Сценарий экологического развлечения "Праздник урожая"

5588
Сценарий "Праздник урожая" для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: познакомить детей с сезонными изменениями, с осенними месяцами; дать детям представление об осеннем земледельческом календаре; познакомить с русскими народными традициями и обрядами сбора урожая; развивать артистические способности, устную речь детей, расширять их кругозор; через участие в театрализованном представлении воспитывать любовь и уважение к традициям, природе родного края.

Скоморох 1: Добрый день, Люди старые и молодые! Женатые и холостые! Милости просим на осенние посиделки! Всех приглашаем, Душевно встречаем!

Скоморох 2:
За медный пятак
Покажем все и эдак и так.
Довольны будете здорово,
Удовольствия три короба!

Скоморох 3:Подходите, подходите
И глаза свои протрите.
На нас подивитесь:
Барышни- вертушки,
Бабы- болтушки,
Солдаты служивые
И дедушки ворчливые.
Еще раз всем
Наше нижайшее почтение!

Воспитатель: Наступила осень. Вот и закончилась жатва, убран последний урожай с полей. Сегодня на празднике мы узнаем о многих интересных народных традициях.

Ребенок:
Ивановы жнеи-
Жнеи льняные,
Серпы лубяные.
Они не жали,
А на меже лежали,
Всё ворон считали.
А мы жнеи молодые-
У нас серпы золотые.
Мы всё поле пожали
И в копны поклали:
В поле копами,
На гумне стогами,
На столе пирогами!
Девочки с помощью серпов "собирают" колосья.

Воспитатель: Последние несколько несжатых колосьев специально перевязывали лентой - завивали бороду и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!" Этим обрядом жнеи надеялись вернуть земле урожайную силу. Последний сноп жали молча. Девушки жали «сноп – молчанушку»: если заговорят - жених будет слепой. Этот сноп наряжали в сарафан и несли на пир честной. Его хранили до Нового года (девочки вносят перевязанные лентой колосья).

1 девочка:
Осень- тётушка!
Тяжела работушка!
Всё покосы, нивушка,
Болит моя спинушка!

2 девочка:
Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала,
Надломила спинушку!

3 девочка:
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только хлеба белого
Поесть не удалось!

4 девочка:
Жали- пожали,
Три пряди нажали.
Первую прядь - на еду,
Вторую прядь - на семена,
Третью прядь- про запас!
Что посеешь, то и пожнёшь!

Воспитатель:
В осеннее ненастье -
Шесть погод на дворе:
сеет, веет, крутит, рвёт,
сверху льёт и снизу метёт. Назовите первый осенний месяц.

Выходит Сентябрь: Меня называют хмурень, ревун. В народе говорят: холоден, да сыт. Потому что на огородах начинается уборка урожая. С 14 по 21 сентября – Бабье лето. Именно с этого дня начинались засидки, т. е. работа в избах .

Воспитатель: А какие посиделки без игр?
Кто будет играть в игру,
А в какую не скажу,
Становитесь в круг!
Солнце разгорается, игра начинается!
(У водящего в руках бубен, он в центре круга.)
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот отгадку скажет нам!

Загадки:
1.Угадай, кто я. Круглая, а не месяц, Есть хвост, а не мышь. (Репа.)
2.Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я … (капуста)
3.Красну девицу Люди в руки брали, За косы драли. (Морковь.)
4.Маленький, горький, Луку брат.(Чеснок.)
5. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
6. Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук.)

Сентябрь: 13 сентября –Куприян, начало уборки картофеля. 17 сентября- Луков день, начинали вытаскивать лук.

Воспитатель: В старинных русских лечебниках-травниках писалось: «Во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится».

Сентябрь: 26 сентября- Корнилий, к этому дню убирают все овощи.

Воспитатель: Отгадайте, какой овощ убирают последний: На одной ноге стоит, Срежут, засолят- хрустит, Приготовят, с постным маслицем съедят.(Капуста.) Интересный день- 14 сентября. В народе его называют Семёнов день. Он встречает Бабье лето. Если на Семёнов день тёплая погода- то вся зима будет тёплая. В Семёнов день до обеда паши - после обеда пахаря с поля гони. В этот день был обычай - хоронить мух и тараканов. Их зарывали в землю, чтобы не водились в доме. Похороны устраивали девушки. Вырезали из репы, моркови или тыквы маленькие гробики и сажали туда пойманных насекомых. Затем выносили их из избы и закапывали. Во время обряда можно было услышать такую шуточную песенку:

(выходят девочки)

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увозил,
Вошка парилася, да ударилася
Ненароком -
Правым боком,
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.

Выходит Октябрь: А я – месяц первого снега, первых холодов. В народе говорят - в октябре и лист на дереве не держится, октябрь покроет землю то листком, то снежком. Перед близкими холодами птицы торопятся на юг. 1 октября - Арина, журавлиный отлёт. 2 октября- Зосима, заступник пчёл. Во всех селениях проводили Праздник мёда. 14 октября - Покров, первое зазимье. Последний сбор грибов в лесу.

Выходят дети с корзинами.
1) Кто пораньше встаёт, тот грибов наберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
2) Бояться волков - быть без грибов.
3) Пошла бы кума за грибами, да навстречу ей медведь с зубами.
4) Грибы ищут - по лесу рыщут.

Воспитатель: А теперь мы хотим посмотреть, какие грибы вы знаете.
Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить жалко, а съесть сыро.
(Груздь.)
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках.
(Мухомор.)
Под деревцем, под осинкой,
Стоит мальчик с пальчик,
На нём сер кафтанчик, красная шапочка.
(Подосиновик.)

Воспитатель: Послушайте небылицу, сложенную в народе про грибы.
(выходят несколько ребят)
-Ой, что в бору за крик?
То надумал боровик
С армией грибною
На жуков идти войною.
- Сокликал грибы он в рать,
В чисто поле воевать:
-Приходите вы, волнушки,
Со берёзовой опушки.
-Отказалися волнушки:
Мы уж старые старушки,
Не пойдём мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
-Приходите-ка сморчки,
Вы, еловые сучки.
-Отказалися сморчки,
Мы уж стары старички,
Не пойдём мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
-Приходите-ка опята,
Не скачите, как козлята.
-Отказалися опята,
Мы ведь малые ребята,
Не пойдём мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
-Приходите-ка чернушки,
Вы, болотные лягушки,
-Отказалися чернушки
У нас сильно болят ушки,
Не пойдём мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
-Позовите мухоморов!
-Мухоморы ушли в горы!
-Позовите мне груздей!
-Пришли на войну грузди,
Ребята очень дружны,
Чтобы с армией грибной
На жуков идти войной!
Исполняется песня «Грибы».

Выходит Ноябрь: Обо мне говорят: В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь - ворота зимы. Ноябрь капризен, то плачет, то смеётся. 4 ноября – Зимняя Казанская. Это очень важная дата в народном календаре. Это традиционный срок всех расчётов, долгов. После сезонных работ возвращаются домой все работники.14 ноября – Кузьма – Демьян. Это покровители ремёсел, кузнечного искусства и женского рукоделия.

Выходят девочки с вышивкой:
-В первый раз вышивали – светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, со чистыми звёздами.
-Во второй раз вышивали – красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками.
-В третий раз вышивали – чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями
-В четвёртый раз вышивали – сине море со волнами,
Сине море со волнами, со белыми кораблями.

Воспитатель: Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. Девушки устраивали посиделки и приглашали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что- нибудь съестное в сыром виде. А затем все девушки готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша. Гуляние длилось до утра.

Появляются кузнецы ( мальчики), за плечами молоты.
Исполняется песня "Во кузнице"

Мальчики:1.Вот вам, хозяева и умение наше пригодится.
2.Хозяину работа, а нам каши охота.
3.Хозяину ворошок, а нам каши горшок.

Девочки:1.За крутой кашей и разговор краше.
2.Что в горшке варилось, то в поле уродилось.
3.После щедрого стола, не забывай про дела.
4.Кузьма с Демьяном большие работники, они кузнецы и плотники.
5.Парням помогают хлеб молотить, девушкам- пряжу вить.

Хоровод "Березонька".

Воспитатель: Спасибо, что посетили «Осенние посиделки».

 


Автор статьи - пользователь портала "Ресурсы образования", Елена Бочарова   

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль