Открытый урок "Изложение текста"

17441
 Дейс С.В.

Цель урока: формировать у обучающихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.Задачи урока:

  1. развивать у обучающихся личностные универсальные учебные действия (далее -УУД): оценивать свои и чужие поступки ("стыдно", "честно", "поступил правильно" и др.) и мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами морали; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность;
  2. развивать у обучающихся регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности (удерживать цель деятельности до получения ее результата; работать по алгоритму; анализировать эмоции, полученные от результата деятельности); формировать умения контрольно-оценочной деятельности (оценивать результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос "чего я не знаю и не умею?"); 
  3. развивать у обучающихся познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выделять общее и частное в изучаемых объектах; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; 
  4. развивать у обучающихся коммуникативные УУД: работать с текстом (воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, составлять план текста, пересказывать по плану, воспроизводить текст); организовывать продуктивное сотрудничество (работать в парах, выслушивать мнение собеседника, задавать вопросы на понимание); составлять небольшие устные монологические высказывания, "удерживать" логику повествования, приводить убедительные доказательства; писать изложение, используя информацию, полученную в ходе парной, коллективной и групповой работы.

Литература:

  • Романовская З.И. Литературное чтение. Живое слово. 4 класс. М., 2010;
  • Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12; 2011. № 1;
  • Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, 2010;
  • Лебединцев В.Б., Удегова И.В. Парная работа в разновозрастных группах // Управление начальной школой. 2010. № 11.
Ход урока

1. Введение в тему урока
Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока "Изложение текста". Пожалуйста,
посмотрите на экран. (На экране - слайд с изображением лосей и стаи волков, на доске записана тема урока.) Прочитайте тему нашего урока, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким образом иллюстрации относятся к теме урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения.) Послушаем сообщение о лосях.

(Обучающийся выступает с подготовленным к уроку сообщением о лосях.)Примерный текст сообщения: Лось - лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Зимой лоси кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России - рысь, а на Дальнем Востоке - тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи от проезжих дорог и населенных пунктов, заходя даже на окраины городов.

(Учитель организует обмен детей мнениями по поводу прослушанного текста.) 2. Первичное восприятие текста

Учитель: Внимательно послушайте текст для изложения и подумайте, какова его главная мысль, как его можно озаглавить? (Учитель читает текст без заголовка.)


Смелый поступок

Лосиха с лосенком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи.
Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков.
Впереди беглецов - лесная сторожка, ворота раскрыты. Сзади - волки. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул за ворота, а там волки. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.
Г.А. Скребицкий

(Фронтальная работа. Обучающиеся предлагают свои варианты заголовков.)

Учитель: Давайте сравним ваши заголовки с тем, который предложил автор. (Обучающиеся сравнивают.) Теперь выберете наиболее подходящий заголовок и запишите его в тетрадь. (Дети выполняют задание учителя.) А теперь поработайте в парах. Ответьте на вопросы по тексту.
(Обучающиеся работают в парах, отвечают на вопросы по прослушанному тексту.)

Вопросы по прослушанному тексту:

  1. Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?
  2. Как понимаете выражение: "Лоси оправились от испуга"?
  3. Что вы можете сказать о Мите?
  4. Как бы вы поступили на месте этого мальчика?
  5. Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор?

(Фронтальная работа. Обучающиеся обсуждают ответы отдельных пар.) Алгоритм работы над изложением в паре
1. Прочитайте текст, проговаривая слова так, как они написаны.
1.1. Объясните значение незнакомых слов.
1.2. Расскажите друг другу, о чем говорится в тексте.
1.3. Прочитайте текст еще раз (один - читает, другой - слушает).
2. Составьте план текста в парах сменного состава.
2.1. Прочитайте фрагмент текста.
2.2. Перескажите фрагмент текста друг другу.
2.3. Выделите главную мысль фрагмента.
2.4. Сформулируйте заголовок и запишите его в тетрадь.
3. Смените напарника.
4. Восстановите содержание предыдущего абзаца (фрагмента) и продолжайте работу над следующим абзацем по пп. 2.1-2.4.
5. Смените напарника.
6. Изложите фрагмент текста:
6.1. Прочитайте пункт плана.
6.2. Перескажите друг другу содержание абзаца.
6.3. Самостоятельно запишите часть текста.
6.4. Проверьте друг у друга записанный фрагмент.
7. Смените напарника.
8. Прочитайте друг другу то, что написано в предыдущей части, и продолжайте работу по пп. 2.1-2.4.
9. Смените напарника.
10. Проверьте текст изложения.
11. Повторное восприятие текста (обучающиеся читают текст повторно, затем в парах сменного состава, составляют план текста по алгоритму работы над изложением, пп. 1-4.)
12. Обсуждение и коррекция вариантов плана (обучающиеся совместно с учителем обсуждают варианты плана текста. Возможный вариант: 1. Ночевка в зимнем лесу. 2. Погоня за лосями. 3. Лоси бросились в ворота. 4. Смелый поступок Мити.)
13. Словарно-орфографическая работа (обучающиеся работают с карточками в парах сменного состава, подбирают к предложенным в карточках словам проверочные.)

Примерные слова для карточек:
• л...сиха (лось), л...сенок (лось), ночевали (ночь), ст...ял (стой);
• ос.дал (сел), на сп.не (спины), в...лков (волк), б...глецов (бег);
• ст...ро...ка (сторож), разгр...бал (греб), выгл.нул (взгляд), л.сника (лес);
• з.м.хнулся (взмах), д.ржались (держит), д.ревьев (дерево), п.гн. лась (гнать).

(Далее учитель обращает внимание детей на слова с трудным написанием.)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, на ней записаны слова с трудным написанием. Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.

Слова на доске: В густом осинник..., на сп...не л...сих..., около сторожк..., отск...чил, разъяренных волков, ...зади, чуть не ...били его с ног, ушли ...братно, ...прав...лись от испуга.6. Изложение текста
(Обучающиеся коллективно, в парах сменного состава, работают над изложением, пользуясь при этом алгоритмом работы над изложением, пп. 5-10.)

7. Рефлексия
Учитель: Ребята, а теперь опишите свое отношение к литературному произведению: нарисуйте рисунок, сочините стихотворение или рассказ по тексту изложения. Представьте, что вы сами стали писателями, художниками и поэтами. Как бы вы описали то, что произошло с Митей?

(Индивидуальная работа. Обучающиеся выражают свое отношение к содержанию текста в форме прозы, рисунка или стихотворения.)

А сейчас в группах по четыре человека обсудите, что у вас сегодня получилось, а что вызвало затруднение.

(В группу входят две пары учеников, сидящих рядом. На слайде указан перечень умений. Обучающиеся работают в группах.)

Перечень умений
Сегодня мы научились:
1. Воспринимать текст.
2. Составлять план текста.
3. Излагать содержание текста по плану.
4. Формулировать свои мысли.
5. Удерживать логику повествования.
6. Приводить убедительные доказательства.
7. Работать в парах и группах.
8. Выслушивать мнение товарища.
9. Задавать вопросы на понимание.Учитель: В заключение нашего урока желающие могут зачитать свои изложения.
(2-3 обучающихся зачитывают свои изложения.)

Молодцы! Теперь расскажите мне, что сегодня на уроке у вас получилось, а с чем возникли затруднения? Какая организация учебной работы помогала в написании изложения? (Дети отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы, ребята! Большое спасибо за работу на уроке!

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль