Модель внутригимназического инспектирования как форма организации повышения квалификации педагогов

6201
О.В. Шаталова, к.ф.н.,
заслуженный учитель РБ,
заместитель директора по УВР
МОУ "Гимназия №1" г. Стерлитамак
Республика Башкортостан

Внутришкольный контроль (по локальному акту Гимназии – внутригимназическое инспектирование) есть процесс всестороннего изучения и анализа учебно-воспитательного процесса в целях координации всей ее работы в соответствии с задачами, а также предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу. Но для нас формирующая модель организации внутригимназического инспектирования – это, прежде всего, оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития мастерства, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса, результативность которого должна быть качественной, гимназической, "прозрачной" для потребителей.

Всем известны основания для организации внутришкольного контроля: Законы РФ и РБ "Об образовании", Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности", Устав МОУ "Гимназия №1", Правила внутреннего распорядка для работников Гимназии, "Положение о ВШК (внутригимназическом инспектировании" (локальный акт Гимназии).

Цели ВШК:
- получение объективной информации о состоянии педагогического процесса в Гимназии;
- повышение профессионального мастерства учителей;
- установление степени соответствия фактического состояния педагогического процесса в Гимназии прогнозируемому;
- совершенствование уровня деятельности общеобразовательного учреждения, улучшение качества образования в Гимназии.

Задачи ВШК (внутригимназического инспектирования):
- осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по рассмотрению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению, анализ причин, лежащих в основе нарушения, принятие мер по их предупреждению;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по Гимназии;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

Основаниями для проведения внутригимназического контроля являются, прежде всего, плановый контроль, проверка состояния дел для подготовки управленческих решений, заявление педагогического работника на аттестацию, обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

Как правило, существующая практика внутришкольного контроля имеет следующие недостатки:

  • отсутствие системы контроля: нет распределения объектов контроля среди руководящих работников школы;
  • формализм в организации контроля: нет четко поставленной цели, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки; контроль организуется для отчета и набора количества посещенных уроков или занятий; ограниченность внутришкольного контроля какой-либо одной стороной, одного направления педагогического процесса (например, контролируются только уроки русского языка и математики и др.);
  • участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, или, наоборот, недостаточное участие представителей администрации.

Чтобы избежать этих и других недостатков, важно соблюдать основные принципы внутришкольного контроля:
- планомерность (проект плана внутришкольного контроля нарабатывается в течение всего текущего года, темы контроля намечаются на основании предшествующих инспектирований и решений (выводов) по ним. Планомерность внутришкольного контроля обеспечивает создание комфортных психологических условий для развития всех служб Гимназии;
- обоснованность (четкое представление, понимание о том, что контролировать, когда и во имя чего);
- полнота (охват всех компонентов, направлений системы жизнедеятельности Гимназии, а также результативность их взаимодействия в достижении поставленных целей и задач);
- компетентность проверяющего (достаточный уровень компетентности тех людей, кто готовится к предстоящему инспектированию);
- открытость (это один из самых важных принципов внутригимназического инспектирования; обсуждение результатов экспертизы на заседании педагогического совета, психолого-педагогическом консилиуме или совещании при заместителе директора);
- непрерывность (особенно важен этот принцип при отслеживании результатов труда учителя, что делает процесс формирования его профессиональной компетентности непрерывным);
- систематичность (регулярное проведение контроля; создана в Гимназии система контроля, позволяющая управлять всем ходом педагогического процесса);
- объективность (проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основе выработанных и согласованных критериев);
- результативность (принятое решение (вывод) должно быть выполнимым, конкретным, направленным на положительные изменения, рост).

Направлений ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ может быть множество:
• контроль выполнения Закона РФ "Об образовании" (посещаемость занятий, питание, обучение на дому, комплектование классов, продолжение образования и трудоустройство выпускников 9-11 классов, работа Совета профилактики и др.)
• выполнение организационно-педагогических вопросов;
• качество и ход выполнения образовательных программ и государственных стандартов;
• ведение документации;
• методическая работа;
• уровень воспитанности обучающихся;
• состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения;
• состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;
• уровень физического развития и здоровьесбережения обучающихся;
• работа с педагогическими кадрами;
• научно-педагогическая деятельность педагогических кадров;
• охрана труда и техника безопасности;
• исполнение нормативных документов и принятых решений – и другие. Важно, чтобы было выбрано наиболее важное направление в тот или иной период развития учебного заведения, рационально были задействованы кадровые ресурсы – и самое главное, чтобы экспертиза состоялась не ради цифр, а для общего развития и движения вперед.

Традиционно планируются следующие направления для внутригимназического инспектирования: учебный процесс (выполнение учебных программ; уровень знаний, умений и навыков; эффективность работы учителя, индивидуальная работа как с детьми, так и педагогами Гимназии; качество внеурочно-предметной деятельности, организация самостоятельной работы), воспитательный процесс (уровень воспитанности, качество работы классных руководителей, качество системы дополнительного образования и внеучебной деятельности (по стандартам второго поколения), работа с родителями), методическая работа (методический уровень отдельного педагога, механизмы распространения передового опыта, система повышения квалификации педагогов, в том числе и внутри Гимназии), научно-экспериментальная инновационная деятельность (степень научной обоснованности программы, результативность нововведений, уровень научной образованности педагогов, научно-исследовательская деятельность обучающихся), психологическое состояние и учащихся, и учителей, условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда, медицинское обслуживание, состояние организации питания, обеспеченность литературой, обеспеченность учебно-методическим оборудованием), здоровье учащихся (посещаемость, обращаемость к медицинскому работнику, диспансеризация, группы лечебной физкультуры) и т. д.
Последнее десятилетие высвечивает проблему мобильности подготовки педагогических кадров к изменениям, происходящим в российском образовании. И потому последние три года в Гимназии формируется такая модель внутригимназического инспектирования, когда есть необходимость постоянно, в системе, целенаправленно обучать учителей к роли эксперта, организатора, методиста, ознакомленного со всеми инновациями в современной оценке качества образования.

Важным во внутришкольном контроле является подготовительный этап, имеющий целью уточнить задачи контроля, его объект, предмет, методы. На этом этапе должны быть подготовлены все материалы по ведению контроля, составлены программы, включающие вопросы для беседы, контрольные работы, темы сочинений, анкеты и т.д., определены лица, которые будут проводить контроль, распределены обязанности между ними. Инструктаж принимающих участие в контрольной проверке помогает четко представить, что, с какой целью и как проверять, в какой форме обобщать полученные данные.

Этап активных действий – это непосредственно процесс инспектирования в соответствии с намеченным планом, программой. Происходит сбор информации о состоянии объекта контроля.

На заключительном этапе ведутся первичная обработка полученных данных, их классификация, оформление таблиц, графиков и т.д. Далее осуществляется педагогический анализ, поскольку необходимо определить причинно-следственные связи с целью выявления факторов, тормозящих развитие контролируемого объекта.

Наконец, начинается этап контроля за исполнением решений.
На наш взгляд, эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он планируется на год, но имеет возможность ежемесячной корректировки. Ведь Гимназия, как и любая школа, – это живой организм, а тем самым имеется возможность оперативно вносить изменения в контрольную деятельность.

Различают виды, формы и методы контроля – и это азбука каждого, кто работает в роли эксперта на том или ином участке внутригимназического инспектирования.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью.

Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля. В практике школ, исходя из целей проведения, можно выделить два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы предметных кафедр Гимназии заявленной теме, качество работы кружков и спецкурсов, элективных курсов, проведение индивидуальных занятий, соблюдение техники безопасности на уроке и т.д.). По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, кафедр, служб). Так, например, если предметная кафедра ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты ее деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, классного руководителя и т.д.). Такой контроль осуществляется, например, при аттестации учителя.

Формы контроля – это способ организации контроля.

По периодичности проведения контроль может быть: входной (в начале учебного года за курс предыдущего); предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности Гимназии к новому учебному году); текущий (после изучения темы, результаты работы ОУ за четверть, полугодие); промежуточный (аттестация на конец года в переводных классах); итоговый (экзамены в выпускных классах – 9, 11 классы, результаты работы ОУ за год).

При способе организации контроля по проверяемым объектам применяют шесть различных форм контроля: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий; обзорный; комплексно-обобщающий.

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются: наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать); анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития); беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями); изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо); анкетирование (способ исследования путем опроса); хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций); устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности).

В последнее время популярен стал такой метод как мониторинг, позволяющий наблюдать за развитием процесса в течение длительного времени. Такие логитюдные мониторинговые исследования отражают суть развития любого общеобразовательного учреждения, констатируют результаты деятельности и позволяют прогнозировать.

Удобнее представленные сведения обобщить и представить в форме, наиболее удобной для работы каждого заместителя директора по УВР – в таблице 1.

Таблица 1

ВИД КОНТРОЛЯ

ФОРМЫ

МЕТОДЫ

Тематический (проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы кафедры (или МО) заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведение индивидуальных занятий, соблюдение техники безопасности на уроке и т.д.).Фронтальный

(проводится не чаще двух – трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, М/О, службы). Так, например, если кафедра ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.). Такой контроль осуществляется, например, при аттестации учителя).

По периодичности проведения

Входной (в начале учебного года за курс предыдущего);
Предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности школы к новому учебному году);
Текущий (после изучения темы, результаты работы ОУ за четверть, полугодие);
Промежуточный (аттестация на конец года в переводных классах);
Итоговый (экзамены в выпускных классах – 9, 11 классы, результаты работы ОУ за год).

Наблюдение (внимательно следить за чем-либо, изучать, исследовать);Анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития);Беседа с учителями, классными руководителями, обучающимися, родителями(деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями);Изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо);Анкетирование (способ исследования путем опроса);Хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);
Устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности).

Ретроспективный разбор (оценка деятельности школы за прошлые годы).

Мониторинг (логитюдное исследование).

По проверяемым объектам:
Персональный;
Классно - обобщающий;
Предметно – обобщающий;
Тематически– обобщающий;
Обзорный;
Комплексно – обобщающий.

По признаку исполнителя контроля:Коллективный
Взаимоконтроль
Самоконтроль Самооценка
Профессиональный контроль по конечным результатам

Внешняя экспертиза(аудит)
Общественно-прогрессивный

Административный плановый контроль
Административный регулирующий (внеплановый) контроль

Формы контроля и объекты контроля: персональный (вновь прибывшие учителя, имеющие неуспевающих, журналы, кабинеты, выполнение программ, ГПД и др.), предварительный (работа со слабо успевающими учащимися, работа с одаренными детьми, предэкзаменационные работы по предметам и др.), предметно-обобщающий (техника чтения, дозировка домашних заданий, результативность обучения по предметам, успеваемость обучающихся, подготовка к экзаменам, обученность учащихся по математике, химии, физике и т.д., подготовка к ЕГЭ и др.), классно-обобщающий (преемственность 5 классов, 8-х – с переходом в классы адаптивно-предпрофильного направления, 10-х – с формированием профильных классов, дневники, работа по подготовке к экзаменам в выпускных классах и др.), обзорный (посещаемость занятий учащимися, санитарно-гигиенический режим, охрана труда и техника безопасности, учебные кабинеты, трудовая дисциплина и др.), тематически-обобщающий (кафедры Гимназии, графики текущих контрольных работ, подготовка к заседаниям педагогических советов, качество проведения заседаний кафедр, предметные недели, проведение олимпиад, конкурсов и др.), комплексно-обобщающий (работа кафедр Гимназии, санитарно-гигиенический режим, ОТ и ТБ и др.).

Важно правильно определить последовательность проведения внутригимназического инспектирования и выстроить рационально совместные действия. На наш взгляд, эффективен следующий алгоритм этапов проведения ВШК:
• анализ учебно-воспитательного процесса;
• обоснование контроля (почему тот или иной участок Гимназии);
• составление плана контроля;
• определение цели контроля (ставим узкую цель, необходимо конкретизировать целевую установку);
• приказ о проведении контроля;
• разработка программы, включающей в себя цели контроля, объект контроля, задачи, методы контроля, исполнителей, где слушается, какие мероприятия необходимо провести;
• разработка схем контроля по разным направлениям;
• проведение совещания с проверяющими и проверяемыми;
• осуществление контроля (посещение занятий, проведение контрольных срезов, проверка документации и др.);
• получение и обработка информации;
• делаются выводы, раскрываются причины успехов и недостатков, определяются рекомендации: методические, по исполнению служебных обязанностей и др. (самая важная и сложная часть экспертизы – но ради этого все и делается);
• предварительная беседа с проверяемыми по результатам контроля;
• подготовка итогового документа по результатам контроля;
• принятие управленческого решения (перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.);
• подготовка приказа по результатам контроля;
• определение сроков повторного контроля или снятие вопроса с контроля;
• обсуждение результатов внутришкольного контроля на педагогическом совете, на заседании кафедры (или методического объединения), заседании научно-методического Совета Гимназии, на совещании при заместителе директора и др.;
• проверка исполнения указаний.

Формами оформления результатов контроля могут служить аналитическая справка; справка о результатах контроля; доклад о состоянии дел по проверяемому вопросу; а также комплексная целевая программа.

Итоговый документ, как правило, содержит следующие компоненты:
• указание объекта, который проверялся, и сроков проверки;
• основание, цели и задачи проверки;
• состав проверяющей комиссии;
• краткую характеристику проверяемого, объем проделанной работы;
• методы проведения контроля;
• итоги проверки с указанием причин выявленных недостатков;
• выводы по результатам контроля;
• предложения по преодолению выявленных недостатков, конкретные рекомендации по совершенствованию работы педагогического коллектива;
• определение сроков повторного контроля.

Результаты контроля заносятся в "Журнал ВШК (внутригимназического инспектирования)". Мы всегда помним, что только партнерство и только помощь в преодолении негативных явлений –
вот настоящая позиция проверяющих экспертов.

Какова же модель внутригимназического инспектирования и каким образом она оказывается эффективной формой организации повышения квалификации педагогов Гимназии?
Три года в Гимназии функционирует СИСТЕМА такого ВШК, которая отражает все ведущие направления, формирующие развитие нашего учебного заведения. Основной вопрос, повлиявший на корректировку давно сложившегося традиционного ВШК, – как сделать так, чтобы каждый учитель Гимназии был заинтересован в результатах своего качественного труда? как собственными силами организовать внутреннюю и внешнюю экспертизу? как мобильно ввести учителя во все современные роли: эксперта, организатора на экзамене, методиста, педагога, владеющего четким представлением о современных технологиях, в том числе и в области оценки качества образования? Администрацией Гимназии совместно с научно-методическим Советом ("совет высших" категорий) была отработана следующая схема проведения ДКР – директорских контрольных работ: по результатам 1 учебной четверти каждый учитель сам готовит материалы для своих классов и осуществляет объективную проверку (поскольку потом эти результаты будут коррелировать с результатами внешней экспертизы). По результатам 2 и 3 четвертей составление материалов для ДКР, организация проведения работы и проверка осуществляется по распоряжению разными педагогами, не работающими в данной параллели. Более того, все работы обучающихся шифруются – и проверка работ проходит безотносительно к классу или фамилии ребенка. После оформления протоколов по классам (где отражены проблемы каждого обучающегося) и сводных протоколов ведется аналитическая работа по сопоставлению результатов выполненной ДКР.

Такая же системная работа оказывается эффективной на этапе проведения классно-обобщающих контроля. Например, если ведется работа по анализу КОК в 5-х классах, то обязательно задействована "история вопроса" изучения этих же детей, но когда они были учениками 4-х классов, что позволяет увидеть результативность проведения коррекции по выявленным тогда проблемам, наметить пути дальнейшего совершенствования обучения именно этих детей. .

Не менее значимым в системе внутригимназического инспектирования Гимназии представляется и еще один "участок работы" – тот, который будет подвергнут еще более внешней экспертизе, чем наша "внешне-внутренняя". Мы имеем в виду, конечно, внешнюю оценку государства по итогам сдачи ЕГЭ выпускниками 11-х классов и экзаменов в новой форме выпускниками 9-х классов. Подготовка к такого рода серьезному испытанию для каждого гимназиста должна стать, по нашему мнению, четко организованная технология подготовки. Думаем, что на сегодняшний день нам удалось добиться эффективной модели, подтвержденной результатами сдачи экзаменов, когда все выпускники уходят из Гимназии с аттестатами, преодолев минимальный порог, и более того, достигая результатов 93, 95, 97, 98 и даже 100 баллов по разным предметам. Каждый выпускник участвует в 2-3 сериях репетиционных экзаменов, организованных нашими учителями: подготовка 15 вариантов КИМов – у каждого ребенка в аудитории только индивидуальный пакет! – проверка работ в качестве экспертов, соблюдая технологию проверки части С двумя экспертами, анализ и корректировка наиболее проблемных вопросов для – каждого! – выпускника. Таким образом, гимназист учится технологии заполнения всех бланков, временнóму контролю, оценке своих достижений, а учитель – критериальному оцениванию работ, выявлению тех проблем, по которым он до реального экзамена еще успеет помочь своему выпускнику. Чтобы увидеть, насколько правильным оказался этот путь, ведем мониторинговые наблюдения за соотношением итогов репетиционных экзаменов и реальных ЕГЭ – результаты обнадеживают! Очень важно, что в данном случае можно адресно отработать с каждым выпускником, ведь у всех проблемы разные.

С прошлого учебного года ввели в практику подготовки к выпускным испытаниям и электронное тестирование по КИМам. Надо отметить, что выпускники к такой проверке знаний оказываются более подготовленными и справляются с этим видом испытаний гораздо лучше, чем с "бумажным произведением". Потому и качественная подготовка учителя, владеющего в совершенстве ИКТ, не пустой звук; а такая всесторонняя подготовка выпускников требует и от учителя, чтобы он мог справляться с подобными испытаниями сам. А итоговые электронные таблицы могут помочь любому заместителю подготовить аналитические справки.

Таким образом, в Гимназии функционирует система эффективного внутригимназического инспектирования, которая отражает на сегодняшний день все ведущие направления развития современной оценки качества образования (ОКО) и формирует инновационное развитие нашего учебного заведения. Основное "приобретение" данной системы заключается в том, что каждый учитель Гимназии становится заинтересованным в результатах качественного труда, поскольку оценка осуществляется не только им самим, но и коллегами – а это сильная мотивационная сторона совершенствования качества организации учебно-воспитательного процесса. Такая система ВШК (внутригимназического инспектирования) позволила нам мобильно ввести учителя во все современные роли: методиста, разрабатывающего материалы для того или иного уровня проверки; эксперта, владеющего критериальным способом оценивания; организатора на экзамене, знающего все тонкости технологии его проведения и оформления бланков; педагога, владеющего четким представлением о современных технологиях, в том числе и в области оценки качества образования.

В итоге, обратим внимание на логитюдный мониторинг "рекордного образования" гимназистов. На диаграмме 1 представлены результаты победителей и призеров олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований всех уровней, что для участников XII Российского образовательного форума в г. Москве явилось неоспоримым доказательством поступательного и качественного развития Гимназии на протяжении почти полутора десятка лет.
Диаграмма 1
Модель внутригимназического инспектирования как форма организации повышения квалификации педагогов
И потому определение правильных траекторий развития, выстривание эффективной модели внутригимназического инспектирования, мобильные формы организации повышения квалификации педагогов позволяют быть Гимназии поистине инновационным учебным заведением.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль