Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

29525

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Авторы статьи представляют пример составления контрольно-измерительных материалов, которые в т. ч. позволяют выявить сформированность у обучающихся первых классов универсальных учебных действий.Для проведения мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных программ требуется разработать:

  1. содержание заданий для мониторинга;
  2. диагностические работы для начальной школы;
  3. инструкции по организации и проведению диагностических работ;
  4. бланки с заданиями для обучающихся;
  5. оценочные листы;
  6. протоколы затруднений;
  7. таблицы учета времени выполнения диагностических работ.

Сотрудники БОУ ДПО "Институт развития образования Омской области" (далее -ИРО), организуя методическое сопровождение введения в пилотных образовательных учреждениях (далее - ОУ) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), разработали и апробируют технологию организации мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения и освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП). Технология включает в себя создание диагностических работ для обучающихся.

Также разработаны материалы, позволяющие педагогам планировать результаты по формированию УУД в течение 1-го года обучения. Перечень планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса представлен в приложении 1.

Описание структуры диагностических работ

Диагностические работы, направленные на мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП, состоят из двух частей - основной и дополнительной. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий.

В основной части работ - 5 заданий базового уровня. Они направлены на оценку сформированности учебных действий и представлений, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение этих заданий обязательно для всех младших школьников, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности обучения.

В отличие от заданий основной части три задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение этих заданий для ребенка не обязательно - они выполняются только на добровольной основе.

Развернутое описание диагностической работы включает в себя:

  1. задания;
  2. перечень результатов, на получение которых они направлены;
  3. описание умений, характеризующих достижение этого результата;
  4. образец правильного ответа;
  5. перечень критериев достижения планируемого результата. Рассмотрим некоторые задания основной части диагностической работы
  6. для обучающихся 1-го класса в 3-й четверти.

Пример. Задание 1: Дополни рисунки так, чтобы на каждой полоске было 10 фигур. Для каждой полоски составь и запиши суммы. Вычисли и запиши их значения.

Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения.
Умения, характеризующие достижение результата:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием реализации;
  3. контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: составлено верное числовое выражение, осуществлен контроль, правильно выполнена графическая модель. Задание 2: Запиши в один столбик суммы, а в другой - разности. Вычисли их значения: 7 + 2, 10 - 4, 10 + 5, 9 - 3.
Планируемые результаты:

  • классифицировать математические выражения по виду арифметических действий;
  • выполнять арифметические действия.

Умения, характеризующие достижение результата:

  • понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания);
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свою деятельность по ходу и по результатам выполнения задания.

Образец правильного ответа:
7 + 2 = 9
9 - 3 = 6
10 + 5 = 15
10 - 4 = 6
Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с разными арифметическими действиями.
Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями оценки по всем классам, в которых проводилась работа. Протокол затруднений состоит из двух частей: затруднения обучающихся при выполнении работы и затруднения педагогов при проверке работы. В протоколе затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые задавали обучающиеся; трудности, которые испытывали обучающиеся, в порядке их возникновения; номера заданий, выполнение которых вызвало затруднение.

В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления; номера заданий, позиции оценивания, при работе с которыми возникли затруднения.

Новый подход к организации мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП

Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП состоит в следующем:

  1. изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);
  2. появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООП;
  3. предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
  4. изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе контрольных работ в начальной школе, коррекции, наблюдатель при проведении).

Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятель-ностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности.

Технология организации мониторинга

Особенность технологии организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения образовательной программы заключается в том, что в проектировании диагностических работ принимают участие не только учителя начальных классов и заместители директора по УВР, но и сотрудники ИРО. В ходе совместной деятельности по разработке контрольно-измерительных материалов педагоги пилотных школ получили возможность повысить уровень компетентности в организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологию организации мониторинга можно описать через представление этапов и целей, содержания и результатов совместной деятельности сотрудников ИРО и педагогов пилотных ОУ. В таблице представлено описание технологии организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП.

Описание технологии организации мониторинга достижения
младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Желательно, чтобы педагоги предварительно (за 4-5 дней) ознакомились с содержанием диагностической работы и при необходимости внесли изменения, соотнесли содержание работы, формулировки заданий с тематическим планированием, учебным содержанием конкретного УМК. При этом учителю в первую очередь необходимо работать не с бланком для обучающихся, а с развернутым описанием диагностической работы. В приложении 2 представлено развернутое описание диагностической работы для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти.

Приложение 1
Перечень планируемых результатов по формированию
универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Приложение 2
Развернутое описание диагностической работы
 для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти

Задания базового уровня
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается следующим образом: 1 балл - указан верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.Задание 1: Раздели звуки на две группы, для этого соедини их с нужной моделью*.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Планируемый результат: различать гласные и согласные звуки. Умения, характеризующие достижение результата:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. классифицировать звуки русского языка;
  3. использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков.

Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно выбрана модель.

* Для выполнения задания необходимо использовать знаково-символические модели обозначения гласных и согласных звуков в соответствии с конкретным УМК. - Примеч. авт. Задание 2: Обведи и допиши слоги. Подчеркни слоги, которые наиболее похожи на образец*.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Планируемый результат: воспроизводить правильное написание соединений буквы "р" с другими буквами.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии; осуществлять самоконтроль по образцу.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: правильно воспроизведены буквосочетания, правильно выбран вариант их написания.Задание 3: Установи соответствие между группами предметов и числами, которые обозначают количество предметов (соедини линией).
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать количество объектов числом.
Умение, характеризующее достижение результата: устанавливать соответствие между группой предметов и их числовым обозначением.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: правильно установлены соответствия между группами предметов и числами.
* Педагог может заменить образцы записи слогов в соответствии с изученным материалом. Примеч. авт. Задание 4: Дорисуй столько кругов, чтобы большой круг стал четвертым по счету справа налево.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Планируемый результат: различать число как результат счета (количество) и числительное как обозначение порядка следования предметов.

Умения, характеризующие достижение результата: учитывать ориентиры действия, заданные в учебной задаче; устанавливать соответствие между группой предметов и обозначением числа.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: дорисован еще один круг так, что большой круг становится четвертым, если считать справа налево.Задание 5: Рассмотри рисунки. Отметь значком в кружочке те рисунки, на которых ученик находится в школе и ведет себя правильно.
Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной действительности, адекватное, осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; различать формы поведения, допустимые или не допустимые в школе.
Образец правильного ответа: должны быть отмечены первый и четвертый рисунок. Критерий достижения результата: правильное определение школьных ситуаций, ориентация на выполнение правил поведения в школе.Задания повышенного уровня

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается следующим образом:
2 балла - приведен полный верный ответ;
1 балл - приведен частично верный ответ;
0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как тебя зовут?".
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Планируемый результат: выделять предложение на слух по интонации, по цели высказывания и по количеству слов.
Умение, характеризующее достижение результата: соотносить предложение со схемой по количеству слов и знаку препинания в конце предложения.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: Выбрана схема с соответствующим количеством слов и знаком препинания.Задание 7: Разгадай правило, по которому расположены фигуры в ряду. Дорисуй еще две фигуры.
Планируемый результат: устанавливать закономерность - правило, по которому составлена последовательность фигур.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Умения, характеризующие достижение результата: уметь выбирать основания для установления закономерности; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; принимать и сохранять учебную задачу.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: правильно продолжена последовательность на основе установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы фигур).Задание 8: На рисунке изображено дерево. Нарисуй вверху от него солнце, внизу - траву, слева -цветок, справа - гриб.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Планируемый результат: учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в учебной задаче.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; следовать инструкциям; определять положение предметов на плоскости; строить схемы, модели.

Образец правильного ответа: представлен на рисунке справа. Критерий достижения результата: понимание заданных ориентиров ("справа", "слева", "вверх", "вниз") и четкое следование им.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль