Познавательная программа по физике "Оптическое чудо"

1712

Возраст участников: 8-12 лет.Продолжительность: 40-45 минут.Цель: познакомить обучающихся с особенностями зрительного восприятия человека, объяснить некоторые явления оптических иллюзий, связанных с преломлением и дисперсией света.Задачи: формировать навыки работы в коллективе; содействовать воспитанию исследовательских способностей у детей;Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, слайдовая презентация «Оптическое чудо», чистый лист формата А1.Оформление: символика мероприятия, рисунки зрительных иллюзий, модель глаза.Место проведения: актовый зал.

Ход мероприятия

На экране – слайд №1
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП УЧАСТНИКОВ

Всем присутствующим обучающимся члены жюри при входе в кабинет предлагают выбрать цветной жетон (выбор случаен) и пройти за стол с указанным цветом жетона. В результате формируются четыре группы участников, разделенных по цветовой гамме.

Слайд №2
Ведущий: В магической лаборатории приветствуем гостей!
Сегодня многое узнаете из наших радостных речей.
Сегодня Вы про глаз узнаете то, что не знали до сих пор.
И тайны глаза разгадаете, о них сейчас наш разговор.

С давних лет строение нашего глаза волновало различных исследователей от Леонардо да Винчи до известного исследователя-офтальмолога Н.И. Федорова. И абсолютно все пытались понять – почему наши глаза не могут смотреть на солнце, почему при длительном наблюдении яркого света наши глаза застилают радужные пятна и напротив, почему наши глаза иногда видят то, чего, казалось бы, нет совсем…
Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями.
Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них, и мы попробуем слегка прикоснуться к этой загадке…

ЗАДАНИЕ 1 Слайд №3

Ведущий: Посмотрите внимательно на картинку: сколько человек здесь можно найти?
Ответы детей
Ведущий: На самом деле их было девять! Отыщем их вместе?

ЗАДАНИЕ 2 слайд №5

Ведущий: Смотрите… два орла пытаются поймать рыбку. Приглядитесь теперь повнимательнее… Может быть здесь орлов больше?
Ответы детей
А может быть на картинке не только орлы? Кого еще можно зсметить на картинке?
Ответы детей

ЗАДАНИЕ 3 слайд № 6

Ведущий: Посмотри на красные горизонтальные линии… Они праллельны или нет?
Ответы детей
Ведущий: Да, они параллельны! Это смещение синих квадратов дает такой оптический эффект!

ЗАДАНИЕ 4 Слайд №8

Ведущий: А теперь посмотрите на картинку: что вы видите между квадратами? Серые точки?
Ответы детей
Ведущий: Это снова обман зрения, дорогие друзья – серых точек там нет, а этот оптический эффект достигается путем смешения трех цветов: белого, черного и серого, которые сетчатка нашего глаза отождествляет между собой и, как результат, мы видим белые точки только непосредственно перед собой, периферийное же зрение воспринимает окружающие точки как серые.

ЗАДАНИЕ 5 Слайд №10

Ведущий: А теперь… Смотрите внимательно – это спираль или круги?
Ответы детей
Ведущий: Это круги, дорогие мои друзья и никаких спиралей! Разноцветные ромбы, которые расположены по кругу и занимают весь периметр картинки, постепенно уменьшаясь к ее середине совсем сбивают нас с толку. Попробуем провести указкой по круговым линиям и убедиться, что это действительно так и мы видим действительно круги.
Дети пробуют провести указкой по круговым линиям рисунка
Ведущий: Ну убедились?
Ответы детей

ЗАДАНИЕ 6 Слайд 12

Ведущий: Приглядитесь. Что вы видите между квадратами?
Ответы детей
Ведущий: Серые точки? А вот и нет! Это снова обман зрения! Серых точек там нет! А злую шутку с нами играет опять серый цвет на ярком белом фоне!

ЗАДАНИЕ 7 Слайд 14

Ведущий: А вот смотря на следующую картинку нужно зафиксировать взгляд на черной точке и подвигать головой взад-вперед.

Слайд 15

Ведущий: Вы видите? Круги двигаются?

Ответы детей

Ведущий: Но наше зрение снова сыграло с нами злую шутку… На самом деле круги находятся без движения – здесь дело не в компьютерной графике, а в сетчатке нашего глаза. Когда мы фиксируем свой взгляд на точке в середине экрана периферийное зрение ослабевает, становится неподвижным и двигается вместе с нашей головой, оттого и возникает иллюзия движения нарисованных кругов.

ЗАДАНИЕ 8 Слайд №17

Ведущий: А теперь, мои дорогие друзья, попробуйте зафиксировать свой взгляд на одной из трех желтых точек… Смотрите внимательно… Что происходит?
Ответы детей
Ведущий: Куда делись две другие точки? Интересно, не правда ли? На самом деле и этому видению есть научное объяснение. Вы зафиксировали взгляд на одной из трех точек… Следовательно ваше периферийное зрение стало неподвижным и постоянно двигающиеся по экрану синие точки просто заслоняют собой те две желтых точки, на которых вы не концентрировали свой взгляд.

ЗАДАНИЕ 9 Слайд №18

Ведущий: А теперь, дорогие друзья – самое интересное!

  • Смотрите не отрываясь на четыре маленькие точки в центре рисунка 30 секунд…
  • Медленно переведите взгляд на белую стену, например потолок…
  • И поморгайте…

Ответы, реплики детей
Ведущий: Вы это видели? Может быть, вы уже когда-нибудь видели этого человека с бородой? Это ребята, игра света! Картинка, которую вы видите на экране черно-белая и в ней есть одна маленькая хитрость. То, что на настоящем изображении должно быть черным на этой хитрой картинке изображено белым, а когда вы переводите взгляд на яркую белую стену, сетчатка вашего глаза под воздействием яркого белого цвета видит эту хитрую картинку наоборот, то есть так, как она должна была выглядеть на самом деле…

ЗАДАНИЕ 10 Слайд № 20

Ведущий: А теперь, ребята, сделайте все тоже самое, только фиксируйте взгляд на маленькой красной точке...
Ну, кого же вы видите? (Лев Толстой) Какую оценку вам можно ставить по литературе?
Ответы детей

РЕФЛЕКСИЯ

Ведущий: Ну и напоследок, дорогие мои полюбуйтесь на самое последнее из оптических чудес, которые я вам представила сегодня… Вам кажется, что изображение выпуклое и оно движется? Кто попробует объяснить мне эту оптическую иллюзию?
Ответы детей

Слайд №23

Ведущий:Как оказалось, дорогие друзья, наши глаза очень легко обмануть, применяя такие секреты, как изменение цвета, игра света и использование ресурсов нашего мозга, которые так же интерпретируют изображения передаваемые органами зрения.

Слайд №24

Ведущий:Скажите, было ли вам интересно сегодня? Хотели ли бы вы еще раз посетить наш приветливый игровой зал?

Ответы детей

Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, мне тоже было очень-очень приятно работать с вами сегодня. До новых встреч, ребята! До новых интересных, увлекательных путешествий в мир знаний! До свидания!ЛИТЕРАТУРА

  1. Издание электронной бибилиотеки «Просвещение» : Мультимедийное учебное пособие нового образца / CD-диск : Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1.
  2. Шахмеев Н.М. Физика. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук. – 4-е издание, испр. – М. : Мнемозина, 2009. – 175 с.: ил.

Интернет-ресурсы:
1. http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg
2. http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg
3. http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg
4. http://s50.radikal.ru/i130/1104/64/06fa34468cb9.jpg
5. http://s50.radikal.ru/i130/1104/64/06fa34468cb9.jpg
6. http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg
7. http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg
8. http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg
9. http://i059.radikal.ru/1104/e5/c07a67fd14ad.jpg

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Мария Акинина

Познавательная программа по физике Оптическое чудо

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль