Реализация принципа преемственности дошкольного и начального общего образования: региональный опыт организационного решения

41827

Преобразования в жизни России и мирового сообщества привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального общего образования. За последние десятилетия система дошкольного образования трансформировалась в многофункциональную сеть образовательных учреждений различного вида, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Произошли изменения и в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Перспективы развития системы образования

Наметился существенный сдвиг в сторону реализации важнейших положений документов, являющихся правовыми основами развития и функционирования системы дошкольного и начального образования в России (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании"). Среди них: конституционное право каждого ребенка как члена общества на получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Перспективы развития системы дошкольного образования в настоящее время определяются следующими программными документами:

- Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р);

- Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.10.2007№ 1351). Вместе с тем происходящие в системе образования изменения, позитивные по сути, не всегда ведут к улучшению качества образования. Так, вариативность образовательных программ привнесла в дошкольное образование неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - одночасовые предметы. Это привело к неоправданному росту требований к детям, поступающим в школу, снижению качества их образования и перегрузке. Расширение спектра образовательных услуг в сфере подготовки к школе вызвало увеличение доли образовательных структур, рассматривающих предшкольное образование как более раннее изучение программы первого класса и сводящих его к формированию узкопредметных знаний и умений.

Можно с уверенностью сказать, что без учета принципа преемственности ступеней образования при определении целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностное становление, получение общественно значимого образовательного результата. В этой связи возникает понятие "непрерывное образование", трактуемое как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Важными для развития системы дошкольного образования являются и другие базовые принципы, лежащие в основе современной государственной политики в области образования:

  • открытость к общественным запросам и требованиям времени;
  • привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;
  • переход на современные образовательные технологии;
  • обеспечение доступного качественного образования для всех граждан.

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования, в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 гг. (далее -Комплекс мер).

В соответствии с разделением полномочий в сфере дошкольного образования Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) по двум основным направлениям:

  1. обеспечение доступности дошкольного образования;
  2. повышение его качества.

Ключевое значение при этом имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых условий для обучения в начальной школе. Только адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе, поэтому создание равных условий обеспеченности услугами дошкольного образования - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ.

В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования для детей 3-7 лет из разных социальных групп и слоев населения:

  • в группах полного дня на базе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;
  • в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.

К числу типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, можно отнести:

  • переуплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);
  • нехватка педагогических кадров;
  • несогласованность требований контролирующих и других организаций и пр.

Так, например, из-за несогласованности действий учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты работники системы дошкольного образования сталкиваются со следующими трудностями:

  • не отлажена система учета дошкольников, данные различных служб (например, поликлиники, детского сада и школы) отличаются порой в разы;
  • отсутствует единая информационная система, объединяющая сведения о рынке образовательных услуг для детей дошкольного возраста (родители часто дезориентированы в данном вопросе, испытывают трудности в выборе образовательного учреждения, услуг основного и дополнительного образования);
  • различные образовательные учреждения дублируют друг друга в вопросах обучения, подготовки детей к школе (например, ребенок посещает и детский сад, и "Школу будущего первоклассника", и кружок раннего изучения иностранного языка), что приводит к совершенно неоправданной, недопустимой перегрузке дошкольников;
  • практика работы групп кратковременного пребывания нередко сводится к реализации отдельных направлений (например, обучению грамоте и основам математики) в ущерб общему развитию ребенка (физическому, социально-личностному и др.);
  • остается нерешенной проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, связанная на сегодняшний день не столько с содержанием учебных программ, сколько с низкой адаптивностью школы, в т. ч. вследствие стратегии подготовки учителя начальных классов к работе с будущими первоклассниками;
  • существование целого ряда субъективных и объективных причин, по которым современные родители часто не могут эффективно организовать развитие своего ребенка в домашних условиях, нуждаются в квалифицированной помощи. Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к ощутимым результатам. Политика "латания дыр" не соответствует темпам модернизации образования и общества. Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно сжатые сроки, при этом необходимо учитывать как демографические, так и социально-экономические условия региона.

Модернизация вариативной системы дошкольного образования Орловской области: работа в режиме развития

Во многом качественная работа системы дошкольного образования регионов России может быть решена за счет построения гибкой, многофункциональной, единой системы дошкольного образования. Иными словами, сегодня очень важно, продолжая поиск оптимального содержания и форм работы с детьми, приступить к реформированию самой образовательной системы (в данном случае - ее дошкольного звена).

Анализ особенностей работы системы дошкольного образования с целью ускорения темпов ее развития предполагает рассмотрение принципиальнейших вопросов:

  • каковы условия эффективной работы системы образования дошкольников?
  • в какой мере данные условия выполняются в регионе?
  • какие задачи необходимо решить для оптимизации работы системы дошкольного образования?

Ряд важнейших свойств, определяющих эффективность работы системы, вытекает непосредственно из определения данного понятия: "Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление"[1].

Таким образом, существенными условиями эффективности работы системы дошкольного образования в регионе выступают: определенность и единство на всех уровнях системы целевых установок, их соответствие общественно-экономической ситуации и особенностям региона; упорядоченность и четкость взаимосвязей ее элементов (управленческих структур, образовательных учреждений разного типа и вида, родительских сообществ), а также внешних по отношению к ней структур (учреждений системы здравоохранения и социальной защиты населения).

В стремительно меняющихся условиях современного мира эффективность образовательной системы не может определяться ее вчерашними и даже сегодняшними успехами. Важнейшими нужно признать качества системы, определяющие ее способность к развитию. Одним из таких качеств является адаптивность системы. Адаптивность определяет способность системы приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Именно поиск путей повышения адаптивности образовательной системы является одним из принципиальнейших условий решения задач гуманизации образования, сохранения здоровья детей и педагогов, поддержки личностного развития и самоактуализации всех участников образовательного процесса.

Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников наряду с общедоступностью образования является одним из главных принципов государственной политики РФ в области образования. Несмотря на признание данного принципа, непропорционально большие усилия в науке и практике по сей день направляются на поиск путей адаптации ребенка к системе, а не наоборот.

Предлагаем рассмотреть организационные решения по реализации принципа преемственности и непрерывности образования на первых его ступенях - на этапе дошкольного и начального общего образования, нашедшие научное обоснование и развитие в работах специалистов Орловского института усовершенствования учителей.

Основная цель модернизации вариативной системы дошкольного образования -консолидация усилий учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальных и административных служб, общественных организаций и родительских сообществ в обеспечении дошкольникам оптимальных образовательных условий до поступления в школу.

Для активизации этого процесса в рамках регионального экспериментального проекта "Вариативные формы организации образования дошкольников" в Орловской области были созданы системообразующие организационные структуры - районные Центры дошкольного образования (далее - ЦДО).

ЦДО организуются по территориальному принципу, подотчетны территориальным органам управления образованием, работают в масштабах районов города и области, создаются как отдельные структурные подразделения преимущественно на базе ДОУ. В сельской местности ЦДО могут быть организованы при школах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях дополнительного образования и культуры. Главное - базовые учреждения должны обладать соответствующими кадровыми и материально-техническими ресурсами. Это позволит обеспечить максимальную эффективность данного проекта с минимальными затратами.

Для ЦДО основными являются следующие задачи.

1. Создание единого информационного банка данных в системе дошкольного образования.

Это позволит населению при помощи СМИ сориентироваться в многообразии образовательных и других услуг, доступных по месту жительства (системообразующая функция). При участии специалистов разного профиля составляются прогнозы востребованности различных образовательных услуг, решается задача определения перспективы развития на ближайшие годы. Очевидно, что в отсутствие аналитической и прогностической функций система дошкольного образования обречена ставить перед собой "вчерашние цели".

Единый банк данных должен отражать состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в районе по следующим параметрам:

  • контингент детей дошкольного возраста;
  • предоставляемые образовательные услуги;
  • материально-технические ресурсы образовательных учреждений;
  • методическая обеспеченность образовательного процесса;
  • кадровый потенциал;
  • социальный заказ населения.

С этой целью в структуре ЦДО необходимо предусмотреть службу мониторинга, которая будет не только обновлять информацию, но и отслеживать результативность деятельности Центра.

Логика и направления взаимодействия ЦДО с различными учреждениями социума ежегодно корректируются в зависимости от выявленных особенностей образовательной ситуации в районе:

  • открываются новые или реорганизуются существующие структуры дошкольного образования;
  • меняется механизм совместной деятельности ЦДО и организаций, ведущих учет детей дошкольного возраста;
  • трансформируются модели координации действий различных учреждений по организации образования детей дошкольного возраста.

Построение подобной системы взаимодействия определяет необходимость заключения серии договоров о сотрудничестве, в которых должны быть указаны юридические основания взаимодействия Центра с учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социальными и административными службами. Например, договор о сотрудничестве с детской библиотекой, расположенной на территории района, должен содержать пункты, в которых отражаются:

  • цель и задачи общей работы;
  • направления сотрудничества;
  • содержание выполняемой каждой стороной работы;
  • параметры и гарантии качества ее выполнения и пр.

2. Организация образовательного пространства для детей дошкольного возраста.

Анализ причин, по которым не все родители могут обеспечить своим детям квалифицированное обучение и воспитание до школы (дефицит мест в ДОУ, удаленность детского сада от дома, финансовые проблемы, состояние здоровья детей и пр.) показывает, что существующие формы организации дошкольников не могут обеспечить 100%-ный охват детей дошкольными образовательными услугами.

Принципиальным показателем развития системы образования принято считать вариативность. Вариативность дошкольного образования в области организации образовательного пространства выражается, в первую очередь, в вариативности образовательных структур, осуществляющих дошкольное образование.

В образовательном пространстве каждого региона в настоящий момент наряду с традиционными ДОУ действуют учреждения разного типа и вида, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

  • центры развития ребенка;
  • центры предшкольного образования;
  • начальные школы - детские сады;
  • общеобразовательные школы с правом реализации образовательных услуг в сфере дошкольного образования;
  • учреждения дополнительного образования и пр.

Одним из направлений повышения доступности дошкольного образования в регионе является проектирование социально-педагогических условий развития новых форм деятельности ДОУ:

  1. группы кратковременного пребывания;
  2. группы выходного дня;
  3. адаптационные и прогулочные группы;
  4. группы для детей с ограниченными возможностями и группы инклюзивного образования;
  5. группы для детей с проблемами в развитии, для часто и длительно болеющих детей и др.

Создание различных структур, осуществляющих дошкольное образование, призвано решить задачу "приближения образования" к нуждам каждого ребенка. Их разнообразие гарантирует доступность образовательных услуг для детей из разных социальных групп и слоев населения.

3. Внедрение общественно-семейной модели образования детей.

Вне зависимости от широты охвата детей вариативной системой дошкольного образования остается проблема организации образования детей, не посещающих ДОУ. Современная система дошкольного образования предполагает возможность воспитания детей в домашних условиях в ходе организации семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства. Подобная общественно-семейная образовательная модель строится с учетом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуального общения с ребенком в семье.

Особое внимание должно уделяться созданию имиджа ДОУ, привлекательности их услуг для социума, особенно в условиях села и районов с низкой степенью охвата детей дошкольным образованием. Для родителей детей, по разным причинам не посещающих ДОУ, могут быть организованы консультативные центры, в которых им предоставят квалифицированную помощь в индивидуальном порядке.

На базе таких центров может осуществляться методическая и диагностическая помощь семье, предусматривающая: наличие библиотеки и видеотеки для родителей, банка методических и дидактических материалов для организации семейного воспитания; возможность работы под патронатом специалистов системы дошкольного образования; индивидуальную подготовку детей силами квалифицированных специалистов и (или) родителей.

4. Методическая помощь педагогам, работающим в системе вариативного дошкольного образования.

Важнейшей составляющей реформирования системы дошкольного образования является подготовка (повышение квалификации, переподготовка) специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями.

Анализ кадрового потенциала Орловской области и данные, приводимые в СМИ, позволяют констатировать, что значительная часть педагогов имеет во многом устаревший взгляд на задачи работы по дошкольному воспитанию, роль и место воспитателя в этой работе, отличается бедностью методического арсенала. Требуется существенное дополнение знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребенка, подходах к поддержке данного процесса.

Используя кадровый и методический потенциал ЦДО, силами его специалистов и на его базе может быть организована действенная методическая помощь педагогам (могут проводиться семинары, конференции, "круглые столы" с участием специалистов разного профиля). На таких мероприятиях должны быть представители муниципалитетов и органов управления образованием, ученых, специалистов систем подготовки и переподготовки кадров, руководителей образовательных учреждений, воспитателей, учителей начальной школы, психологов, дефектологов, социальных педагогов, работников системы здравоохранения и социальной защиты, родительской общественности.

Таким образом, к числу основных направлений деятельности Центра относится работа с детьми, родителями дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ, педагогами основного и дополнительного образования, административными работниками.

Практика показывает, что на базе ЦДО могут быть реализованы все три модели обеспечения дошкольникам равных стартовых условий на пороге школьной жизни, а реализация программ образования дошкольников в различных организационных формах является лишь одним из направлений деятельности Центра.

В зависимости от того, где организован ЦДО (в крупном областном или районном центре, городе или на селе), существуют особенности его работы.

Особенности работы ЦДО областного центра, крупного города

Характерной особенностью густонаселенных районов крупного города является развитая инфраструктура кружков и студий, наличие дошкольных групп в учреждениях дополнительного образования, "Школ будущего первоклассника" при школах, платных услуг гувернеров. В подобных условиях целесообразно открывать Центры при крупных ДОУ в каждом микрорайоне города.

Это позволяет скоординировать действия всех учреждений, работающих с дошкольниками, "под крышей" системы дошкольного образования, обеспечивая возможность контроля его качества (содержания, объема, разнообразия). При этом можно дифференцировать услуги в соответствии со своеобразием отдельных образовательных учреждений, их возможностями, контингентом детей. С учетом перечисленных факторов в районе централизованно могут быть открыты, например, группы кратковременного пребывания для детей с особенностями в развитии, в т. ч. с ослабленным здоровьем (зрением, слухом и пр.), вечерние и воскресные кружки по интересам.

Как показывает опыт региона, наиболее востребованными и актуальными направлениями деятельности Центров в крупных городах являются:

  • выявление детей района, не посещающих ДОУ, подбор необходимого комплекса образовательных и сопутствующих услуг, доступных по месту жительства;
  • реклама дошкольных образовательных услуг разной направленности;
  • оказание методической помощи семьям в образовании детей;
  • создание консультационных пунктов с привлечением специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов и пр.), оказание на их базе диагностических услуг;
  • проведение на базе ЦДО регулярной учебы для педагогов разного профиля (воспитателей, учителей начальных классов, педагогов системы дополнительного образования).

Особенности ЦДО в небольших городах и поселках городского типа

В небольших городах, районных центрах, как правило, нет дефицита мест в детских садах и проблем с учетом детей, для них характерна стабильность кадрового состава. Реальностью сельских ДОУ, вследствие перевода всей системы дошкольного образования на финансирование муниципалитетов, становится передача малокомплектных ДОУ под руководство общеобразовательных школ. В сложившейся ситуации детским садам нередко приходится отстаивать право на сохранение специфически "дошкольных' методов, подходов и форм работы с детьми. ЦДО, организованные на базе ведущих ДОУ районных центров, таким образом, должны взять на себя функции юридической и методической поддержки инновационных образовательных структур (дошкольных групп и отделений при общеобразовательных школах, комплексов "школа-сад').

Практика работы подобных ЦДО показывает, что проблема привлечения детей из категорий, традиционно не посещающих ДОУ, в условиях небольших городов и районных центров решается значительно проще, чем в крупных городах и отдаленных поселках.

Основными задачами Центров, таким образом, становятся:

  • создание дошкольных образовательных групп для часто болеющих детей, в т. ч. для тех, кто впервые пришел в ДОУ в старшем дошкольном возрасте (на промежуточный адаптационный период), летних клубов, игровых и прогулочных групп, диагностико-коррекционных пунктов для дошкольников, находящихся на домашнем воспитании;
  • организация на базе ЦДО низкобюджетных форм повышения квалификации специалистов: постоянно действующих семинаров-практикумов для воспитателей и учителей, работающих с детьми дошкольного возраста; профильных методических объединений для директоров школ и их заместителей с целью организации преемственности в работе дошкольного и начального звена с опорой на специфику возраста;
  • проведение информационно-просветительской работы среди населения, разъяснение целей и задач дошкольного образования, возможностей психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.

Особенности ЦДО сельских районов

Перед Центрами, работающими в сельских районах, стоят значительно более сложные задачи. Сокращается число образовательных учреждений, в отдельных районах отсутствуют детские сады, в школах нет учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов дополнительного образования. Осложняет работу значительная удаленность учреждений образования и культуры от места проживания дошкольников. Специфичен и их контингент: высока доля детей из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, из семей, относящихся к группе социального риска, с низким образовательным и культурным уровнем родителей.

Улучшение демографической ситуации происходит в большей степени за счет "неблагополучных' семей. Статистические данные свидетельствуют об увеличении количества детей: с признаками школьной дезадаптации, трудностями в обучении, относящихся к "группам риска' по отдельным показателям развития. Таким образом, остро стоит вопрос обеспечения доступности образовательных услуг, их коррекционной и адаптационной направленности.

Традиционно учетом детей, консультационной и коррекционной работой на селе занимаются районные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), обладающие соответствующими материально-техническими и кадровыми ресурсами. Оказание образовательных услуг дошкольникам стало ведущим направлением для многих ППМС-центров области. Созданные на их базе ЦДО реализуют, прежде всего, следующие функции:

  • выбор и разработку оптимальных вариантов организации образования дошкольников (организация круглосуточных групп на базе образовательных учреждений, реабилитационных центров, оздоровительных лагерей, интернатов; выезд специалистов по месту жительства детей; внедрение очно-заочных форм обучения детей и родителей на дому);
  • адаптацию программ дошкольного образования к различным режимам функционирования, создание программ и маршрутов индивидуального развития для детей с особенностями в развитии;
  • обеспечение сельских детей комплексом образовательных, социальных и медицинских услуг, координацию с этой целью действий административных и социальных служб, учреждений образования, здравоохранения.

Вне зависимости от расположения и особенностей функционирования ЦДО можно выделить единый алгоритм открытия ЦДО на базе образовательного учреждения, осуществляющего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

1. Издается нормативный правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления, утверждающий Положение о ЦДО.

Данный акт должен отражать:

  • порядок осуществления различных форм работы с детьми, не охваченными услугами дошкольного образования (в т. ч. в группах кратковременного пребывания), их родителями, а также работы с детьми в присутствии родителей или совместно с ними;
  • процедуру сбора, обработки и систематизации данных о состоянии системы дошкольного образования в районе города или области, а также оказания консультационно-презентационной, диагностической и методической помощи населению по проблеме обучения детей, подготовки к вступлению в школьную жизнь;
  • порядок организации психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста, получающих образование в условиях семейного воспитания (в т. ч. детей из удаленных сельских районов, с ослабленным здоровьем или инвалидностью, с особенностями в развитии, из социально неблагополучных семей и пр.);
  • возможности подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе вариативного дошкольного образования.

Кроме того, документ должен содержать необходимые разъяснения для специалистов всех уровней системы образования региона, конкретизирующие:

  • видовое разнообразие форм организации образования детей до школы;
  • возможности организации образовательного процесса;
  • нормативы финансирования образовательных групп;
  • порядок расчета родительской платы за различные образовательные услуги.

2. Составляется нормативный правовой акт органа местного самоуправления об организации ЦДО на базе конкретных учреждений.

3. Оформляется локальный акт образовательного учреждения об открытии ЦДО как его структурного подразделения, которым утверждаются штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, режим деятельности и списочный состав детей, посещающих ЦДО.

Хотелось бы отметить, что работа, нацеленная на повышение адаптивности системы дошкольного образования, имеет смысл лишь в том случае, если на практике реализуется идея преемственности дошкольного и начального общего образования не только в построении единой содержательной вертикали, но и в стремлении и способности школы продолжить работу, начатую на предыдущей ступени образования.

Очевидно, что комплексный подход к решению задач, стоящих перед современным дошкольным образованием, делает работу всех элементов системы образования в регионе более эффективной, позволяет рационально распределить материальные и кадровые ресурсы. Находясь на этапе становления, система дошкольного образования интенсивно развивается. Развитие системы определяется как "процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности на другой"[2]. Этот процесс характеризуется ростом адаптивности системы, характеризующей ее способность мобильно реагировать на изменение целей и задач ее функционирования, возникновением новых организационных и образовательных структур.

Инновационные структуры дошкольного образования

Предлагаем ознакомиться с опытом Орловской области по созданию инновационных образовательных структур дошкольного образования, общими принципами их создания, нормативно-правовым обеспечением работы, особенностями функционирования дошкольных образовательных групп различной направленности.

В ходе социологического исследования, проводимого в Орловской области с 2005 г., были выявлены следующие причины, по которым семьи отказываются отдавать детей в детский сад:

  • состояние здоровья детей (часто болеющие дети и дети с проблемами в развитии);
  • религиозные соображения (характерно для семей верующих);
  • предпочтение семейных форм воспитания (характерно для мам-домохозяек, неработающих бабушек, семей, поддерживающих определенные этнические традиции);
  • непонимание необходимости предшкольной подготовки (характерно преимущественно для семей групп социального риска);
  • предпочтение индивидуального образования с привлечением гувернеров, нянь, воспитателей (характерно для семей с достатком, родителей, испытывающих недоверие к качеству оказываемых в образовательных учреждениях услуг, родителей часто болеющих детей).

Наиболее остро сегодня стоит проблема организации обучения детей из семей группы социального риска, дошкольников из отдаленных районов областей, часто и длительно болеющих детей, детей с нарушениями в развитии. Структура образовательного учреждения часто не соответствует потребностям времени. Важными задачами является создание эффективной службы сопровождения родителей, выбравших для своих детей домашнее воспитание, и образовательных структур, обеспечивающих безболезненное протекание процесса адаптации детей к обучению в школе.

Необходимым условием решения обозначенных задач стало введение основной структурной единицы в системе образования дошкольников - группы воспитанников дошкольного возраста[3]. Создание таких групп для детей от 1 года до 7 лет в ДОУ на базе культурно-образовательных центров и ЦДО (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т. п.), а также на базе добровольных родительских сообществ, работающих в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, ежедневно или несколько дней в неделю), позволяет в значительной мере удовлетворить запросы населения по оказанию образовательных услуг и эффективнее использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста.

Классификация образовательных структур в системе образования дошкольников

Все разнообразие инновационных образовательных структур и форм организации дошкольного образования, возникающих сегодня в ответ на запросы общества, может быть систематизировано по различным основаниям:

  • по базовому учреждению: дошкольные образовательные группы на базе дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования (домов творчества, студий, детских оздоровительных выездных лагерей);
  • времени пребывания детей в образовательном пространстве: дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания, группы полного дня, группы круглосуточного пребывания;
  • образовательной направленности: дошкольные образовательные группы общеразвивающего вида, коррекционной направленности, по подготовке к школе, группы социальной адаптации, прогулочные и игровые группы, детско-родительские учебные и творческие объединения;
  • контингенту детей: дошкольные образовательные группы для часто и длительно болеющих детей; для детей с нарушениями в развитии;
  • возрасту воспитанников: дошкольные образовательные группы для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; разновозрастные группы.

В соответствии с данной классификацией полная характеристика образовательной структуры может быть отражена в ее названии, например, таким образом:

  • "Дошкольная образовательная группа кратковременного пребывания общеразвивающего вида для детей старшего дошкольного возраста на базе средней общеобразовательной школы";
  • "Дошкольная образовательная группа при детском пришкольном оздоровительном лагере для будущих первоклассников адаптационной направленности'.

Рассмотрим основные задачи работы и особенности функционирования различных структур дошкольного образования. Подробнее остановимся на специфике работы групп кратковременного пребывания (далее - ГКП), которые получили широкое распространение в Орловской области. Их организация позволяет в значительной мере решить проблему нехватки мест в детских садах за счет использования внутренних резервов системы образования - варьирования режимов пребывания детей в ДОУ.

ГКП с режимом пребывания детей 3-5 ч в день создаются с целью обеспечения разностороннего (физического, интеллектуального, социального, эстетического и др.) развития дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирование у них готовности к школьному обучению. Традиционно рассматривают следующие виды ГКП:

  • "Адаптационная группа" - для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Группа создается в целях обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения;
  • "Группа развития" - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Ее цель - всестороннее развитие детей, их социализация в коллективе сверстников и взрослых;
  • "Будущий первоклассник" - для детей в возрасте 5-6 лет. Группа создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
  • "Группа для детей, у которых русский язык не является родным" - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Основные цели ее создания - обеспечение адаптации ребенка в русскоязычной среде, овладение базовым уровнем русской речи, формирование основ готовности к школьному обучению;
  • "Группа для детей с отклонениями в развитии" - для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Группа создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методической поддержки родителей;
  • "Особый ребенок" - для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Цели - оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, обеспечение их социальной адаптации, разностороннего развития, воспитания, обучения, содействие родителям в организации образования детей;
  • "Играя, обучаюсь" - для детей от 1,5 года до 7 лет. Группа создается для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению;
  • "Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня" (для детей от 2 до 7 лет) создаются с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за ними.

ГКП функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 ч в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.

ДОУ, имеющее в своем составе ГКП, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, работников группы, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Главной особенностью функционирования ГКП является организация взаимодействия педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями включает несколько традиционных направлений: психолого-педагогическое просвещение родителей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе, выявление и распространение позитивного опыта оздоровления и образования детей в условиях семьи. Особое внимание в работе с семьей в условиях ГКП уделяется формированию готовности родителей к организации совместной деятельности с детьми в семье.

Дошкольная образовательная ГКП для часто и длительно болеющих детей

В каждом ДОУ имеется достаточное количество детей, часто переносящих острые респираторные заболевания, которые не только неблагоприятно влияют на функциональное состояние их организма, но и затрудняют усвоение в полном объеме образовательной программы дошкольного учреждения, т. е. снижают качество подготовки ребенка к школьному обучению. Таким образом, помимо задач, связанных с профилактикой роста заболеваемости, закаливанием детей, формированием здорового образа жизни, в детском саду необходимо осуществлять работу по формированию индивидуальной образовательной траектории для часто и длительно болеющих детей (далее -ЧДБ детей).

С этой целью в составе ДОУ могут быть выделены группы кратковременного пребывания для данной категории детей. Их основными задачами являются:

  • разработка и реализация индивидуальных оздоровительных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья ЧДБ детей;
  • осуществление образовательных мероприятий, обеспечивающих освоение в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • оказание консультативной помощи родителям по вопросам оздоровления и образования детей.

Прием в ГКП осуществляется в начале учебного года на основании анализа данных о заболеваемости детей, посещающих ДОУ. Наполняемость группы должна составлять не более 15 детей, болеющих более 4 раз в год.

Группа функционирует по определенному графику. В период выздоровления, с 7-го по 14-й дни от начала заболевания, осуществляется патронаж на дому, предполагающий проведение занятий с ребенком и оказание консультативной помощи родителям с предоставлением методических материалов. В случае перевода ребенка на домашний режим (через 2 недели после заболевания) организуются оздоровительно-образовательные мероприятия на базе дошкольного учреждения. В этот период дети посещают дошкольное образовательное учреждение 3 раза в неделю в утренние (11.00-13.00) или вечерние (15.0017.00) часы. С учетом физического состояния детей и ограниченного времени их пребывания в группе образовательный процесс строится максимально компактно и предусматривает рациональное чередование лечебно-оздоровительных мероприятий (ЛФК, массаж, физиопроцедуры по назначению врача) и развивающих занятий, направленных на решение разноплановых образовательных задач. С момента выписки дети включаются в педагогический процесс, реализуемый по основной программе ДОУ.

Для каждого воспитанника, посещающего группу кратковременного пребывания, составляется карта индивидуального сопровождения, в которой фиксируется индивидуальный оздоровительный и образовательный маршрут развития ребенка. Карта предназначена для записи результатов психолого-педагогического обследования ребенка и отчетов о работе с ним (тема, задачи, содержание), начиная с первого занятия. Кроме того, наличие карты индивидуального сопровождения обеспечивает преемственность в работе различных специалистов, последовательность проводимых мероприятий и усложнение задач.

Главной особенностью функционирования ГКП является организация взаимодействия педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями включает несколько традиционных направлений: психолого-педагогическое просвещение родителей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе, выявление и распространение позитивного опыта оздоровления и образования детей в условиях семьи. Особое внимание в работе с семьей в условиях группы кратковременного пребывания уделяется формированию готовности родителей к организации совместной деятельности с детьми в семье.

План работы специалистов ДОУ с семьей предусматривает разностороннее информирование родителей о направлениях, содержании и методах работы с дошкольниками. С учетом направленности группы акцент сделан на вопросах оздоровления детей.

Инновационным компонентом организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является апробация двух экспериментальных вариантов обучения детей в сотрудничестве с родителями: очного и очно-заочного. Внедрение данных вариантов обусловлено не только необходимостью совершенствования традиционных подходов к совместной работе с родителями, но и степенью важности вовлечения в образовательное пространство широкой родительской аудитории. Неоспорим тот факт, что активное сотрудничество педагогов и родителей, основанное на построении партнерского диалога, является непременным условием успешного образования часто и длительно болеющих детей.

Специфической чертой очного варианта обучения родителей с целью повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи является установление тесного контакта с родителями, который обеспечивается доминированием активных форм работы. Это могут быть встречи в "Школе для родителей", семинары-практикумы, совместные мероприятия с участием детей и родителей, педагогические гостиные и пр. Данный вариант организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию в организации образования детей, сделать их полноправными участниками образовательного процесса дошкольного учреждения.

Очно-заочный вариант обучения родителей предусматривает установление такого взаимодействия педагогов и родителей, которое характеризуется ограниченностью контактного общения его участников с преобладанием дистанционных форм работы (информационные листы, тематические буклеты, газеты, памятки, видеотека и т. д.). При этом разного рода памятки, рекомендации, предлагаемые родителям, не подменяют содержательного общения с педагогами, а дополняют его. К очевидным преимуществам данной формы работы с родителями относятся: минимум временных затрат, наличие у родителей возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций неконструктивного общения участников взаимодействия.

Накопленный в Орловской области опыт работы позволяет охарактеризовать наиболее эффективные формы очного и очно-заочного вариантов сотрудничества педагогов с родителями. Так, на начальном этапе функционирования ГКП наиболее целесообразны очные формы работы с родителями: координационное собрание, консультации, практикумы, показ фрагментов занятий, проведение совместных мероприятий с участием родителей и детей, деловые игры с элементами тренинга. Основная их цель заключается в сплочении родительского коллектива, создании позитивных установок на общение с педагогами и формировании представлений о способах оздоровления и образования ЧДБ детей. В максимальной степени обозначенные целевые установки могут быть реализованы в ходе подготовки и проведения совместных праздников и развлечений с участием детей, родителей и педагогов.

Необходимость использования очно-заочных форм взаимодействия с семьей возникает в связи с нестабильностью контингента детей, посещающих группу кратковременного пребывания. Семьям, освоившим азы "родительской грамоты' по проблеме оздоровления, воспитания, обучения и развития часто болеющих детей, могут быть предложены серии информационных буклетов, например:

  • "Библиотека здоровья': "Волшебная гимнастика", "Оздоровительные процедуры дома", "Осанка по заказу', "Научите ребенка правильному дыханию", "Физическая реабилитация на первой-второй неделе заболевания' и др.;
  • "По дороге в школу': "Развиваем внимание", "Самый смышленый", "Фантазеры' и т. д.

Краткая и конкретная форма изложения материала в буклетах обеспечивает родителей необходимой информацией, позволяет дать ответы на возникающие у них вопросы, обменяться опытом решения актуальных проблем. В рамках реализации очно-заочного варианта взаимодействия с родителями в ряде ОУ Орловской области была апробирована достаточно новая форма работы с семьей -"Телефон доверия". В определенный день недели родители могли позвонить и получить консультацию любого специалиста по интересующему их вопросу.

Большим успехом у родителей и детей пользуются интерактивные формы работы: презентация оздоровительных рецептов, деловая игра с элементами тренинга "Готовимся к школе: хочу и могу', защита семейных творческих и исследовательских проектов ("Герб семьи", "Новогодняя красавица", "День рождения семьи", "Пора в школу!", "Костюм моей мечты' и др.).

После специальной подготовки родителей в группах кратковременного пребывания может быть внедрена практика "домашних заданий', обеспечивающих преемственность в работе ОУ и семьи. Тематика, содержание и структура "домашних заданий" определяются с учетом индивидуальных особенностей детей и содержания образовательной работы, проводимой в группе (изготовление чесночных бус, кулонов для профилактики простудных заболеваний, ароматических подушек, составление библиотечки "Семейное чтение", выполнение игровых упражнений на развитие внимания, памяти, восприятия и т. д.).

Одной из задач такой работы в предшкольный период становится формирование у детей основ самостоятельной познавательной деятельности, самоорганизации, навыков планирования своих действий, а также освоение родителем роли помощника, консультанта, организатора самостоятельной учебной деятельности ребенка.

Дошкольная образовательная ГКП коррекционной направленности

В настоящее время остро стоит вопрос обеспечения образовательными услугами дошкольников с отклонениями (особенностями) в развитии. В условиях неполного охвата детей дошкольного возраста услугами традиционных детских садов, в которых дети пребывают в течение полного дня, актуальными и востребованными сейчас становятся группы кратковременного пребывания коррекционной направленности. При этом работа в них ведется в двух направлениях - организация коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультирование семей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Приведем примеры самых востребованных в Орловской области вариантов функционирования таких групп.

Вариант 1. Включение коррекционных услуг в практику работы традиционной ГКП. В детских садах комбинированного вида, Центрах развития ребенка, различных центрах реабилитационной, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям штатное расписание предусматривает наличие таких специалистов, как учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные и другие педагоги, которые могут оказывать квалифицированные услуги по выявлению и коррекции у детей недостатков в развитии в условиях группы кратковременного пребывания.

В программу, по которой работает группа, включается коррекционно-развивающий блок, позволяющий "запрограммировать" индивидуальную траекторию развития ребенка с тем или иным нарушением развития. "Индивидуальный маршрут' составляется для каждого ребенка по результатам диагностического обследования на этапе "вхождения' в группу, а затем корректируется на промежуточных этапах (середина, конец года). Он учитывает спектр нарушений, индивидуальных особенностей развития ребенка, а также адресное и сбалансированное воздействие на него специалистов. По итогам работы родителям (педагогам школы) могут быть даны рекомендации по организации дальнейшей эффективной работы с каждым ребенком.

Для более полной реализации задач в рамках коррекционно-развивающего блока проводятся специальные занятия с детьми по формированию когнитивных функций, развитию эмоционально-волевой и личностной сфер. Они могут быть групповыми и подгрупповыми в зависимости от того, как много детей и с какими нарушениями поступило. При этом дети не лишаются традиционных видов деятельности, предусмотренных программой, и работа с ними не превращается в "натаскивание' по отдельным направлениям.

В перерыве между занятиями дети имеют возможность выбрать вид деятельности по возрасту - поиграть в сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, настольно-печатные игры, заняться самостоятельной художественно-творческой деятельностью, уединиться или побыть в коллективе детей и взрослых, а также подготовиться к следующему занятию, выполняя трудовые поручения педагога. Благодаря этому дети приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми, трудовые навыки, получают психологическую разгрузку.

Таким образом, работа в рамках коррекционно-развивающего блока максимально сориентирована на сопровождение и помощь ребенку и направлена на его успешную социализацию в настоящем и будущем.

В целом задачи коррекционно-развивающего блока следующие:

  • профилактика и преодоление нарушений в развитии дошкольника;
  • ранняя диагностика отклонений в развитии;
  • комплексный подход к обследованию и коррекции нарушений развития;
  • оказание помощи детям с нарушениями в развитии, проблемами социальной адаптации, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
  • создание в учреждении условий для реализации преемственности образовательного процесса;
  • профилактика дезадаптации при поступлении в школу, отклонений в психологическом здоровье детей;
  • систематическая просветительская деятельность по популяризации и распространению передовых, базовых знаний для более полного взаимодействия педагогов, родителей и детей. Схематично функциональные обязанности педагогов-специалистов могут быть распределены следующим образом:
  • учитель-логопед выявляет и корректирует нарушения речи, сопровождает ребенка после проведенной коррекции;
  • педагог-психолог проводит раннюю диагностику нарушений в развитии, разрабатывает индивидуальную программу развития всех функций психики (внимания, памяти, мышления, работоспособности и пр.), формирует психологическую готовность к школе у детей с трудностями в развитии, совершенствует навыки коммуникации и общения;
  • социальный педагог содействует социальной адаптации детей в обществе, проводит профилактику отклонений в социализации, осуществляет работу с родителями семей "группы риска".

Общая организация и текущий контроль коррекционной работы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом учреждения.

Вариант 2. ГКП по оказанию дополнительных (коррекционных) услуг детям старшего дошкольного возраста. Предусмотрены такие группы для детей, которые показывают недостаточный (низкий и ниже среднего) уровень психолого-педагогической готовности к школе, родители которых не имеют возможности по разным причинам (удаленность от дома, отсутствие специалистов, низкий семейный доход и пр.) обеспечить ребенку индивидуальные занятия со специалистами перед его поступлением в школу. Целесообразно организовывать такие группы при школах, учреждениях "Начальная школа -детский сад', центрах психолого-педагогической, реабилитационной помощи, в которых есть специалисты достаточного уровня квалификации.

Численность групп может варьировать от 7до 10 чел., занятия должны проводиться в отдельном помещении с наличием двух зон: учебной (со столами или партами) и игровой (ковер, напольные подушки). В ряде случаев необходимо проводить занятия в комнате релаксации (психологической разгрузки), где отсутствует учебная зона. Работу в группе могут вести разные специалисты, среди которых обязательно должны быть педагог-психолог, дефектологи (согласно профилю группы), социальный педагог и воспитатель. Оптимальная периодичность занятий - 2 раза в неделю, продолжительность коррекции - от 1 до 2 лет (в зависимости от проблемы).

Специалисты учреждения на основании интегрированной коррекционно-развивающей программы должны стремиться решить следующие задачи:

  • развитие когнитивных функций и психических процессов (различных свойств и видов внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления, мыслительных операций (классификации, обобщения, умения выделять существенные признаки), зрительного, пространственного и слухового восприятия, воображения, связной речи;
  • развитие и совершенствование речи (обогащение и уточнение словарного запаса детей, расширение кругозора и осведомленности, совершенствование фонематического восприятия, формирование основ звукового анализа и синтеза);
  • развитие мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации;
  • формирование компонентов произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольности психических процессов;
  • формирование учебной мотивации, развитие любознательности. Интегрированная коррекционно-развивающая программа должна строиться с учетом принципов:
  • системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • единства диагностики и коррекции;
  • соблюдения закономерностей деятельностного подхода;
  • комплексности методов воздействия;
  • активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка;
  • учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • возрастания сложности как "по горизонтали' (в рамках одного занятия), так и "по вертикали' (от занятия к занятию);
  • возрастания объема и степени разнообразия материала;
  • программированного обучения;
  • эмоциональной насыщенности материала;
  • приоритетности коррекции каузального типа, который предусматривает устранение причин трудностей (нарушение внимания, памяти, произвольности и т. д.) и их симптомов (агрессия, эмоциональное напряжение и т. д.);
  • системности развития.

Одним из эффективных вариантов организации образования старших дошкольников в летний период может стать дошкольная образовательная ГКП на базе детского пришкольного лагеря.

Организация вариативных форм ГКП в регионе позволяет уже сейчас охватить услугами дошкольного образования традиционно "недосягаемые" категории дошкольников, предложить для них широкий спектр образовательных услуг перед школой.

"Школа будущего первоклассника": задачи, проблемы, направления реформирования

Анализ деятельности систем образования различных регионов показывает, что наряду с необходимостью решения задачи по увеличению видового разнообразия образовательных структур дошкольного образования, отвечающих различным запросам социума, насущной остается проблема повышения качества образовательных услуг.

Как правило, наибольшее число нарушений требований к содержанию и организации обучения и воспитания дошкольников характерно как для вновь создаваемых форм организации образования детей дошкольного возраста, так и для традиционных структур, примером которых может служить "Школа будущего первоклассника" (далее - ШБП) - форма предшкольного образования, существующая в большинстве городских и сельских школ страны.

Рассмотрим вопрос об особенностях организации и содержания работы ШБП с определения ее статуса.

ШБП по своей сути является дошкольной образовательной группой кратковременного пребывания общеразвивающей направленности (по подготовке к школе) для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ (посещающих ДОУ), на базе средней общеобразовательной школы.

Следует обратить особое внимание на то, что, если дети не посещают детский сад, ГКП становится для них той структурой, в которой они должны освоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Если же дети посещают ДОУ или иную форму организации предшкольного образования, то на базе школы для них могут быть предложены лишь дополнительные образовательные услуги. Данное требование обязует администрацию и педагогические коллективы школ дифференцированно подходить к комплектованию групп ШБП и реализации ее образовательной программы.

Несмотря на название и базовое учреждение, организация и содержание работы ШБП должны строиться в соответствии с нормативной базой дошкольного образования, с учетом интересов и прав дошкольников, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении': "В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением'.

Анализ практической работы подобных групп позволяет выявить множество разного рода нарушений в организации деятельности ШБП.

Нарушения комплектования

В ШБП в одну группу предшкольной подготовки осуществляется набор детей, не посещающих и посещающих ДОУ.

Проблема 1. ШБП не решает главную задачу, ради которой задумывалось создание вариативных форм предшкольного образования, - повышение охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста.

Проблема 2. Дети, посещающие и детский сад, и ШБП, оказываются в ситуации перегрузки, занятия организуются в вечернее время или в выходные дни, с нарушением режима, что отрицательно сказывается на их здоровье и мотивации к обучению. Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста и режиму организации занятий приведены в разд. XII (ст. 12.10-12.19) СанПиН 2.4.1.2660-10.

Проблема 3. Дети, посещающие детский сад, уже получают образование соответствующего уровня. Для данной категории дошкольников ШБП может быть организована исключительно по принципу дополнительного образования.

Проблема 4. Занятия ШБП обычно происходят в стандартных учебных классах, не приспособленных для организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. В таких помещениях мебель оказывается детям не по росту, не соблюдаются нормы площади на каждого ребенка, отсутствуют игровая зона и зона отдыха, не представлена предметно-развивающая среда. Очевидно, что при этом нарушаются базовые требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, а также требования в части охраны здоровья воспитанников[4].

Нарушения содержания, форм и методов работы с дошкольниками

Традиционно в ШБП акцент делается на обучение детей чтению и письму, ознакомление с началами математических знаний, и весь образовательный процесс нередко сводится только к решению данных задач. Это влечет за собой целый ряд проблем.

Проблема 1. Для детей, не посещающих ДОУ, не создаются условия для разностороннего развития.

Проблема 2. Отбор содержания, не соответствующего уровню интеллектуального и психического развития старших дошкольников, влечет за собой использование "школьных' форм и методов работы с детьми. При этом не учитывается, что ведущей деятельностью в данном возрасте является игра, а предпосылки учебной деятельности еще только формируются. Одним из результатов такого подхода становится негативное отношение к школе, закрепляющееся уже на этапе предшкольной подготовки.

Проблема 3. Соответствующая задача -разностороннее развитие дошкольников - декларируется большинством учреждений, организующих работу ШБП. Вместе с этим анализ деятельности подобных структур часто не отражает реализацию данного принципа в вопросах преемственности.

Нарушения в постановке целей предшкольной подготовки

Как известно, началом любой деятельности становится осознание и формулировка цели. Именно цель задает предполагаемый результат. В этой связи очевидным становится тот факт, что многие проблемы и нарушения в работе ШБП связаны с кардинально неверной или неоправданно узкой постановкой цели ее работы.

Проблема 1. Практика показывает, что реальные цели набора детей в ШБП нередко далеки от декларируемых - разностороннее развитие дошкольников, первичная адаптация к условиям школьного обучения, установление продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Важнейшими задачами становятся комплектование будущих первых классов (как количественное, так и качественное), упрощение учителю задач прохождения программы первого класса путем "натаскивания" детей по основным предметам.

Организуя работу со старшими дошкольниками, школа не имеет права осуществлять подмену нормативно закрепленных целей дошкольного образования узконаправленными задачами, связанными с решением частных проблем данного учреждения или педагога. Необходимо ориентироваться на достижение итогов предшкольного образования, отраженных в соответствующих документах.

Проблема 2. Определение итогов образовательного цикла - ответственный этап работы педагога. При этом очень важно определить, с какой установкой и в какой форме правомерно и целесообразно проводить обследование детей. Основной задачей диагностических мероприятий должно быть выявление уровня общего развития, качества освоения образовательной программы, индивидуальных особенностей детей с целью поиска наиболее эффективных приемов работы с каждым ребенком, его сильных сторон, на которые можно опереться в образовательном процессе, и проблем, требующих особого внимания педагогов и родителей.

Недопустимо осуществлять диагностические мероприятия с целью отбора детей в определенные образовательные учреждения, неприемлемо проведение подобных мероприятий в форме тестирования по школьному типу. Не могут быть признаны показательными результаты единичных обследований, проводимых по частным методикам.

Нарушения требований к кадровому обеспечению работы

Проблема готовности педагога к работе с детьми дошкольного возраста чаще всего возникает в связи с тем, что учителя начальных классов не знакомы со спецификой образования дошкольников, с новыми подходами к работе с детьми 5-7 лет, нормативными документами, регламентирующими работу ШБП. Определяющее значение при этом имеет ориентированность на учебную модель взаимодействия с детьми.

Для предупреждения названных выше проблем администрации школы необходимо организовать специальную подготовку педагогов к работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ШБП[5].

Нарушение требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП ДО)

Проблема заключается в том, что, как правило, такая программа для уровня дошкольного образования в общеобразовательных школах отсутствует либо подменяется программой предшкольной подготовки. Однако если учреждение по факту реализует дошкольные образовательные услуги (например, в ШБД для детей, не посещающих ДОУ), имеет лицензию на право их осуществления, это должно найти отражение и в нормативно-правовых документах данного учреждения (уставе, образовательной программе). Программа предшкольной подготовки отражает лишь содержание образования будущих первоклассников и методические рекомендации по реализации заявленного содержания, не затрагивая особенностей организации воспитательно-образовательного процесса каждого конкретного учреждения.

ООП ДО должна отвечать образовательным потребностям дошкольника, быть направлена на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде. Учебно-методическое обеспечение входит в ООП ДО, конкретизирует содержание и организацию образовательного процесса посредством определения совокупности учебников, наглядных пособий, методических рекомендаций, воспитательных мероприятий (в т. ч. с опорой на выбранную школой программу предшкольного образования или на компиляцию из нескольких). Конечной целью создания ООП ДО является реализация собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий.

Кроме того, в ООП ДО должен конкретизироваться режим пребывания детей в образовательном учреждении.

Подводя итоги анализа работы "Школ будущего первоклассника", можно сделать вывод о том, что основные причины возникновения многочисленных нарушений связаны с двумя моментами:

  • несоответствие декларируемой цели работы данной образовательной структуры и реальных задач, решаемых педагогами на практике. Наблюдается ряд противоречий: между социальным заказом общества на определенный общественный идеал формируемой личности и заказом различных социальных групп (учителя начальных классов, родители будущих первоклассников); между образовательной целью определенной программы и педагогическими целями, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии;
  • недифференцированность образовательных услуг, предлагаемых детям, не посещающим и посещающим ДОУ. В первом случае требуется обеспечить реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, во втором - правомерно говорить о кружковой направленности образовательного процесса, обеспечиваемой в логике дополнительного образования. Учитывая серьезность и системность проблем и нарушений в работе ШБП, администрации и педагогам школ, работающим с будущими первоклассниками, необходимо пересмотреть подходы к организации деятельности данной структуры.

Предлагаем оправдавший себя на практике алгоритм открытия инновационных и реформирования традиционных структур дошкольного и, в частности, предшкольного образования:

1. Анализ образовательных потребностей населения в масштабах района школы (села, города в целом).

По результатам анализа можно определить наиболее востребованную направленность дошкольной образовательной группы (далее - ДОГ), которая может быть открыта на базе данной школы. Это могут быть группы для часто и длительно болеющих детей, группы коррекционной направленности, общеразвивающего вида для детей, не посещающих ДОУ, или по подготовке к школе (собственно ШБП).

Важно отметить, что ряд ожиданий родителей (знакомство с педагогами, ознакомление со школой как зданием), а также задач, возлагаемых на ШБП (адаптация детей к школе, формирование детского коллектива, освоение школьных правил), с большим успехом позволяет реализовать такая инновационная структура предшкольного образования, как ДОГ при детском оздоровительном пришкольном лагере. Возможно, для определенного контингента детей такая форма подготовки к обучению в школе станет оптимальной.

Стоит также обратить внимание на такой вариант организации работы по подготовке детей к школе, как кружково-студийная модель предшкольного образования. Преимущества данной модели состоят в том, что дошкольники непосредственно включаются в традиционную систему внеучебной (воспитательной) работы школы: это и посещение спортивных секций, кружков по художественному и прикладному творчеству, и участие в праздниках, экскурсиях, творческих и исследовательских проектах, встречах с интересными людьми.

2. Анализ возможностей образовательного учреждения, необходимых для реализации выявленных образовательных потребностей.

Возможности школы необходимо оценить с учетом совокупности требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования: к кадровому, материально-техническому, учебно-материальному, медико-социальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому и финансовому обеспечению.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  • высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
  • охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • комфортные условия для пребывания воспитанников (в т. ч. с ограниченными возможностями здоровья) и педагогических работников.

3. Подготовка педагогов к работе в условиях вариативного дошкольного образования.

Практика подтверждает необходимость целенаправленной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, связанной с новыми задачами образования, требованиями к сопровождению и организации детской деятельности, представлениями о качественной подготовке детей к школе, с работой дошкольных образовательных групп различного вида.

4. Нормативное обеспечение работы ШБП.

При открытии дошкольных образовательных групп на базе различных учреждений создается пакет документов. Данные документы составляются на основе действующих федеральных и региональных нормативов, в соответствии с которыми также вносятся коррективы в основные документы, регламентирующие деятельность учреждения (устав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников и др.). Руководителю образовательного учреждения необходимо внимательно проанализировать действующие и изучить новые документы, регламентирующие работу с детьми дошкольного возраста.

5. Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Эта работа связана с выбором примерных и специальных (предшкольных) программ обучения и развития дошкольников, учебно-методических комплектов, диагностических методик, оптимальных для данной организационной формы, контингента воспитанников, кадрового состава. Необходимо помнить, что ООП ДО состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть должна быть реализована в любом образовательном учреждении, имеющем лицензию на право образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, и обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, т. е. необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Вторая часть программы должна отражать:

  1. вид образовательного учреждения и связанную с ним специфику воспитательно-образовательного процесса, наличие приоритетных направлений деятельности, в т. ч. по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;
  2. специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В заключение хочется отметить, что соблюдение рассмотренных требований должно обеспечить:

  • реализацию конституционных прав каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру;
  • бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка;
  • адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
 

[1]Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М., 1972. С. 16.

[2]Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2002. С. 92.

[3]Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" см. на с. 4. - Примеч. ред.

[4]Приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" - Примеч. ред.

[5]Приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" - Примеч. ред.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль