Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников

2400
Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников
в рамках реализации программы "Дорогою открытий и добра"
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. С младшего школьного возраста необходимо целенаправленно формировать у ребенка толерантное сознание.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Толерантность – это комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Важнейшей задачей современной школы является формирование у младшего школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Программа "Дорогою открытий и добра" (авт. Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.) создает определенные условия для формирования межэтнической толерантности младшего школьника.

Основной установкой программы является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть. В основу программы внеурочной деятельности младших школьников «Дорогою открытий и добра» положены идеи учебного курса "Гражданское образование в начальных классах" (авт. Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.). [4]

Программа условно делится на 4 тематических блока:

  1. Отечество. Родина. Россия.
  2. Познание мира.
  3. Культура разных народов.
  4. Семья и человек, самопознание.

У каждого человека есть дом: это семья, город, в котором он живет, страна, планета Земля. Ребенок ощущает себя сыном, внуком, гражданином или землянином, в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.

Все мы вольно или невольно являемся носителями определенной культуры, которая закладывается именно в семье. Семья - это такое микрообщество, в которое человек попадает при рождении. Именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. Что приобретено человеком в детстве, очень трудно, а в ряде случаев невозможно изменить, исправить во взрослом состоянии. Основы толерантности начинают закладываться в семье. Не случайно в программе «Дорогою открытий и добра» очень много времени посвящено семье. Это большие темы «Я и моя семья» во 2 классе и «Тепло родного очага» в 3 классе.

Носителями традиций в любой семье являются бабушки и дедушки. Поэтому большую заинтересованность показывают дети, рассказывая о хобби своих бабушек и дедушек. У каждого народа своя кухня, свои любимые блюда. Как же не рассказать о национальных особенностях приготовления различных блюд своим одноклассникам?!

Каждая семья имеет свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Соблюдение этих традиций и знание своей родословной формирует у ребенка чувство уважения к старшим, к истории своей семьи, своей страны, к традициям других народов.

Программа "Дорогою открытий и добра" носит метапредметный характер. Например, ученикам так нравится тема «Моя родословная», где они представляют генеалогическое древо своей семьи, что при изучении темы «Наша школьная семейка» составляют генеалогическое древо класса. Ведь класс – это тоже семья, только школьная, со своими законами, традициями и своим укладом.

Сейчас в каждом классе учатся дети разных национальностей. Задача учителя – создать атмосферу добра и сотрудничества между всеми детьми класса. Очень хорошо помогает решать эту задачу программа "Дорогою открытий и добра". Это блоки "Россия" и "Культура разных народов".

При изучении темы "100 народов – одна страна" учащиеся знакомятся с многонациональной семьей под названием Российская Федерация.

Тема "Отчизны славные сыны" посвящена людям, которые прославили Россию. И не важно, какой они были национальности. У нас в школе ежегодно проходит праздник «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену поднимаются дети разных национальностей, которые прославили нашу школу на городском, региональном и федеральном уровне.

Не менее важная тема "Живем по соседству". Учащиеся знакомятся с культурой народов разных стран мира, осознавая, что много разных людей живет на планете Земля, у каждой страны свои особенности, и мы должны уважать каждого человека, живущего на нашей планете. Итогом изучения темы может стать большой спектакль "Сказки народов мира".

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, для которого необходимо создание определенных педагогических условий:

  1. обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
  2. создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;
  3. включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.

Все эти условия четко соблюдены в программе "Дорогою открытий и добра", именно поэтому данная программа является большим подспорьем для учителя начальных классов при формировании межэтнической толерантности младшего школьника.

Список использованной литературы

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. /Г.Г. Абдулкаримов - Москва: Высшая школа, 2006
  2. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001
  3. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ. Нижний Новогород. НИРО, 2011
  4. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Уроки гражданского образования в начальных классах – Нижний Новгород, 2008

Автор статьи - пользователь сайта "Менеджер образования", Виктория Константинова

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль