Классный час "Каждый человек достоин уважения"

17757

"Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства"

Виссарион Белинский (1811–1848).

Чувство собственного достоинства, самоуважение, признание или отвержение, принятие или неприятие себя как личности – это самые болевые точки человеческого естества. Задача педагога научить детей уважать не только себя, но и всех окружающих, т. к. каждый человек уникален. В статье представлен пример проведение классного часа, направленный на выработку принципов уважительного отношения.

"Каждый человек достоин уважения,
если только он не считает
себя лучше других" (Джек Лондон)

Данный классный час направлен на воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки, формирование устойчивой системы нравственных ценностей учащихся. А также на развитие творческого воображения и фантазии.

В процессе проведения мероприятия педагог знакомит учащихся с понятиями "уважение", "тщеславие", "честолюбие", "толерантность".

В начале занятия педагогу рекомендуется включить запись "Лунной сонаты" Бетховена и попросить учащихся ответить на несколько вопросов:

  • Что это за мелодия? Кто автор музыки?
  • Как вы думаете, этот человек достоин уважения?
  • А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?

Людвига ван Бетховена. крещен 17.12.1770, Бонн, — 26.3.1827, Вена. Это гениальный немецкий композитор с удивительной и трагической судьбой. С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, все время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Но он продолжал писать музыку.

"Лунная соната" – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано), сочинена: 1800–1801, была издана в марте 1802 и посвящена Джульетте Гвиччарди.
Название сонаты "Лунная" принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора – в 1832 году – окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью.

После рассуждений учеников можно привести строки из стихотворения Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

В нем говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, и поэтому уникален, и поэтому заслуживает уважения.

Перед основной частью беседы педагог предлагает ученикам ответить письменно (только "да" или "нет") на вопрос: Хотите ли вы, чтобы вас уважали?

Листочки с ответами собираются и подсчитываются результаты.

Пока идет подсчет результатов опроса, попробуем сформулировать тему нашу в виде вопроса (так нам будет проще размышлять): Каждый ли человек достоин уважения? И второй вопрос, более важный, который каждый должен поставить себе: Достоин ли я уважения?

Представление результатов опроса (все или абсолютное большинство ответов будет "да") и их комментарий.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (далее К.Р.) - Что такое уважение?

- Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

К.Р. - Подберите синонимы к слову уважение.

УЧАЩИЕСЯ - Почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект.

К.Р. Вы согласны с тем, что каждый человек имеет право на уважение? Что каждый человек имеет свои таланты и достоинства?

УЧАЩИЕСЯ – Да (комментарии ответа)

К.Р. Как в поведении человека проявляется то, что он считает себя лучше других?

УЧАЩИЕСЯ: - Такой человек высокомерен, груб, равнодушен, признает только свою точку зрения, незаслуженно обижает окружающих и т.д

К.Р. - Такой человек высокомерен и тщеславен:

Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь;

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию;

Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению..

В сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" говорится о таком тщеславном и честолюбивом человеке (чтение главы XI о честолюбце).

Маленький принц сбежал от честолюбца, назвав его "странным взрослым". А каковы ваши впечатления от этой встречи? Что бы вы сказали после встречи с ним?

В ситуации, когда человек ставит себя выше других, нарушаются коммуникативные связи между людьми, то есть с таким человеком тяжело общаться. Важно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности (терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религиозных конфессий и т.д.).

Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других.

Ты достоин уважения, если уважаешь других.

К.Р. - Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?

УЧАЩИЕСЯ - Да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке.

Педагог переходит к проблемному заданию (работа в группах):

– возьмем волшебный мешочек. Он поможет нам вспомнить один важный для нас вопрос и поможет разделиться на группы. Из мешочка достаньте листочек с надписью и найдите тех, у кого та же надпись – это и есть ваша группа. (Всего 4 группы; сложив слова на листочках, получим вопрос: Достоин ли я уважения?).

Задание для групп № 1 и 3:

Продолжите фразу: МЫ УВАЖАЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ ОН…

Задание для групп № 2 и 4:

Составьте правила: КАК НУЖНО СЕБЯ ВЕСТИ, ЧТОБЫ ТЕБЯ УВАЖАЛИ

Процедура проведения: на выполнение заданий отводится 5-7 минут, задание оформляется группой на большом листе бумаги, затем представляются результаты и вывешиваются на доску.

На заключительном этапе проведения классного часа педагог предлагает учащимся придумать символ взаимного уважения (могут быть различные варианты). Например: рука-ладонь.

Учитель просит учеников обвести на листке бумаги свою ладошку, вырезать ее. И ответить самим для себя на наш главный вопрос: Достоин ли я уважения?

Если ученик отвечает "ДА", то, уходя, кладет свою "ладошку" в корзинку (приклейте на стенд), если "НЕТ", то забирает ее с собой. И пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.

(Вновь звучит "Лунная соната").

Автор: И.В. Игнатова, учитель школы № 2010, г. Москвы

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль