Использование технологии проблемного обучения: этапы, методы, приемы

24829

Мы часто слышим слова: "проблемный урок", "проблемная ситуация", но учителя опасаются проводить уроки подобного типа, не владеют методами проблемного обучения, путают многие ключевые моменты: за проблемный вопрос выдается учебный, творческие задания представляются как гипотезы, вопросы отождествляются с проблемами.

А, может, нам все-таки не нужны подобные занятия? Однако качество методов проблемного обучения на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.

Сегодня под проблемным обучением (использованием соответствующей технологии) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя педагогических ситуаций на уроке и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей, социализация учащихся. Основано такое обучение на теоретических положениях Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента:

  • проблематизацию учебного предмета и материала (Знания дети лучше усваиваются от удивления и любопытства)
  • активность ребенка (Знания должны усваиваться с "аппетитом")
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цепь затруднительных педагогических ситуаций, выход из нех, то есть поиск решения.

Создание проблемной ситуации на уроке

В основу затруднительной ситуации на уроке помещают противоречие между знанием и незнанием. Следовательно, она — центральное звено методов проблемного обучения.
С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".

Признаки проблемной ситуации на занятии:

  • Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.
  • Наличие неизвестного для учащихся.
  • Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.

Выход из проблемной ситуации на уроке

Основная цель учителя при создании проблемной ситуации на уроке: заинтересовать, увлечь учащихся работой.

Действия учащихся:

  • выявление проблемы;
  • формулирование;
  • поиск решения;
  • решение непосредственно.

Использование технологии проблемного обучения

Методы проблемного обучения различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблемных ситуаций:

  • соответственно изложение знаний;
  • изложение с аналогичным началом;
  • частично-поисковый, или эвристический метод;
  • исследовательский метод.

Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает подобные ситуации на уроке, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Здесь может быть применен метод проблемного обучения - поисковая беседа, когда ученики не удовлетворяются ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы.

Среди всех технологий и методов проблемного обучения изложение с аналогичным началом: учитель, создав в начале изложения новых знаний такую ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом является наиболее доступным.

Поисковая беседа (частично-поисковый метод): "Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" (Рене Декарт).

Исследовательский метод - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

  • сбор информации и её анализ;
  • осмысление предмета исследования;
  • постановка учебной проблемы и её решение;
  • проверка решения;
  • применение новых знаний на практике.

Использование технологии проблемного обучения: основные этапы проблемного урока

1. Организационный момент.
Начало подобного урока предполагает активизацию познавательного интереса:

  • рифмованное начало урока;
  • с элементами театрализации;
  • с эпиграфа;
  • с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока;
  • с пословицы, поговорки;
  • начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания аналогичной ситуации.

Цели этого этапа:

  • психологический настрой;
  • обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересовать познавательным процессом.

Учитель: "Мы хорошо поработали над предыдущей темой"- мотив достижений.
"Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы"- мотив относительной неудовлетворенности.
"А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях…" (мотив ориентации на деятельность).

2. В организационном моменте урока особое место занимает актуализация знаний. Именно здесь возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.

На этом этапе урока уместны не только методы проблемного обучения, но и активного:

  • опорные схемы;
  • диалог;
  • мозговой штурм;
  • мозговая атака;
  • коммуникативная атака;
  • игровые моменты.

3. Основной этап урока выстраивается с опорой на следующие требования:

  1. Использование технологий и методов проблемного обучения (поисковых, исследовательских)
  2. Самостоятельная работа учащихся с преобладанием продуктивной деятельности. Повышение положительной мотивации учения: постановка учебных проблем, аналогичных вопросов, создание учебной проблемы, показ их разрешения.
  3. Работа с учебником с включением частично-поисковой деятельности.
  4. Дифференцированная работа с учащимся.
  5. Формирование познавательных умений.

4. Домашнее задание.

5. Оценка качества урока. 

Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке

1) Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.

2) Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика на всех этапах урока, вовремя выяснять причины затруднений в разрешении учебной проблемы и оказать своевременную помощь.

3) Необходимо соблюдать дидактические принципы:

  • научность;
  • доступность;
  • систематичность и последовательность;
  • сознательность и активность учащихся.

4) Проблемный вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
  • создающим затруднения, необходимые для учебной проблемы на уроке.

5) Перевод вопроса в затруднительную педагогическую ситуацию на уроке осуществляется:

  • через углубление вопроса;
  • через поиск разных граней его решения;
  • через сопоставление разных вариантов ответа.

6) Формы решения учебной проблемы на уроке:

  • дискуссия;
  • научный спор;
  • лекция;
  • задачи и задания;
  • задачи исследовательского характера;
  • документы, тексты, материалы заданной направленности.

7) Правила создания проблемных ситуаций на уроке:

Правило 1: перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащиеся должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Должна быть вызвана потребность в усваиваемом знании.

Правило 2: предлагаемое задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса.

Правило 3: проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

Правило 4: нельзя смешивать педагогическую ситуацию на уроке и аналогичное задание. Такое задание не является само по себе подобной ситуацией. Оно может вызвать учебную проблему только при соблюдении определенных условий: вопрос, формулируемый учителем должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

Правило 5: педагогическую ситуацию на уроке можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического (в результате того, что детьми не может быть выполнено).

Правило 6: возникшую учебную проблему должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им учебного задания.

Создать проблемную ситуацию на уроке — значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

  • Вы можете выполнить это задание?
  • В чем затруднение?
  • Почему не получается выполнить?
  • Что вас удивляет?
  • Какова же будет тема урока?

Проблемная ситуация на уроке: приемы создания

  1. Предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа.
  2. Постановка предварительных заданий на уроке до изучения нового материала.
  3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях)
  4. Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.
  5. Задания с элементами исследования.
  6. Создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений.
  7. Предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений.
  8. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Вопрос является таковым, если он для школьников новый, интересный, содержащий противоречия. Различные мнения учащихся усиливают созданную ситуацию на уроке и активизируют поиск.
  9. Учитель сам ставит проблему.
  10. Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается учебная проблема.
  11. Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.

Правила создания проблемных ситуаций на уроке

Правило первое. Для создания необходимой ситуации на уроке перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

При этом необходимо соблюдать следующие основные условия:

  1. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Задание должно включать один неизвестный элемент, потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.
  2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые условия выполнения действия.
  3. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Правило второе. Предлагаемое ученику задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Степень трудности предлагаемого такого задания можно оценить по двум основным показателям: 1) степени новизны подлежащего усвоению учебного материала и 2) по степени его обобщенности.

Проблемное обучение в начальной школе базируется на следующем принципе: чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщенности могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении затруднительного задания.

Правило третье. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем материал, который должен быть сообщен учащимся, и тот материал, который должен быть усвоен ими творчески.

Правило четвертое. В качестве подобных заданий могут служить: а) учебные задачи, б) вопросы, в) практические задания и т. п. Вопрос, поставленный учителем, не является учебной проблемой. Вопрос может быть показателем подобного в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания. Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

Правило пятое. Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом заданная ситуация на уроке возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает подобную педагогическую ситуацию, центральным звеном, которой становится потребность в новом неизвестном способе действия.

Правило шестое. Возникшую ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания. Одна и та же проблема может быть поставлена различными способами.

Разрешить ту или иную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему занятия, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Существует три возможности постановки учебной проблемы на уроке:

1.     Создание учебной проблемы.

2.     Подводящий диалог.

3.     Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Первый путь лежит через проблемную ситуацию на уроке. Создать ее означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущение творческого затруднения. Выход заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. Методы проблемного обучения подразумевают три принципиально разных способа разрешения затруднительной ситуации:

  • учитель лично заостряет противоречие и создает учебную проблему;
  • учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
  • учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Из указанных способов выхода наиболее эффективным является побуждающий диалог.

Проблемная ситуация “с затруднением” возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание: а) невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний; б) невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания; в) невыполнимое, но сходное с предыдущими.

Для вывода учеников из сложившейся ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию происходящего фразами:

  • Вы можете выполнить это задание? В чем затруднение?
  • Почему не получается выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущее?
  • Что вы хотели сделать? Какие знания применили?

Приемы создания проблемных ситуаций на уроке 

1. Предварительные домашние задания.
Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

2. Постановка предварительных задач.
Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.

4. Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.
Проблемно-познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания.

5. Задания с элементами исследования.
Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения затруднительных вопросов, вызывают заданные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6. Создание ситуации выбора.
Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения.

7. Предложение выполнить практические действия.
Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Постановка сложных вопросов и организация дискуссий.

Проблемная ситуация на уроке возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися аналогичный вопрос и организует вокруг него дискуссию, используя методы проблемного обучения. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают сложную ситуацию и и активизируют поиск.

Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций на уроке:

1.     Учитель сам ставит проблему.

2.     Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

3.     Внимание учащихся обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение.

4.     Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение.

5.     Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается заданная ситуация.

6.     Учащимся предлагаются предварительные задания на материале учебника, в которых нет готового ответа.

7.     Ученикам объясняют практическую значимость подлежащего изучению материала.

8.     Житейские знания учащихся намеренно сталкиваются с научными данными.

9.     Используя какой-либо необычный случай из жизни, имеющий отношение к подлежащей изложению теме. 

Виды проблемных уроков

1. Урок-дискуссия (спонтанные дискуссии, заранее запланированные).

Регламентированная дискуссия.
Ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. В малых группах происходит обсуждение одной общей проблемы.

Ход урока.

  • учитель формулирует общую проблему.
  • выдвигает возможные гипотезы её решения.
  • определяет структуру малых групп.

Ход дискуссии в группе.

Представители групп: ведущий - организует, аналитик - подвергает сомнению мнения, протоколист - фиксирует, наблюдатель -даёт оценку работы каждого, формулируется общее решение.

Проблемно-проектная дискуссия.
1) Постановка учителем проблемы.

  • Как сделать что-то, чтобы достичь…?
  • При каких условиях возможно…?
  • Как организовать, чтобы…?

2) Индивидуальное обдумывание идей.

3) Предложение идей и наглядная их фиксация.

4) Группировка идей и формулирование 2-3 идей в обобщенном виде.

5) Коллективное обсуждение.

6) Принятие решения.

"Круглый стол".

Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.

Панельная дискуссия.
Намеченная проблема обсуждается в группе, а затем её участники излагают позиции.

Форум.
Сходна с предыдущей, но отличие в том, что группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.

Симпозиум.
(Выступление с заранее подготовленными сообщениями. После заслушивания аудитория задает докладчику вопросы).

Парная дискуссия ("Вертушка").
Вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы. Создается 2 круга: внутренний и внешний.

Внутренний круг неподвижный.
Внешний – учащиеся пересаживаются по сигналу учителя на стул вправо. Сидят лицом друг к другу.

Техника "Аквариума".

2.Урок-проблемная лекция.

3.Урок-семинар.

а) семинар-дискуссия.

  • "мозговой штурм"
  • "спор рядов" +судьи
  • "учитель против учащихся" (учащиеся стремятся найти верное решение проблемы, а учитель против каждой версии выдвигает контраргумент).
  • "ученики против учителя" (учитель отвечает на вопросы).

б) семинар - взаимообучение.

  • "Круглый стол".
  • Урок- исследования.
  • Коллективные занятия проблемного характера.

4.Уроки креативного типа:

а) урок-диалог;

б) урок-дискуссия;

в) диспут;

г) урок - противоречия;

д) поисковый урок;

е) урок изобретательства;

ж) урок открытий;

з) деловая игра;

и) урок-наоборот (ученик в роли учителя);

к) урок в школе будущего;

л) урок защиты творческих работ.

5. Парное взаимообучение.

6. Групповая работа по общей теме.

7. Взаимообучение групп.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль