Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Тема самообразования учителя начальных классов по ФГОС 2018-2019

  • 2 января 2018
  • 64164

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.

Как организовать рабочий процесс по самообразованию учителя начальных классов по ФГОС

Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и всестороннего развития личности. Суть этого процесса заключается в получении, анализе и совершенствовании умений решать те или иные задачи, овладевать навыками и культурой умственного труда, а также постоянно самосовершенствоваться.

Самообразование педагога начальных классов по ФГОС ставит перед собой следующие цели:

  • ознакомление и овладение новыми профессиональными технологиями;
  • работа над повышением качества компонентов, участвующих в образовательном процессе, в частности в обучении и воспитании детей;
  • создание условий для всестороннего развития познавательной сферы учащихся.

Для успешной реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • изучить и частично (или полностью) применять новые педтехнологии;
  • развивать познавательную активность у детей;
  • постоянно повышать уровень своей методической грамотности;
  • изучать методическую литературу по выбранной теме;
  • обобщать и распространять полученный опыт.

Принципы работы над программой самообразования

Важное условие реализации программы по самообразованию — соблюдение таких принципов работы, как:

  • непрерывность (учитель выбирает тему и работает над ней длительный период времени, обычно в течение 3–4 лет);
  • взаимосвязь и преемственность (после окончания периода разработки одной темы педагог берёт следующую, как правило, связанную с предыдущей);
  • соответствие целям (процесс освоения программы идёт в рамках поставленных целей и задач);
  • доступность (теоретические принципы должны быть реальными для воплощения на практике);
  • опережающий характер (учитель интересен детям любого возраста только в том случае, когда они уверены, что он знает больше, чем они, а учитывая темпы развития современного общества, педагог должен идти в ногу со временем);
  • единство общей и профессиональной культуры (при составлении программы по самообразованию учитель должен следовать принятым в обществе нормам и правилам, соблюдать профессиональную этику).

    Формы организации процесса самообразования

Самообразование может проходить в двух формах:

  • индивидуальной (инициатором является сам учитель), включающей в себя посещение уроков других учителей, участие в советах педагогических работников школы, в работе методического объединения педагогов района, города, региона;
  • групповой (инициатором выступает руководство отделов образования), предполагающей подготовку педсоветов, заседаний методических объединений, курсовую подготовку совместно с коллегами.

Процесс подготовки каждого из этих мероприятий отображается в документальном виде (планы, сценарии, отчёты, сертификаты, дипломы) и составляет папку педагога по самообразованию. Как составить и выполнить методический план по самообразованию. План самообразования учителя начальных классов по ФГОС, должен включать цели, задачи работы, предполагаемые результаты и планируемые авторские разработки.

В рамках программы:

  • Общепрофессиональный модуль
  • Психолого-педагогическая культура учителя
  • Методика преподавания
Тема самообразования учителя начальных классов по ФГОС 2018-2019


Этапы и формы представления результатов программы по самообразованию

Программа по самообразованию реализуется в 3 этапа.

Теоретический этап

Обычно на него выделяется около года работы. За это время педагог выполняет следующее:

  • формулирует тему, ставит цели и задачи работы;
  • знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по конкретному вопросу;
  • разрабатывает систему мероприятий для решения задач и их реализации на практике, то есть в обучении и воспитании;
  • обновляет свои знания по профессии;
  • прогнозирует ожидаемые результаты, а также намечает формат их презентации (цикл открытых уроков, публикации в профессиональной литературе и пр.)

Практический этап

На него тоже, как правило, отводится год, за который учитель:

  • создаёт комплект авторских педагогических разработок;
  • корректирует работу по теме;
  • оформляет результаты работы по теме;
  • готовит творческие отчёты о ходе самообразования;
  • посещает открытые уроки, семинары, курсы.

Этап оценки

На эту работу — в зависимости от темы — можно потратить от года до 1,5–2 лет. В этот период педагог анализирует свою работу по проблеме; создаёт собственный банк статей по теме; представляет свой опыт на различных методических семинарах, сайтах, конференциях.

Важно учитывать, что уже на этапе оценки педагог начинает продумывать следующую тему, намечает связи с уже отработанной.

В практике работы учителя целесообразно применять такие подходы в управлении учебно-познавательной деятельности учащихся, когда при осуществлении процедуры контроля, ученики понимают содержание учебного материала и анализируют его. Это определяет новую позицию учителя (тьютора, консультанта, организатора), и что очень важно, деятельностный подход процесса обучения. Эту задачу мы ставим для себя сегодня и на перспективу.Индивидуальный план развития педагога

На основании этого целесообразно оказывать постоянную помощь в разработке индивидуального плана развития.

Темы самообразования учителей начальных классов

  1. Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.
  2. Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
  3. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.  
  4. Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
  5. Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
  6. Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.  
  7. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
  8. Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.
  9. Групповая работа как средство формирования УУД.
  10. Развитие проектных навыков у младших школьников.
  11. Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.
  12. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.
  13. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС второго поколения.
  14. Возможности использования УМК «Начальная школа XXI века» для повышения качества образования в условиях реализации стандартов второго поколения.
  15. Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.
  16. Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
  17. Контрольно-оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО.
  18. Взаимодействие учителя и учащихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО.
  19. Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира) по ФГОС НОО.
  20. Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
  21. Решение наглядно-действенных задач на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО.
  22. Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.
  23. Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО.
  24. Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.
  25. Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.
  26. Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
  27. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
  28. Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников.
  29. Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС.  
  30. Проектно – исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе.
  31. Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
  32. Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.    
  33. Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС.
  34. Здоровьесберегающие технологии  как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов.
  35. Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов.
  36. Воспитание творческой направленности личности младших школьников  в условиях коллективной деятельности.
  37. Развитие речи младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.
  38. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД.

Карта профессионального роста педагога (образец)

Скачать карту профессионального роста педагога
Скачать в .docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.