Схема анализа урока в школе

15090

Аналитика является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Одним из способов контроля в образовательном учреждении становится анализ урока и эффективности преподавания в целом. 

Поскольку ФГОС акцентирует внимание на системно-деятельностном подходе в обучении, учеба должна быть организована таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся. Схема анализа урока по ФГОС подразумевает изучение его структуры, целей и задачи, мотивации учащихся и актуализации знаний, рефлексии. 

Схема анализа урока в школе по ФГОС, образец которой приведен ниже, отражает не только структуру занятия, но и его задачи, соответствие содержания занятия программе и материалу учебника. Образец схемы анализа урока по ФГОС в обязательном порядке охватывает методы и формы обучения. Важно, чтобы приему обучения соответствовали поставленной цели, а формы – решению поставленной задачи. Аналитике подлежит целесообразность использования предложенных заданий и результативность занятия. 

Схема анализа урока в школе по ФГОС, образец которой доступен для ознакомления, оценивает практическую направленность занятия в целом, а также задач, упражнений и вопросов, которые предлагаются для выполнения учащимся. Необходимо отметить уровень самостоятельности учащихся и формирования у них универсальных учебных действий, творческой и репродуктивной деятельности, взаимопомощь в учебном процессе. Анализу подлежит использование ИКТ на занятии, использованный педагогический стиль, соблюдение гигиенических требований, педагогической этики, чередования видов деятельности, динамические паузы. 

Представленные схемы анализа урока сделаны на примере комбинированного типа и занятия обобщения и систематизации материала, их можно использовать при посещении занятий учителей-предметников, а также для проведения педагогом самоанализа и анализа занятия

Схема анализа комбинированного урока

Дата проведения  ____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема ___________________
Тип урока____________________
Урок посетил_________________

  Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение учебных целей до учащихся.

1.3.Степень достижения целей.

2.     Схема анализа структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры учебным целям.

2.2.Продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.     Схема анализа содержания урока

 3.1.Соответствие содержания требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала. 

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность.

3.4.Практическая направленность занятия

3.5.Реализация развивающих возможностей упражнений в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи нового материала.

3.8.Формирование новых понятий.

3.9.Актуализация опорных знаний

4.  Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе учебы и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Степень усвоения нового материала (эффективность).

4.5.Связь нового с ранее изученным.

4.6.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа урока: методики проведения

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата занятия каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Схема анализа урока: работа и поведение учащихся

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах занятия.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа урока: качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной в учебное время, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии:_______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – хороший
36-51 – удовлетворительный

Со схемой анализа урока ознакомлен:_____________

Схема анализа урока обобщения и систематизации знаний

Дата проведения  ____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема ___________________
Тип ____________________
Урок посетил_________________

  Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение учебных целей до учащихся.

1.3.Степень достижения целей.

3.    Схема анализа структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры урока его целям.

2.2.Продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.    Схема анализа содержания урока

 3.1.Соответствие содержания занятия требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала. 

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия.

3.4.Практическая направленность занятия

3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи  материала.

4.  Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе проведения и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа методики проведения урока

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата занятия каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Схема анализа урока: работа и поведение учащихся 

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа уроков в школе: качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале занятия, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на занятии, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии:_______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – хороший
36-51 – удовлетворительный

Со схемой анализа урока в школе по ФГОС ознакомлен:_____________________________

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль