Особенности проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в 2012 году

6409

Ольга Алексеевна, с 2008 года в РФ проводится апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х клас­сов в новой форме. В чем ее основное отличие от традицион­ных экзаменов?

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме (далее – ГИА) – это процедура государствен­ного контроля и оценки качества образования с использованием стандартизированных из­мерителей.

Основным отличием новой формы аттеста­ции от традиционных экзаменов является то, что она предполагает – как итог – получение независимой “внешней” оценки качества под­готовки выпускников 9-х классов. Введение в практику новой модели экзамена для выпуск­ников основной школы продиктовано необхо­димостью совершенствования форм итогово­го контроля с учетом принципа вариативности, что особенно актуально в связи с введением в средней школе профильного обучения, по­зволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требую­щего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

Хочется обратить внимание на два момента.

Первое. При проведении ГИА подлежит контролю соответствие требованиям к уров­ню подготовки выпускников, закрепленным в федеральном компоненте государственно­

го образовательного стандарта. Они должны быть реализованы независимо от того, какие программы и УМК используются в образова­тельном учреждении. Часто звучит замеча­ние, что КИМы построены на основе конкрет­ных УМК. Но это не так. Дело в том, что в одних учебниках требования федерального компонента государственного образователь­ного стандарта реализованы наиболее полно; содержание и методический аппарат, другие компоненты УМК наиболее успешно адапти­рованы к познавательным возможностям и интересам учащихся основной школы, а в других учебниках – ситуация иная.

Второе. Для проведения ГИА используются задания стандартизированной формы, т. е. реализована единая для всей страны (всех участвующих субъектов Российской Федера­ции) структура вариантов по предмету, еди­ная система оценивания, единая шкала пе­ревода первичных баллов в отметки по пяти­балльной шкале и т. д.

Отличительными особенностями ГИА по сравнению с ЕГЭ являются:

  • условия проведения экзамена в 9-м классе: нет единой технологии проведения экза­мена, субъектам РФ предоставлены широ­кие возможности в решении этого вопроса;
  • инновационность КИМ: учитываются воз­растные познавательные особенности девятиклассников, специфика целей и содержания обучения в основной школе:
  • внимание к выявлению уровня социали­зированности девятиклассников;
  • акцент на проверку умений применять знания, в т. ч. в практических жизненных ситуациях;
  • акцент на выявление сформированности умения читать, анализировать, приме­нять для решения задач информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
  • сформированность комплекса умений, связанных с получением, анализом и применением эмпирических данных (практикум по физике).

Кроме того, в ГИА практическая часть представлена существенно шире, чем в ЕГЭ (устная часть экзамена по иностранным язы­кам; практикум по физике на реальном обо­рудовании; задания по информатике и ИКТ, выполняемые на компьютере).

Интересным представляется сравнение результатов ЕГЭ 2011 г. и ГИА 2009 г., т. е. результатов сдачи экзаменов одних и тех же обучающихся.

Так, отметки “2” по предмету “русский язык” в 2009 г. получили 11,2% выпускников 9-х классов, а процент участников, не набрав­ших на ЕГЭ минимального балла по русскому языку в мае – июне 2011 г. – 4,8%. По мате­матике соответственно 11,2 и 5,9%. Однако в последнем случае следует учитывать, что первичный балл, соответствующий нижней границе отметки “3” ГИА по математике в 2009 г., был равен 9 баллам из 30, а мини­мальный первичный балл ЕГЭ по математике в 2011 г. был равен 4 баллам из 30. Если бы он был равен 9, то минимальную границу не преодолели бы 37,2% участников экзамена.

Конечно, прямое сравнение здесь не совсем корректно, т. к. результаты ЕГЭ – это данные по всей России, а результаты ГИА – данные не­скольких десятков регионов, но тем не менее определенные выводы сделать можно. Также следует учитывать, что у ЕГЭ и ГИА разная социальная нагрузка (выпускники, не набрав­шие минимальный балл ЕГЭ, не получают атте­стат о среднем (полном) общем образовании).

Когда начнется оценивание результатов обучения выпускни­ков 9-х классов в соответствии со стандартами второго по­коления?

Это будет возможно, только когда большин­ство школ при наличии соответствующих учеб­ников и иных учебных пособий перейдет на реализацию федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и когда учащиеся освоят его тре­бования полностью (т. е. учащиеся, начавшие будут заканчивать 9-й класс). До этого в основе заниматься по новому стандарту в 5 классе, КИМов будут лежать стандарты 2004 г. 

В связи с введением государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме актуален вопрос о разделении полномочий федерального центра и субъектов РФ при организации ГИА. Ольга Алексеевна, прокомменти­руйте, пожалуйста, этот вопрос.

В целом организация ГИА относится к пол­номочиям субъекта РФ. Разделение полно­мочий выглядит так:

  • федеральный уровень – нормативное обес­печение, установление сроков проведения ГИА, разработка технологий и КИМов;
  • субъекты РФ – организация и проведение ГИА (ППЭ, их оснащение, решение о том, в своем или чужом образовательном учрежде­нии выпускники будут сдавать экзамены, перечень предметов для ГИА в новой форме, выбор технологии, привлечение и оплата работы организаторов в ППЭ, экспертов для проверки развернутых ответов и др.). Также в ведении субъекта РФ находится решение следующих вопросов:
    - в какой форме осуществляется пересдача ГИА; 
    - возможна ли сдача предметов “русский язык” и “геометрия” в качестве экзамена по выбору в традиционной форме; 
    - каково влияние отметки, полученной за экзамен по математике в форме ГИА, на итоговую отметку по геометрии и др.? 

Должны ли выпускники 9-х классов сдавать ГИА в своем об­разовательном учреждении?

Этот вопрос решает субъект РФ. Есть ор­ганизационно сложные экзамены, например физика, где используется лабораторное обо­рудование, которое имеется не во всех шко­лах. Похожая ситуация – с экзаменом по иностранному языку, который предполагает говорение. В нем должны быть задействова­ны экзаменаторы-собеседники, а количество таких специалистов ограничено. Поэтому предоставлять возможность сдавать ГИА в своем образовательном учреждении не все­гда возможно.

Ольга Алексеевна, каков перечень предметов, которые мож­но сдавать в новой форме в 2012 г.?

Этот вопрос также находится в ведении регионов РФ: где-то в новой форме сдают только обязательные экзамены, т. е. русский язык и математику, в каких-то регионах в новой форме сдаются все выпускные экзаме­ны в 9-м классе (исключая такие предметы, как “мировая художественная культура”, “ос­новы безопасности жизнедеятельности”, “физическая культура”, “технология”). 

В 2011/12 уч. г. планируется проведение апробации по 14 общеобразовательным пред­метам: русскому языку, математике, биологии, физике, химии, географии, истории, общест­вознанию, иностранному языку (английский, французский, немецкий, испанский), инфор­матике и ИКТ, литературе. Технологию про­верки экзаменационных работ также опреде­ляет субъект РФ. Где-то используют бланки и автоматизированную обработку ответов на задания с выбором ответа и кратким ответом, в других регионах на муниципальном уровне работы целиком проверяются экспертами.

Изменится ли процедура проведения ГИА в 2012 г.?

В 2012 г. будет действовать прежний поря­док проведения ГИА. Участие субъектов так­же остается добровольным. 

Это положение подтверждается письмом Рособрнадзора от 11.10.2011 № 02-120 “Об участии в проведении государственной (ито­говой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2012 году”.

В какой форме будут сдавать выпускные экзамены в 2012 г. учащиеся коррекционных классов?

На федеральном уровне нет обязательно­го требования проведения ГИА в новой форме для коррекционных классов. Однако ­субъект РФ может принять такое решение.

Ольга Алексеевна, какие бы Вы дали рекомендации замести­телям директора по УВР и учителям-предметникам по подго­товке учащихся к ГИА?

Прежде всего следует обратить внимание на следующие аспекты подготовки учащихся 9-х классов к ГИА:

  • выработка индивидуальной стратегии вы­полнения экзаменационной работы: необ­ходимо помочь ученику реалистично опре­делить цели (планируемый результат); круг заданий, который планируется выполнить; объяснить, что не все задания можно и нужно выполнять при наличии проблем в предметной подготовке;

К сведению

  • планомерная предметная подготовка к экза­мену (не натаскивание, а встраивание под­готовки к экзамену в систему тематического контроля). Нельзя заменить процесс обуче­ния предмету решением заданий типа ГИА;
  • внимание к организационным вопросам подготовки: учить внимательно читать инструкции и выполнять их, перед экзаме­ном потренироваться исправлять ошибки при заполнении бланка, записывать ответы на задания с кратким ответом и т. д.

 

Беседовала шеф-редактор журнала Ю.С. Скворцова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль