Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога

45807

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение» в формате pdf >>>

Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми. Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой. Существуют следующие коррекционно-развивающие программы педагога-психолога:

  • стандартизированные - в них определены основные этапы курса, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом работы педагог-психолог проверяет возможности реализации всех этапов, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям;
  • свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует курс, ставит цели и задачи его этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.

Основные требования к составлению коррекционно-развивающих программ

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога должны соблюдать следующие требования:

  1. Четкое формулирование целей работы, определение коррекционно-развивающей программы педагога-психолога.
  2. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
  3. Определение стратегии и тактики деятельности.
  4. Отбор конкретных методик и техник.
  5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
  6. Выбор формы работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
  7. Определение продолжительности проведения курса.
  8. Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).
  9. Определение длительности каждой встречи или коррекционного занятия (от 10-15 минут в начале до 1,5-2 часов на заключительном этапе).
  10. Разработка конкретного содержания серии индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми в школе.
  11. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при взаимодействии с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
  12. Определение формы контроля реализации.
  13. Проведение серии занятий и внесение дополнений и изменений в нее по ходу деятельности.
  14. Оценка эффективности реализованного курса.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

По завершении реализации коррекционно-развивающих программ педагога-психолога мероприятий в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованного курса с оценкой его эффективности (бланк анализа работы см. в приложении).

Коррекционно-развивающая программа из 9 составляющих

  1. Общая характеристика.
  2. Методологические и теоретические основы.
  3. Цели и задачи, ожидаемые результаты.
  4. План и содержание занятий.
  5. Характеристика используемого оборудования.
  6. Организация, формы и методы работы.
  7. Основные этапы деятельности (в т.ч. диагностическая составляющая программы).
  8. Оценка эффективности.
  9. Описание конкретного примера работы с использованием серии занятий.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: общая характеристика 

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога включают следующие аспекты:

  • актуальность курса и его обоснование;
  • описание общего ресурса ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности;
  • назначение серии индивидуальных занятий педагога-психолога;
  • характеристика контингента (для кого предназначена);
  • описание используемого оборудования;
  • требования к специалистам, принимающим участие в работе.

В данном разделе прежде всего описываются те трудности, с которыми обращаются родители (или законные представители) в соответствующие службы, а также причины, их вызывающие. Актуальность курса может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур, а также в целом ситуацию в стране и за рубежом.

Описание общего контекста и специфики коррекционно-развивающих программ педагога-психолога, ситуации в учреждении и применения предлагаемых процедур включает ответы на несколько вопросов: кто и с какими запросами обычно обращается к специалистам соответствующего профиля в данном ОУ; каков его ресурс в решении поставленных проблем; чем чаще всего продиктовано обращение к специалисту; в чем состоят конкретные трудности ребенка, выступающего в качестве клиента; кто формулирует запрос - родители, образовательное учреждение или сам ребенок - и как в связи с этим изменяется процедура работы с ним? От ответов на эти вопросы зависит, с одной стороны, правомерность применения предлагаемого курса, а с другой - специфика его использования в каждом конкретном случае.

Проблемы, на которые направлен курс, целесообразно ранжировать: на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее - проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.

Важный момент - адресность действий, т. е. указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные особенности и ограничения; типичные физические, физиологические, психофизиологические, психологические качества; ограниченные возможности здоровья (степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания).

Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитаны занятия, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы, интерпретации результатов, анализа соответствия психического и личностного развития ребенка нормам развития.

В данном разделе описания могут быть отмечены и ограничения по использованию курса коррекционной работы в том случае, если ее применение при особых обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: методологические и теоретические основы

Методологические основы позволяют раскрыть сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы воздействия, грамотно проводить индивидуальные занятия педагога-психолога и интерпретировать полученные результаты.

В качестве методологических основ курса могут выступать общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода и др., а также зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности (например, теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,

В.В. Давыдова и проч.), научные концепции, раскрывающие особенности личности, на которые направлена коррекционно-развивающая деятельность, описывающие структуру деятельности, в рамках которой это воздействие осуществляется, и определяющие набор методов и частных методик, включенных в курс.

При разработке программ необходимо учитывать и некоторые методические принципы. Среди наиболее значимых из них можно выделить следующие:

  • активное привлечение к участию ближайшего социального окружения ребенка - родителей, других родственников, педагогов;
  • учет результатов заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • опора на различные психические процессы - как наиболее развитые на данный момент, так и те, что отстают в развитии;
  • "программированное" обучение, которое предполагает включение в курс операций, выполняемых сначала совместно с психологом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком самостоятельно;
  • усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес к работе и дает ребенку возможность испытывать радость от преодоления трудностей;
  • учет объема материала - внесение изменений только после того, как в относительной мере сформировано то или иное умение;
  • учет сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по ее окончании.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога

Определение целей и задач коррекционно-развивающей программы - один из основных принципиально важных разделов, без которого ее практическое использование затруднено либо вовсе невозможно. Под целью обычно понимается будущий результат, определяющий характер и способы действий человека по его достижению. Поэтому цели курса должны быть предельно конкретно сформулированы, давать четкие представления о том, чего ожидают авторы методики после ее применения, а также об основном способе достижения предполагаемых результатов. Любую поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок времени.

Коррекционно-развивающая программа позволяет сформулировать цели и задачи как систему задач трех уровней:

  • коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, что позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями усваивать учебный план;
  • профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
  • развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

В целом перечисленное может касаться нормализации условий жизни и развития ребенка, формирования навыков деятельности и поведения, гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер личности, повышения социального и личностного статуса ребенка и т. д.

Важная характеристика результата - достижение возрастных норм уровня развития того или иного качества. Однако более значимыми в серии индивидуальных занятий педагога-психолога могут оказаться даже не нормы, а сам факт изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка. При этом все они должны быть четко зафиксированы.

План программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога может быть представлен в двух вариантах:

  • таблица;
  • последовательное описание процедуры занятий.

Обязательно указывается тема каждого занятия, цель и время, отводимое на его проведение. Описание содержания занятий предполагает не только подробное изложение упражнений, игр и процедур, но и указание используемого оборудования (например, использование таблиц в работе педагога-психолога), четкую формулировку цели каждого занятия, его ожидаемых результатов и методов обратной связи, касающейся эффективности индивидуального занятия педагога-психолога. Если предлагаемые процедуры не являются авторскими, следует сообщить литературный источник, в котором есть их подробное описание и обоснование.

При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • смешанная.

Полезно сообщить, какая из них дает максимальный эффект и при каких условиях.

Методы, используемые при реализации курса, также включаются в ее описание. Характеризуя классические методы (наблюдение, беседа, опрос), целесообразно перечислить конкретные показатели и вопросы, которые могут использовать специалисты, применяющие коррекционно-развивающий курс.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога наиболее эффективны, если проводятся не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - от 40 минут до 1-1,5 часа). Интенсивность серии индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.

Характеристика используемого оборудования в коррекционно-развивающей программе

Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним, необходимые требования к специалистам и ограничения в применении. Также учитывается его назначение, определяются роль и место процедур с использованием оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования в контексте возможных методов и приемов в конкретной ситуации (например, использование музыки в коррекционной работе).

Другое условие успешности коррекционной работы - пролонгирование воздействия. Даже после завершения работы по курсу желательно контактировать с участниками занятий с целью наблюдения за особенностями поведения, выяснения того, сохранились ли прежние и возникли ли новые проблемы в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять такой контроль хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Коррекционно-развивающий курс зависит от времени воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии и начата коррекционная деятельность, тем больше вероятность успешного преодоления трудностей.

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: основные этапы 

Описание работы включает характеристику ее основных этапов и указание требований к организации каждого из них. К числу основных этапов относятся следующие:

  • подготовительный;
  • первичная диагностика;
  • коррекция типового плана и содержания работы;
  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
  • заключительная диагностика;
  • оформление результатов работы.

Важная составляющая подготовительного этапа — подробное изучение обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос родителя и жалобы ребенка, условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных особенностей, имеющиеся трудности и ограничения, характерный уровень тревожности и т. д.). Такой анализ исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую, но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения.

Основное назначение первичной диагностики - получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В курс целесообразно включить полный список методов диагностического съема информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования и составлению диагностического заключения.

Третий этап - уточнение плана и содержания занятий в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития. Коррективы в курс могут быть внесены и на основе текущей обратной связи о ходе работы с группой.

По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель - получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Данный этап завершается написанием диагностического заключения об изменениях изученных характеристик после проведения серии занятий педагога-психолога и прогнозе будущих изменений с рекомендациями возможных форм дальнейшего взаимодействия с детьми — участии в неформальных образовательных проектах, развивающих программах.

Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ педагога-психолога

Эффективность воздействия оценивается как с точки зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, серия занятий может быть ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Кроме того, по окончанию прохождения курса специалист должен разработать психологические рекомендации

Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ педагога-психолога зависит от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника данного процесса в значительной мере определяет ее итоговую оценку. Так, для участника группы основным критерием успешности прохождения курса будет ощущение удовлетворения от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для педагога-психолога, ответственного за организацию и проведение курса, главным критерием оценки станет достижение поставленных целей. А для лиц из окружения участников группы эффективность программы определяется степенью выполнения их запроса, удовлетворения мотивов, побудивших обратиться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также осознанием проблем и непосредственно связанных с ними задач.

Какой бы критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

  • субъективно переживаемые участником изменения во внутреннем мире;
  • объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;
  • устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.

Приложение

Бланк
Скачать в .docx



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль