Адаптационное занятие "Созвездие" для обучающихся 5-х классов

4494
М.П. Головня, 

педагог-психолог МОУ «Средняяобщеобразовательная школа № 13», г. Пугачев

Подготовка к занятию

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; профилактика дезадаптации в средней школе.

Задачи:

  1. создать условия для сплочения коллектива;
  2. предоставить ученикам возможность вступить во внутригрупповое взаимо­действие;
  3. смоделировать ситуацию сотрудничества и взаимной поддержки для прожи­вания ее школьниками;
  4. воспитать доброжелательность, взаимопомощь в детях.

Оборудование: "небосвод"; звездочки, визитки, булавки, фломастеры, листы для рисования - все по количеству детей; цветные карандаши, мячик, музыка для релакса­ции.

Ведущий: педагог-психолог.

Наеврх

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия

Инструкция: дети стоят в кругу и кладут руки на плечи друг другу. Приветливо глядя в глаза, нужно по очереди сказать: "Здравствуйте!".

Наеврх

2. Игра "Гомеостат"

Инструкция ведущего: "В рыцарские времена для приветствия было введено рукопожатие. Оно указывало на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Теперь этот жест играет ту же роль - когда мы пожимаем руку партнера, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.

Сейчас все мы также обменяемся рукопожатиями, только сделаем это необычным способом. На счет "три" выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача - не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев - пожимают друг другу руки".

Наеврх

3. Разработка правил работы в группе

Инструкция. Обучающиеся совместно с психологом разрабаты­вают общие правила работы:

  • не перебивать говорящего;
  • не оскорблять;
  • не грубить;
  • не унижать.

Наеврх 

II. Основная часть

Примечание: звучит медленная, расслабляющая музыка.

Слово ведущего: "Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились с вами, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и еще теснее подружиться.

Хлопните в ладоши те, кто любит смотреть на звездное небо.

Оказывается, что уже с давних времен люди каждую ночь любо­вались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали о семье, о будущем и т. д. Звезды во все времена завораживали живущих на Земле.

Но однажды, взглянув на небо, они не обнаружили ни одной звезды. Ощущение одиночества, словно покрывало, накрыло лю­дей, им казалось, что во всей галактике они остались одни.

Наша с вами задача - оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту".

Наеврх

Упражнение 1. "Найди свою звезду"

Цель: расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.

Инструкция ведущего: "Представьте себе звездное небо. Звезды на нем большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних звездное небо - это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся.

Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Снимите ее с неба и постарайтесь запомнить, как она выглядит. Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове "звезда".

Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно заключается?" Да, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Эти же характеристики можно отнести и к звездам.

Наеврх

Упражнение 2. "Звезда"

Инструкция ведущего: "Сейчас каждый из вас получит звездоч­ку. Вам нужно написать на ней свое имя, желательно в центре, и раскрасить ее цветными карандашами".

Примечание: после выполнения упражнения звездочки при­крепляются на грудь.

Наеврх

Упражнение 3. "Интервью в парах"

Инструкция ведущего: "Посмотрите еще раз на звездочки дру­гих участников нашего занятия и выберите ту, которая, на ваш взгляд, похожа на вашу собственную звезду. Подойдите к этому ученику и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вашу звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите другую похожую и образуйте с ней пару.

Сейчас вы будете брать друг у друга интервью. Для этого вам надо поменяться своими звездочками. На лучах звезды напишите ответы на вопросы, которые будете задавать своему напарнику. После окончания интервью необходимо представить своего собеседника словами: "Я представляю вам." - и зачитать ответы".

Вопросы интервью:

  • Когда у тебя день рождения?
  • Какое у тебя увлечение?
  • Какой подарок ты хотел(а) бы получить на день рождения?
  • Что ты больше всего ценишь в людях?
  • Какая твоя самая заветная мечта?

Рефлексия: что нового вы узнали друг о друге?

Наеврх

Упражнение 4. "Наш маленький кусочек неба"

Инструкция ведущего: "Ребята, нам с вами сейчас предстоит оживить вот этот маленький кусочек неба и вернуть на него звез­ды. Возьмите в руки свои звездочки и подойдите к нашему небу. Расположите свою звездочку там, где вам больше всего нравится, и прикрепите ее".

Рефлексия: по желанию ученики могут рассказать о своей звез­дочке - высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, как она чувствует себя там и т. д.

Наеврх

Упражнение 5. "Я думаю, что нас объединяет…"

Инструкция ведущего: "Я думаю, что нас с вами очень многое объединяет. Чтобы подтвердить это, я предлагаю вам сыграть в игру, которая так и называется: "Я думаю, что нас объединяет.". Один из участников бросает другому мяч со словами: "Я думаю, что нас объединяет..." - и называет качество или признак, которые для них обоих одинаковы. Тот, кто получит мяч, отвечает: "Я согласен (согласна)" или "Я не согласен (не согласна)" - и продолжает игру, бросая мяч следующему участнику, и т. д.".

Варианты ответов: мы люди; мы ученики 5-го класса; учимся в одной школе; любим каникулы и т. д.

Слово ведущего: "Вот и зажглись на нашем небосклоне звезды. Каждая звездочка прекрасна и неповторима. Но, встретившись в не­бе, звезды образуют целостную и неделимую композицию - созвездие, которое мы с вами можем назвать "Созвездие 5-го класса".

Пришла пора нам расставаться! Но у нас остались звездочки, которые светили нам в течение всего занятия. Посмотрите, как они весело мерцают на небосклоне: они стали намного увереннее и подросли. Посмотрите - среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами!

Ребята, если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно! Они наполнены нашей энергией, теплотой, добротой, оптимизмом и верой в завтрашний день. Пусть ваши звездочки подскажут вам верный путь и помогут решить все ваши проблемы!".

Наеврх

Упражнение 6. "Дорисуй и передай"

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Инструкция ведущего: "В заключение мне бы хотелось, чтобы у вас на память от нашего занятия сохранился рисунок, который вы нарисуете все вместе (рисунок).

Сейчас вы разделитесь на 3 группы, для каждой группы подго­товлен большой лист белой бумаги, а для каждого из вас - набор фломастеров одинаковых цветов. На каждом листе есть некоторые фрагменты рисунка, который вам необходимо завершить, преоб­разовав его сообща в единую картину.

По хлопку в ладоши вы начнете рисовать. На выполнение дан­ного задания каждой группе дается 5 минут. Как только я снова хлопну в ладоши, вы откладываете фломастеры. От каждой группы выбирается представитель, который продемонстрирует осталь­ным рисунок, рассказав, что на нем изображено и как он называется".

Фрагменты рисунка из Фигурного теста Торренса

Рефлексия: понравился ли вам ваш рисунок? Трудно ли было прийти к общему мнению и сделать рисунок из небольших фрагментов? Что вы испытывали, когда выполняли эту работу?

Наеврх

III. Завершение игры

Инструкция ведущего: "Ребята, вы все сегодня замечательно работали. Сейчас мы по очереди будем передавать мячик и говорить теплые пожелания на завтрашний день".

Рефлексия: хлопните в ладоши, если вам понравилось наше занятие. Какие игры и упражнения вам понравились больше всего? Что больше всего запомнилось?

Слово ведущего: "Итак, ребята, наша с вами задача выполнена – мы оживили наш кусочек неба, и каждый зажег на нем свою неповторимую звезду. Я желаю вам на протяжении всей жизни оставаться такими же яркими, неповторимыми и замечательными звездочками".

Ритуал прощания.

Наеврх

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль