для продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обла­дать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах школьной жизни. С сожалением отметим, что именно этот компонент профессиональной подготовки данного специалиста оказывается слабым звеном. Зачастую даже опытные педагоги-психоло­ги, много лет работающие в образовательном учреждении, имеют весьма расплывчатые представления о содержании образовательной программы, методике преподавания, особенностях организации учебного процесса.

Для успешного преодоления данной проблемы необходима организация специальной дополнительной профессиональной подготовки педагогов-психологов, что может быть обеспечено как в рамках курсов повышения квалификации, так и в ходе ме­роприятий, проводимых для методического обеспечения психо­логов.

В связи с внедрением ФГОС содержательные изменения в структуре психологического сопровождения образовательного процесса должны быть внесены также в диагностическую, разви­вающую, коррекционную и профилактическую деятельность пси­холога. Исследование, проектирование, конструирование стано­вятся ведущими типами его работы в обучении, что повышает требования к профессиональным и личностным качествам психо­лога в деятельностной парадигме.

Организационная структура психологического сопровождения образовательного процесса

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет но­вые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного про­цесса.

Изменение содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОСМодель деятельности школьного психолога

Предлагаемая нами модель деятельности школьного психолога (рисунок) - при сохранении традиционных направлений работы, таких как диагностика, коррекция, развитие, психологическая профилактика, консультирование, психологическое просвеще­ние - предполагает еще четыре основных блока:

  • диагностико-прогностический;
  • экспертно-аналитический;
  • блок социально-психологического проектирования;
  • коррекционный.

Блоки психологического сопровождения реализуются на осно­ве планирования психолого-педагогической работы последова­тельно для каждой категории участников образовательного про­цесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль