text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Психологическое сопровождение одаренных учащихся

  • 23 апреля 2012
  • 22340

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

Задачи:

  1. совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  2. содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  3. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  4. содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  5. содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

Категории одаренных детей

В школе можно выделить следующие категории детей:

  1. учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
  2. учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.

Какие они, одаренные дети?

Одаренные дети:

  1. как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  2. настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  3. благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  4. умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  5. иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. Описание признаков видов одаренности приводит А.И.Доровской в книге "Дидактические основы развития одаренности учащихся" (см. приложение 6) .

Методы выявления одаренных детей

К методам выявления одаренных детей относятся:

  1. наблюдение;
  2. общение с родителями;
  3. работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  4. олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Примерное содержание работы с одаренными детьми в школе педагога-психолога, психолого-педагогическое сопровождение в школе одаренных детей, Анкета "Как распознать одаренность", Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей, IМетодика "интеллектуальный портрет", Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа  - в полной версии статьи, которую вы можете прочитать полностью в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа"

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ Статьи о проблемах психолого-педагогического сопровождения и материалы с описанием психодиагностических методик выявления одаренности читайте в журнале "Справочнике педагога-психолога. Школа"  Подпишитесь на это издание прямо сейчас

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.