Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Схема анализа урока в школе

  • 2 февраля 2018
  • 17263
В статье приводятся примерные образцы схемы анализа урока в основной школе. Показан анализ урока комбинированного типа и урока обобщения и систематизации материала.

Скачать схему анализа урока в школе
Скачать в .doc

Аналитика является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Одним из способов контроля в образовательном учреждении становится анализ урока и эффективности преподавания в целом. 

Поскольку ФГОС акцентирует внимание на системно-деятельностном подходе в обучении, учеба должна быть организована таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся. Схема анализа урока по ФГОС подразумевает изучение его структуры, целей и задачи, мотивации учащихся и актуализации знаний, рефлексии. 

Схема анализа урока в школе по ФГОС, образец которой приведен ниже, отражает не только структуру занятия, но и его задачи, соответствие содержания занятия программе и материалу учебника. Образец схемы анализа урока по ФГОС в обязательном порядке охватывает методы и формы обучения. Важно, чтобы приему обучения соответствовали поставленной цели, а формы – решению поставленной задачи. Аналитике подлежит целесообразность использования предложенных заданий и результативность занятия. 

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Пошаговая инструкция. Как ввести в учебный процесс электронные учебники и онлайн-курсы


2. Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков

Схема анализа урока в школе по ФГОС, образец которой доступен для ознакомления, оценивает практическую направленность занятия в целом, а также задач, упражнений и вопросов, которые предлагаются для выполнения учащимся. Необходимо отметить уровень самостоятельности учащихся и формирования у них универсальных учебных действий, творческой и репродуктивной деятельности, взаимопомощь в учебном процессе. Анализу подлежит использование ИКТ на занятии, использованный педагогический стиль, соблюдение гигиенических требований, педагогической этики, чередования видов деятельности, динамические паузы. 


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Представленные схемы анализа урока сделаны на примере комбинированного типа и занятия обобщения и систематизации материала, их можно использовать при посещении занятий учителей-предметников, а также для проведения педагогом самоанализа и анализа занятия

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

  • разработка ООП общеобразовательной организации

  • разработка АООП ДО

  • организация ВСОКО ОО

Эти и другие важные темы на курсе повышения квалификации

Схема анализа комбинированного урока

Дата проведения  _____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема ________________________
Тип урока____________________
Урок посетил_________________

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1 Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2 Постановка и доведение учебных целей до учащихся.

1.3 Степень достижения целей.

2. Схема анализа структуры и организации урока.

2.1 Соответствие структуры учебным целям.

2.2 Продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

2.3 Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4 Рациональность выбора форм обучения

2.5 Оборудование.

2.6 Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3. Схема анализа содержания урока

3.1 Соответствие содержания требованиям государственных программ.

3.2 Научный уровень излагаемого материала. 

3.3 Степень нравственного влияния, воспитательная направленность.

3.4 Практическая направленность занятия

3.5 Реализация развивающих возможностей упражнений в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6 Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи нового материала.

3.8 Формирование новых понятий.

3.9 Актуализация опорных знаний

4. Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1 Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе учебы и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2 Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3 Инструктаж и помощь учителя.

4.4 Степень усвоения нового материала (эффективность).

4.5 Связь нового с ранее изученным.

4.6 Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа урока: методики проведения

5.1 Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата занятия каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2 Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3 Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4 Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6. Схема анализа урока: работа и поведение учащихся

6.1 Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах занятия.

6.2 Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3 Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4 Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5 Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6 Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа урока: качество знаний, умений и навыков.

7.1 Умение вычленять ведущие идеи в материале, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2 Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3 Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

8.1 Соотношение между объемом работы, выполненной в учебное время, и объемом работы, заданной на дом.

8.2 Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии: _______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – хороший
36-51 – удовлетворительный

Со схемой анализа урока ознакомлен: _____________

Схема анализа урока обобщения и систематизации знаний

Дата проведения  _____________
Учитель_____________________
Предмет_____________________
Тема ________________________
Тип _________________________
Урок посетил_________________

Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1 Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

1.2 Постановка и доведение учебных целей до учащихся.

1.3 Степень достижения целей.

3. Схема анализа структуры и организации урока.

2.1 Соответствие структуры урока его целям.

2.2 Продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.

2.3 Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4 Рациональность выбора форм обучения

2.5 Оборудование.

2.6 Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3. Схема анализа содержания урока

3.1 Соответствие содержания занятия требованиям государственных программ.

3.2 Научный уровень излагаемого материала. 

3.3 Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия.

3.4 Практическая направленность занятия

3.5 Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6 Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7 Выделение главной идеи  материала.

4. Схема анализа урока: организация самостоятельной работы учащихся.

4.1 Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе проведения и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2 Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3 Инструктаж и помощь учителя.

4.4 Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Схема анализа методики проведения урока

5.1 Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата занятия каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2 Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3 Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4 Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6. Схема анализа урока: работа и поведение учащихся 

6.1 Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

6.2 Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3 Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4 Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5 Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6 Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Схема анализа уроков в школе: качество знаний, умений и навыков.

7.1 Умение вычленять ведущие идеи в материале занятия, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2 Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3 Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

8.1 Соотношение между объемом работы, выполненной на занятии, и объемом работы, заданной на дом.

8.2 Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии: _______________________________________________

68-80 баллов – урок отличный
52-67 – хороший
36-51 – удовлетворительный

Со схемой анализа урока в школе по ФГОС ознакомлен: _____________________________

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.