Модники и модницы

2136

Выражения типа "древнеримские (египетские, афинские...) модницы" весьма часто встречаются в научно-популярных очерках об античности. И глупо было бы отрицать, что у людей всегда существовали твердые представления о том, как именно человек должен одеваться. Но означает ли это, что феномен моды возник одновременно с феноменом культуры? Ни в коем случае.

Дело не в том, что, скажем, в Древнем Египте один и тот же покрой одежды (общий для обоих полов!) не менялся полторы тысячи лет – в конце концов, люди во все времена умели отличать "правильно" одетого человека от одетого "неправильно" по мельчайшим штрихам, незаметным глазу позднейшего исследователя. Кроме того, и в давние эпохи случалось, что концепция одежды сменялась моментально, например, в результате завоевания. Однако все это нельзя назвать сменой моды: ведь не существовало людей, которые бы выдумывали одежду.

В середине XIV века в Европе начинается "платяная революция". Отчасти она вызвана общим усложнением городской жизни, а отчасти – совершенствованием и специализацией портняжного дела, разделившегося к этому времени на дюжину различных профессий. Можно заметить, как мужской и женский костюм принимаются дрейфовать друг от друга, а в покрое наступают быстрые и все более произвольные изменения. В XVI столетии культура сама осознает наличие нового явления: одежда меняется быстрее, чем снашивается. Тогда-то возникает само слово "мода", причем в крайне пренебрежительном смысле: над ней издеваются, сетуют на ее непрактичность и бессмысленную переменчивость. Но главный цивилизационный переворот уже свершился: на смену канону, ищущему себе обоснование в прошлом, пришла мода, сознательно ориентирующаяся на "новизну". Однако и в эту эпоху новые идеи в области дизайна одежды принадлежат ее заказчикам (между прочим, как ни странно это нам покажется, заказчицы проявляли тогда меньше изобретательности!), портной же остается лишь исполнителем чужой воли.

В течение XVII–XVIII веков постепенно стирались социальные различия в одежде, но тем большее значение приобретали индивидуальные вкусы и "модность". По мере того как эмблемы статуса теряли свою эмблематичность, они немедленно начинали обыгрываться модой. В эту же эпоху происходит интернационализация одежды. Конечно, Италия, а позже Испания некогда тоже влияли на европейский костюм, однако лишь Франция утвердила свою гегемонию с полной безоговорочностью. Мода осознается обществом как мотор непрерывного круговорота вкуса. "Изменение моды – это подать, налагаемая индустрией бедных на тщеславие богатых", – заметил Николя де Шамфор. Можно ли говорить, что хотя бы к концу XVIII века слово "мода" приобрело то значение, которое оно имеет теперь? Нет!

Лишь в 1820-х годах, причем в Англии раньше, чем во Франции, возникает пошивочная промышленность. В качестве ответа на полную стандартизацию одежды появляется профессия "кутюрье" как художника, а не ремесленника. Лишь в XIX веке портной перехватывает инициативу у заказчика. Осенью 1857 года английский портной Чарльз-Фредерик Уорт открывает в Париже, в доме №7 по Рю де ла Пэ, первый в истории одежный салон, в котором сочетаются черты ателье, магазина и своеобразного театра. Именно ему принадлежит гениальная идея о том, что новые образцы платья должны демонстрироваться привлекательными барышнями. Кстати, лишь в XIX столетии женщина отняла у мужчины статус главного потребителя моды.

Вопросы для викторины

  1. Кому принадлежит идея создания "маленького черного платья"? (Коко Шанель изменила историю моды, создав в 1926 году "маленькое черное платье" из муслина с длинной нитью искусственного жемчуга.)
  2. Каким оно было? (Без каких-либо излишеств: без воротничка, пуговиц, шнурков, складок, оборок и бахромы. С полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами. Особый пунктик - длина юбки. Вовремя остановиться - великое искусство, и мадемуазель владела им в совершенстве. Шанель говорила, что многие кутюрье знают, как должен выглядеть верх платья, и лишь она одна умеет сделать его низ. Длину выше колен она считала неприемлемой: колени казались ей самой некрасивой частью женского тела. Маленькое платье не случайно было черным: Шанель потеряла возлюбленного. Но все, что она придумывала, мгновенно становилось модным. Многие дизайнеры, как и сама Шанель впоследствии, немало экспериментировали с длиной рукава, формой горловины, длиной юбки, отделкой. И вот что оказалось: любое отклонение от первоначального варианта (укороченная юбка, глубокое декольте, пуговицы, кружева, воротнички, манжеты) лишало маленькое платье его уникальной безликости.)
  3. Кто предложил дамам отказаться от корсетов? (Кутюрье Поль Пуаре)
  4. Что способствовало тому, что дамы чуть-чуть приоткрыли ноги, укоротив подол платья? (Велосипедные прогулки.)
  5. Как возникла идея создания джинсовой одежды? (История джинсов началась во Франции, в городе Ниме, где когда-то производили прочную ткань, которую использовали для изготовления парусов. Называлась она "деним", то есть "из Нима". Второй Родиной джинсовой ткани можно считать Америку, где примерно в то же время, в 1853 году, выходец из Германии Леви Страусс решил предложить ковбоям и золотоискателям штаны принятого у них кроя (кокетка сзади, позволявшая обходится без ремня, накладные карманы, двойная строчка, закрепки), но сшитые не из кожи, а из разновидности парусины или брезента синего цвета (когда-то эту ткань использовали для парусов, а во время Страусса - для палаток). Ткань была прочна на разрыв, и ее можно было стирать, что в полевых условиях было гораздо гигиеничнее кожаной одежды. Джинсы так полюбились фермерам, рабочим, сезонникам, что до 1926 года они не претерпели никаких изменений в своем крое. Более удобная и практичная застежка-молния на ширинке сменила пуговицы, а в 1937 году убрали закрепки с задних карманов, чтобы не царапать дорогие кожаные седла или мебель.)
  6. Что такое парео? (Парео, или саронг, - это большой кусок ткани, который можно носить на отдыхе вместе с купальником как юбку, платье или шаль. Эта традиционная одежда жителей Юго-Восточной Азии и Полинезии не выходит из моды уже многие годы. Впрочем, в этих странах парео используется не только как предмет гардероба, но и как одеяла, ткань для тюрбанов, занавески, скатерти, покрывала.)
  7. Как возник мужской галстук? (Само название "галстук" произошло от немецкого слова Halstuch, что означает шейный платок. Такие платки носили еще в древнем Риме, как правило, это были легионеры. Галстуки были для них своего рода военной формой.
    Однажды в 17 веке, после победы над австро-венграми, хорватские войны были приглашены в Париж. Для них шелковые платки были древней традиционной одеждой. Великий модник того времени король Людовик 14 был просто без ума от шейных платков и тотчас нацепил один на себя. А что носит король, то должны носить и придворные, чтобы соответствовать своему правителю. Так началась мода на мужские галстуки. Как видите, все-таки все новинки берутся на вооружении именно в Париже, городе - мировом законодателе мод.
    В середине XIX века из шейных платков со свободно висящими концами возник галстук в его современном понимании. И чем более сдержанным и простым становился мужской костюм, тем большее внимание уделялось галстуку - его последнему украшению. В начале XIX века возникла целая наука по завязыванию галстука, об этом писали учебники. Автором одного из таких учебников был известный французский писатель и ценитель красоты Бальзак.)
  8. Расскажите о правилах ношения галстука? (Сегодня в строгой деловой мужской одежде ширина галстука должна быть примерно 8,2 см., длина должна быть такая, чтобы кончик слегка прикрывал ремень на брюках, примерно на 1-1,5 см. Смешно выглядит слишком короткий или наоборот чересчур длинный галстук. Традиционными тканями являются жаккард и шелк. В современной мужской одежде стал наблюдаться некий баланс - если костюм еще может быть ярким, то галстук к нему обязательно должен быть сдержанным. Рисунок и структура сорочки, пиджака или костюма должны либо в точности совпадать, либо соответствовать по стилистике галстуку. К полосатой или клетчатой рубашке лучше выбрать однотонный галстук. Если же вы надеваете полосатый галстук к полосатой сорочке, помните, что полоски на галстуке должны быть шире или уже полосок на сорочке, иначе у окружающих рано или поздно зарябит в глазах.)
  9. Как правильно подобрать пиджак мужчине? (Особое внимание необходимо уделить плечам, т.к. если пиджак в плечах хоть немного больше, чем нужно, в процессе эксплуатации костюма плечи будут опускаться, что нарушает чистоту линий и портит силуэт. Длина рукава пиджака должна быть такой, чтобы прикрывать запястье, но не более.)
  10. Как правильно носить пиджак? (Нижняя пуговица мужского пиджака – не для застегивания! Застегивать ее нельзя никогда. В двухпуговичном пиджаке застегивается только верхняя пуговица. В трехпуговичном пиджаке можно застегнуть либо две верхние пуговицы, либо только среднюю. Этот классический канон установил король Эдуард VII, когда чересчур растолстел.)
  11. Какими должны быть мужские брюки? (Мужские брюки должны быть достаточно длинными, чтобы прикрывать носки, даже если вы сидите нога на ногу. Носки также не должны быть видны при ходьбе.)
  12. Как правильно подобрать носки? (Цвет мужских носков должен определяться стилем и цветом остальной одежды. Но запомните, как мантру: белые носки можно надевать только под спортивный костюм или белый смокинг. И все! И уж совсем табу – носить носки с сандалиями.)
  13. Что вы можете сказать о подборе аксессуаров для мужчин? (Цвет ремня и ботинок должен совпадать (принадлежать одной и той же цветовой гамме). С часами ситуация такая же, как с одеждой: есть офисные (деловые), есть спортивные, есть для дачи или путешествий, а есть часы для приемов. Под классический костюм и для формальных мероприятий подходят только классические часы среднего размера на кожаном браслете. Крупные "командирские" часы возможны только в неформальной обстановке.)
  14. Охарактеризуйте основные стили одежды:
  • Бельевой (Lingerie-Stil). (Актуальный в 90-е годы стиль, в котором верхняя одежда напоминает белье: например, топы-бюстгальтеры или платья-комбинации.)
  • Вамп. (Одежда с открытыми плечами, часто плечи видны через прорези в рукавах, ниже также может проходить волан или оборка. )
  • Винтаж (Vintage-Look). (Романтический стиль, для которого характерны одежда и аксессуары, как будто откопанные на барахолке или в бабушкином сундуке: например, сумочки с бахромой или вязанные крючком шали.)
  • Гарсон. (Строгий, "мужской" стиль в женской одежде, выражавший стремление к эмансипации; получил распространение в 20-е годы после публикации романа Виктора Маргеритта "La Garconne" ("Женщина-мальчик"); характерны костюм-смокинг, пальто и пиджаки мужского покроя.)
  • Гвардейский. (Строгие, похожие на военную униформу пальто и костюмы.)
  • Гирли (Girlie-Look). (Одежда в стиле солисток группы "Спайс Герлз", в 90-е годы популярная среди молоденьких девушек, выражает так называемую "силу женственности"; одежда в этом стиле отличается, с одной стороны, тинейджерской, девичьей непосредственностью, с другой - она подчеркнуто сексуальна, комбинируется с сапогами на высокой платформе и др. элементами, волосы часто заплетаются в косички.)
  • Джангл. (Одежда в стиле "растафай" или "милитари", появляется в начале 90-х вместе с одноименной музыкой в быстрых брейк-ритмах.)
  • Диско. (Популярный в 70-е годы стиль одежды, в котором ходили обычно на дискотеки, сложился под влиянием культового фильма "Лихорадка субботнего вечера" с Джоном Траволтой и Оливией Ньютон-Джон; для него характерно все блестящее и сверкающее, например, "металлические" ткани, люрекс, блестки, мишура, стразы и т. п.; снова актуален в ретро-коллекциях 90-х.)
  • Звибел (Zwiebel-Look) - стиль 90-х годов, при котором принято носить много слоев виднеющейся друг из-под друга одежды.
  • Имперский. (Стиль в одежде, получивший распространение во времена правления Наполеона I (1804-1814); характерен прямой крой, падающие свободными складками платья и пальто, с сильно завышенной талией, проходящей сразу под грудью, - фасон, к которому затем обращались практически во все времена.)
  • Казачок. (Стиль, основанный на элементах традиционного казачьего костюма; с воротниками-стойками, меховыми подпушками, позументами и застежками с перекидными петлями.)
  • Камуфляж. (Одежда из тканей с маскировочным рисунком, популярна среди Freak'ов в 60-70-е годы и среди хип-хоперов в 90-е.)
  • Канкан. (Главный элемент: кринолиновые, украшенные кружевами юбки по образцу юбок танцовщиц канкана в кабаре.)
  • Кантри. (Классический британский, непринужденный стиль в одежде, взятый на вооружение высокой модой в 70-е годы; для него характерны шерстяные материалы, прежде всего твид, традиционных расцветок "гленчек" и "шотландка".)
  • Карибский. (Главный элемент: юбка, облегающая бедра и сильно расклешенная, очень пышная внизу.)
  • Кармен. (Навеян испанскими платьями в стиле фламенко: с облегающими бедра и расклешенными от колен юбками, украшенными широкими оборками, и с открывающим плечи, отделанным оборкой или рюшами вырезом (вырез "кармен"); с 1977 года актуально для моды в фольклорном стиле.)
  • Колледж. (Навеянный одеждой учащихся американских колледжей; спортивно-опрятный стиль; к нему относятся блузки рубашечного покроя, строгие платья с белыми воротничками, юбки в складку, блейзеры и трикотажные двойки; в европейской моде с начала 50-х годов, считается классическим.)
  • Колор блокинг (Colour Blocking). (Прием использования контрастных по цвету деталей или частей одежды, благодаря которым она производит впечатление объекта графического искусства; характерно, например, для стиля Курреж.)
  • Координаты (Coordinates). (Различные материалы или предметы одежды, подходящие друг другу, координирующие друг с другом по цвету, рисунку, фактуре и т. п.)
  • Курреж. (Создан парижским кутюрье Андре Куррежем под влиянием искусства оп-арта и космических полетов, модный во второй половине 60-х годов.)
  • Лара – стиль. (Напоминающий стиль казачок, вошел в моду после выхода в свет фильма "Доктор Живаго".)
  • Мао. (Одежда, напоминающая традиционный рабочий костюм китайцев, а также форму Мао Дзе-дуна: длинный, закрытый однобортный жакет с воротником-стойкой; для женщин это, прежде всего, брючный костюм с таким жакетом; в конце 60-х годов обрел популярность в Англии, в моде был относительно недолго.)
  • Милитари. (Военный - стиль, как в мужской, так и женской одежде, по образу военной униформы, как правило, в серо-зеленых или оливковых тонах.)
  • Морской. (Одежда для спорта и отдыха, в основном, в бело-синей гамме, появляется около 1880 года, характерны темно-синие блейзеры, золотые пуговицы, белые брюки, фуражки и т. п.)
  • Небрежный. (В противоположность деловому стилю или стилю "sity" (городской), не то чтобы дешевый, но и не продуманный до последней детали стиль, подразумевающий легкую небрежность и состоящий в основном из универсальных, хорошо комбинирующихся с любой одеждой элементов.)
  • Оверсайз (Oversize-Look). (Стиль, в котором принято носить вещи, больше на несколько размеров; был моден в 80-е годы, в 90-е годы; любим Готье.)
  • Овер/андер (Over/Under Look). (Стиль, комбинирующий различные простые элементы одежды, например, платье длиной до икр и узкие брюки.)
  • Оп-арт. (Направление в моде 60-х годов, вдохновленное оптическим искусством оп-артом; характерны геометрические, абстрактные орнаменты, яркие, насыщенные, контрастирующие друг с другом краски, например, сочетание белого и черного. )
  • Прозрачный. (Одежда, полностью или частично сшитая из прозрачных материалов, сквозь которые видно голое тело или нижнее белье. )
  • Пуристский. (Сдержанный, лаконичный, неброский, аккуратный стиль в одежде.)
  • Ретро. (Использование в более или менее модифицированном виде элементов модных направлений прошлого.)
  • Романтический. (Распространен в 60-е и 70-е годы, характерно использование фольклорных элементов, рюш, воланов, длинных платьев летящего покроя из набивных хлопчатобумажных тканей с обтягивающим верхом.)
  • Сафари. (Или колониальный - появившийся в 60-е годы спортивный стиль, заимствовавший элементы униформы военных в тропиках; характерно использование легких, стойких к износу тканей бежевого, коричневого и хаки цветов, множество накладных карманов со складкой посередине, клапаны и погончики.)
  • Слинки (Slinky-Look). (Облегающие фигуру платья из струящихся материалов, модные в начале 70-х, по образцу моды 30-х.)
  • Слит (Slit-Look). (Модный в 70-е годы стиль одежды, при котором под миди или макси юбкой с расстегнутой до высоты бедер передней планкой были надеты короткие шорты или мини юбка.)
  • Смокинг (Tuxedo Style). (tuxedo - в американском варианте английского значит "смокинг") - характерно использование смокинга в повседневной, в том числе и женской одежде. )
  • Спортивная одежда (Sportswear). (Свободная, не стесняющая движения одежда, предназначенная для повседневного ношения и для отдыха; изначально многие ее элементы заимствованы из формы спортсменов.)
  • Топ-лесс. (Стиль, представленный дизайнером Руди Гернрайхом в 1964 году; главная черта - обнаженная или открытая грудь; повлиял на купальную моду, в которой в начале 70-х появились так называемые монокини. )
  • Фольклорный. (Стиль, вбирающий в себя элементы национальных костюмов практически со всего мира и соединяющий их в некое новое целое; популярен с 1976 года благодаря Ив Сен-Лорану, в 90-е распространен в форме этно-миксов. )
  • Цыганский. (Вошел в моду вместе с фольклорным стилем в сезон 1976/77. Ориентирован на стилизованный цыганский костюм (отдельные элементы этого костюма были популярны еще в XIX веке); характерны юбки с оборками, воланами и шлейфами, также блузки, украшенные оборками, завязывающиеся на пупке узлом и/или с декольте "кармен", пышные украшения в виде цепочек, бус и монисто. )
  • Эдвардианский новый. (Коррелирующий с появившимся в конце XIX века Эдвардианским стилем стиль мужского костюма, популярный в Англии в 50-е годы; характерны аккуратные однобортные довольно закрытые пиджаки, жилеты, узкие брюки, котелки и платочки в нагрудном кармане. Этнический - ткани, расцветка, орнаменты и украшения, ориентированные на украшения и орнаменты примитивных народов.)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль