Порядок проведения государственного контроля (надзора) в сфере образования

18154

Общие положения

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федераль­ный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ “О внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совер­шенствованием контрольно-надзорных функ­ций и оптимизацией предоставления государ­ственных услуг в сфере образования” (далее – Закон № 293-ФЗ), внесший значительные по объему и содержанию изменения в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (да­лее – Закон РФ “Об образовании”), касаю­щиеся в т. ч. и вопросов контрольно-надзор­ной деятельности в сфере образования.

В развитие данного закона принято по­становление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 “Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования” (да­лее – Постановление Правительства РФ № 164). Кроме того, с 1 августа (за исключе­нием отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контро­ля” (далее – Федеральный закон № 242-ФЗ), который также внес изменения, в т. ч. и в За­кон РФ “Об образовании” в части, касающей­ся контроля и надзора в сфере образования.

Большое значение для регулирования контроля и надзора в образовательных организациях имеет также Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юри­дических лиц и индивидуальных предприни­мателей при осуществлении государственно­го контроля (надзора) и муниципального кон­троля” (далее – Закон № 294-ФЗ), который регулирует отношения в области организа­ции и проведения государственного контроля и надзора в сфере образования, муниципального контроля и защи­ты прав юридических лиц (включая образо­вательные учреждения) и индивидуальных предпринимателей.

Понятие государственного контроля (надзора)

Согласно п. 1 ст. 38 Закона РФ “Об обра­зовании” государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя:

  • федеральный государственный надзор в области образования;
  • федеральный государственный контроль качества образования. Изменения, внесенные в Закон РФ “Об об­разовании” Федеральным законом № 242-ФЗ, предусматривают включение в ст. 38 Закона РФ “Об образовании” определения понятий “федеральный государственный надзор в об­ласти образования” и “федеральный государ­ственный контроль качества образования”.

Согласно данным изменениям федераль­ный государственный надзор в области об­разования представляет собой деятельность уполномоченных федерального органа испол­нительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленную на преду­преждение, выявление и пресечение наруше­ний органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, осущест­вляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляю­щими образовательную деятельность, их ру­ководителями и иными должностными лица­ми требований, установленных законодатель­ством РФ в области образования.

Данная деятельность осуществляется по­средством:

  • организации и проведения проверок образовательных организаций;
  • принятия предусмотренных законодатель­ством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных на­рушений;
  • систематического наблюдения за испол­нением требований законодательства РФ в области образования, анализа и про­гнозирования состояния исполнения тре­бований законодательства РФ в области образования при осуществлении органа­ми государственной власти, органами местного самоуправления и юридически­ми лицами своей деятельности. Под федеральным государственным контролем качества образования понима­ется деятельность уполномоченных лиц фе­дерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на оценку соответствия со­держания и (или) качества подготовки обу­чающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требо­ваниям федеральных государственных обра­зовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

Данная деятельность осуществляется по­средством:

  • проведения проверок качества образо­вания;
  • принятия предусмотренных законода­тельством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений тре­бований федеральных государственных образовательных стандартов или феде­ральных государственных требований.

Статус органов по контролю и надзору в сфере образования

Федеральный государственный надзор в области образования и федеральный госу­дарственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными федераль­ными органами исполнительной власти и ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ, реализующими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в обла­сти образования, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 38 Закона РФ “Об об­разовании”).

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Пра­вительства РФ от 17.06.2004 № 300, федераль­ным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, является Фе­деральная служба по надзору в сфере обра­зования и науки (Рособрнадзор).

Рособрнадзор осуществляет и государ­ственный надзор за соблюдением законода­тельства РФ в области образования, и госу­дарственный контроль качества образования в отношении следующих организаций:

  • образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • образовательные учреждения дополни­тельного профессионального образования, реализующие образовательные програм­мы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные про­фессиональные образовательные про­граммы, к которым установлены феде­ральные государственные требования;
  • научные организации;
  • образовательные учреждения, реализую­щие военные профессиональные образо­вательные программы;
  • федеральные государственные образо­вательные учреждения среднего профес­сионального образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по под­готовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого произ­водства по специальностям, перечень ко­торых утверждается Правительством РФ;
  • российские образовательные учрежде­ния, расположенные за пределами терри­тории РФ.

Кроме того, Рособрнадзором также про­водится государственный надзор за соблю­дением законодательства РФ в области обра­зования в отношении органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования.

Государственный контроль в образовании, осу­ществляемый органами государственной вла­сти субъектов РФ, проводится в отношении образовательных учреждений, расположен­ных на территории субъекта РФ (за исключе­нием образовательных учреждений, контро­лируемых Рособрнадзором), иных ведущих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере обра­зования.

Проверки образовательных учреждений: общие положения

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей при осуществле­нии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” содержит опре­деление понятия “проверка”, применимое в т. ч. и к сфере образования.

Согласно ст. 2 Закона № 294-ФЗ под про­веркой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отно­шении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия их деятельности или действий (бездействия), производимых и реа­лизуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требо­ваниям и требованиям, установленным муни­ципальными правовыми актами.

Положение о государственном контроле в сфере образования, утвержденное Поста­новлением Правительства РФ № 164, в пп. 7, 8 предусматривает возможность проведения как плановых, так и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного надзора в области образования предметом данных проверок выступает соблюдение ор­ганами управления и организациями законо­дательства РФ в области образования. Пред­метом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организа­циями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников орга­низаций требованиям федеральных государ­ственных образовательных стандартов или федеральным государственным требовани­ям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предпи­саний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государствен­ных образовательных стандартов или феде­ральными государственными требованиями.

Согласно п. 9 указанного Положения о го­сударственном контроле в сфере образова­ния проверки подразделяют на документар­ные и выездные.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного орга­на путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лица­ми, а также путем анализа информации, раз­мещенной на официальных сайтах органов управления образованием и официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет.

Выездные проверки проводятся по ме­сту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и органи­заций. При осуществлении полномочия по го­сударственному надзору за соблюдением за­конодательства РФ в области образования в части обеспечения и проведения единого го­сударственного экзамена проверки проводят­ся федеральным органом по контролю и над­зору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экза­мена и региональных центров обработки ин­формации.

В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

а) при осуществлении инспекции по контролю в сфере образования за соблюдением законодательства РФ органами управле­ния образованием:

  • анализ и экспертиза документов и мате­риалов, характеризующих деятельность органа управления, в т. ч. нормативных правовых и индивидуальных правовых актов по вопросам, подлежащим провер­ке (при проведении документарных и вы­ездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности инфор­мации, размещенной органом управле­ния на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законо­дательства РФ (при проведении доку­ментарных и выездных проверок); б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования организациями:
  • анализ и экспертиза документов и мате­риалов, характеризующих деятельность организации, в т. ч. локальных и индиви­дуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ соблюдения законодательства РФ в области образования при осуществле­нии образовательного процесса (при про­ведении выездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности инфор­мации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства РФ (при проведении документарных и выезд­ных проверок); в) при осуществлении государственного контроля качества образования:
  • анализ и экспертиза документов и мате­риалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения об­разовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т. ч. учебно­методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выезд­ных проверок);
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттеста­ции обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при прове­дении документарных и выездных про­верок);
  • анализ использования в образователь­ном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной дея­тельности (зданий, строений, сооруже­ний, помещений и территорий), учебно­методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных про­верок); 
  • экспертиза качества освоения обучающи­мися образовательных программ (при проведении выездных проверок). К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся:
    - руководитель уполномоченного органа;
    - заместители руководителя уполномочен­ного органа;
    - руководители и заместители руководите­лей структурных подразделений уполно­моченного органа;
    - иные государственные гражданские слу­жащие уполномоченного органа, долж­ностными регламентами которых преду­смотрено проведение проверки по вопро­сам государственного контроля и надзора в сфере образования. К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные органи­зации на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовы­ми договорами. В соответствии со ст. 2 Зако­на № 294-ФЗ под экспертами, экспертными организациями понимаются граждане, имею­щие специальные знания, опыт в соответ­ствующей сфере науки, техники, хозяйствен­ной деятельности, и организации, аккредито­ванные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, тех­ники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципально­го контроля к проведению мероприятий по контролю.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю обладают правом запрашивать документы и материалы по вопросам, подле­жащим проверке, а также устные и письмен­ные объяснения уполномоченных должност­ных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или орга­низации по вопросам, подлежащим проверке.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители эксперт­ных организаций с целью проведения меро­приятий по контролю имеют право:

  • посещать орган управления и организа­цию при предъявлении копии распоряди­тельного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удо­стоверения (иного документа, подтвер­ждающего полномочия органов управления образования);
  • наблюдать за ходом образовательного процесса;
  • проводить оценку знаний и умений обу­чающихся в различных формах, в т. ч. в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, кон­трольной работы;
  • беседовать с обучающимися, воспитан­никами организации, их родителями (за­конными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками про­водятся в присутствии их родителей (за­конных представителей).

Результаты проверки оформляются ак­том проверки образовательной организации, к которому прилагаются экс­пертные заключения, подготовленные экс­пертами и представителями экспертных орга­низаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведе­нии проверки, который утверждается руково­дителем (заместителем руководителя) упол­номоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявлен­ные при проведении проверки, и меры, кото­рые необходимо принять по фактам таких нарушений и совершившим их должностным лицам.

Ограничения при проведении проверок

Согласно п. 2.1 ст. 38 Закона РФ “Об об­разовании” к отношениям, связанным с осу­ществлением государственного контроля в сфере образования, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Закона № 294-ФЗ.

Так, в частности, ст. 15 этого закона уста­новлено, что должностные лица органов госу­дарственного контроля (надзора) и муници­пального контроля (далее – органы государ­ственного контроля (надзора)) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных тре­бований и требований, установленных му­ниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномо­чиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица;
  • осуществлять плановую или внеплано­вую выездную проверку в случае отсут­ствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномо­ченного представителя юридического лица (за исключением случаев проведе­ния проверки на основании поступивших в органы государственного контроля (над­зора) обращения или заявления гражда­нина, в т. ч. индивидуального предприни­мателя, юридического лица, информации от органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении вре­да жизни и здоровью граждан, вреда жи­вотным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памят­никам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также воз­никновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера);
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей сре­ды и объектов производственной среды, если они не являются объектами провер­ки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких доку­ментов;
  • отбирать образцы продукции, пробы об­следования объектов окружающей сре­ды и производственной среды для прове­дения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образ­цов, проб по установленной форме и в ко­личестве, превышающем нормы, уста­новленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и ме­тодами их исследований, испытаний, из­мерений, а также техническими регла­ментами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, получен­ную в результате проведения проверки и составляющую государственную, ком­мерческую, служебную, иную охраняе­мую законом тайну, за исключением слу­чаев, предусмотренных законодательст­вом РФ;
  • превышать установленные сроки прове­дения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим ли­цам предписаний или предложений о про­ведении за их счет мероприятий по кон­тролю.

Особенности регулирования плановых проверок

Основные положения, регулирующие пла­новые проверки, содержатся в ст. 9 Закона № 294-ФЗ. К их числу относятся следующие:

1. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственно­го контроля (надзора), в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В отноше­нии образовательных учреждений, осущест­вляющих установленные виды деятельности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. К числу такого рода ви­дов деятельности относятся:

  • предоставление дошкольного и начально­го общего образования (органы, осущест­вляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпи­демиологический надзор вправе осуще­ствлять плановые проверки лиц, осу­ществляющих такого рода деятельность, не чаще чем 1 раз в год; органы, осуще­ствляющие лицензирование образова­тельной деятельности, – не чаще 1 раза в 2 года);
  • предоставление основного общего и сред­него (полного) общего образования (орга­ны, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный сани­тарно-эпидемиологический надзор, впра­ве осуществлять плановые проверки та­кого рода лиц не чаще чем 1 раз в год; органы, осуществляющие лицензирова­ние образовательной деятельности, – не чаще 1 раза в 2 года).

2. В ежегодных планах проведения плано­вых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структур­ных подразделений) и индивидуальных пред­принимателей (далее – юридических лиц) ука­зываются следующие сведения:

  • наименования юридических лиц, деятель­ность которых подлежит плановым про­веркам, места нахождения юридических лиц и места фактического осуществле­ния ими своей деятельности;
  • цель и основание проведения каждой плановой проверки;
  • дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
  • наименование органа (органов) государ­ственного контроля (надзора), осущест­вляющих конкретную плановую проверку.
  1. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересо­ванных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет либо иным доступным способом.
  2. В срок до 1 сентября года, предшест­вующего году проведения плановых прове­рок, органы государственного контроля (над­зора) направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы про­куратуры. Органы прокуратуры обобщают по­ступившие от органов государственного кон­троля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Гене­ральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения пла­новых проверок. Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план про­ведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокура­туры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
  3. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения пла­новых проверок является истечение трех лет со дня:
  • государственной регистрации юридиче­ского лица;
  • окончания проведения последней плано­вой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим ли­цом деятельности в соответствии с пред­ставленным в уполномоченный Прави­тельством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, в случае выполнения ра­бот или предоставления услуг, требую­щих указанного уведомления.

6. О проведении плановой проверки юри­дическое лицо уведомляется органом госу­дарственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дней до начала ее прове­дения посредством направления копии распо­ряжения или приказа руководителя, замести­теля руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения пла­новой проверки заказным почтовым отправ­лением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Особенности регулирования внеплановых проверок

Основные положения, регулирующие про­ведение внеплановых проверок, содержатся в ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Среди данных по­ложений можно выделить следующие:

1. Предметом внеплановой проверки юридического лица является:

  • соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований;
  • выполнение предписаний органов госу­дарственного контроля (надзора);
  • проведение мероприятий по: предотвра­щению причинения вреда жизни и здоро­вью граждан, вреда животным, растени­ям, окружающей среде; обеспечению безопасности государства; предупрежде­нию возникновения чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характе­ра; ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплано­вой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридиче­ским лицом ранее выданного предписа­ния об устранении выявленного наруше­ния обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя ор­гана государственного контроля (надзо­ра), изданный в соответствии с поруче­ниями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением зако­нов по поступившим в органы прокурату­ры материалам и обращениям;
  • поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявле­ний граждан, информации от органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой ин­формации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вре­да жизни, здоровью граждан, вреда живот­ным, растениям, окружающей среде, объек­там культурного наследия (памятникам исто­рии и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра (применение данного основания возможно после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц);
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окру­жающей среде, объектам культурного насле­дия (памятникам истории и культуры) наро­дов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера (примене­ние данного основания возможно после со­гласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридиче­ских лиц);
  • нарушение прав потребителей (в слу­чае обращения граждан, права которых нару­шены).

3.Обращения и заявления, не позволяю­щие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не мо­гут служить основанием для проведения вне­плановой проверки.

4.Внеплановая проверка проводится в фор­ме документарной проверки и (или) выездной проверки.

5.Внеплановая выездная проверка юриди­ческих лиц по таким основаниям, как поступле­ние в органы государственного контроля (над­зора), обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах воз­никновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, расте­ниям, окружающей среде, объектам культур­ного наследия народов РФ, безопасности го­сударства, а также угрозы чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера или о фактах причинения такого рода вреда или возникновения такого рода угрозы, может быть проведена органами государственного контроля (надзора) после согласования с ор­ганом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.

6. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руково­дителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выезд­ной проверки юридического лица орган госу­дарственного контроля (надзора) представля­ет либо направляет заказным почтовым от­правлением (с уведомлением о вручении) или в форме электронного документа, подписан­ного электронной цифровой подписью, в ор­ган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица заявление о согласовании проведения внеплановой вы­ездной проверки. К этому заявлению прила­гают копию распоряжения или приказа руко­водителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о прове­дении внеплановой выездной проверки и до­кументы, которые содержат сведения, послу­жившие основанием для ее проведения.

7.Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридиче­ского лица и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки закон­ности ее проведения. По результатам рассмо­трения указанного заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступ­ления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании прове­дения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

В случае если требуется незамедлитель­ное проведение внеплановой выездной про­верки, копия решения о согласовании ее про­ведения направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора) с использованием информационно-телеком­муникационной сети.

8. Основаниями для отказа в согласова­нии проведения внеплановой выездной про­верки являются:

  • отсутствие документов, прилагаемых к за­явлению о согласовании проведения вне­плановой выездной проверки юридиче­ского лица;
  • отсутствие оснований для проведения вне­плановой выездной проверки в соответ­ствии с установленными требованиями;
  • несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного кон­троля (надзора) о проведении внеплано­вой выездной проверки;
  • осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей фе­деральным законам, нормативным право­вым актам Президента РФ и Правитель­ства РФ;
  • несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора);
  • проверка соблюдения одних и тех же обя­зательных требований в отношении од­ного юридического лица несколькими ор­ганами государственного контроля (над­зора).

9. Решение прокурора или его заместите­ля о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласо­вании ее проведения оформляется в письмен­ной форме в двух экземплярах, один из кото­рых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым от­правлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанно­го электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора).

10. Решение прокурора или его замести­теля о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласо­вании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

11. О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением проверки, прово­димой на основании поступления в органы государственного контроля (надзора) обра­щений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государствен­ной власти, органов местного самоуправле­ния, из средств массовой информации о воз­никновении угрозы причинения или о причи­нении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия наро­дов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)), юридическое лицо уведомляется органом государственно­го контроля (надзора) не менее чем за 24 ч до начала ее проведения любым доступным спо­собом.

12.В случае, если в результате деятель­ности юридического лица причинен или при­чиняется вред жизни и здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей сре­де, безопасности государства, а также воз­никли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характе­ра, предварительное уведомление юридиче­ских лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

13.Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Статус предписания, выдаваемого органом по контролю и надзору в сфере образования

Закон РФ “Об образовании” в редакции Федерального закона № 293-ФЗ регламенти­рует вопросы, связанные с выдачей предпи­саний в сфере образования.

Согласно п. 1 ст. 38 Закона РФ “Об обра­зовании” в случае выявления нарушения за­конодательства РФ в области образования, орган по контролю и надзору в сфере образо­вания выдает предписание об устранении вы­явленного нарушения.

Такого рода предписание может выда­ваться:

– образовательному учреждению;

– научной организации;

– иной организации, осуществляющей об­разовательную деятельность;

– учредителю организации;

– органу исполнительной власти субъек­та РФ, осуществляющему управление в сфере образования;

– органу местного самоуправления, осуще­ствляющему управление в сфере образо­вания. Также предписание об устранении нару­шения может выдаваться в случае выявления нарушения требований федерального госу­дарственного образовательного стандарта или федеральных государственных требова­ний, допущенного образовательным учрежде­нием или научной организацией (п. 2 ст. 38 Закона РФ “Об образовании”).

В предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицо, которому выдано пред­писание, представляет в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет о его исполнении, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

Необходимо отметить, что п. 1 ст. 17 За­кона № 294-ФЗ предусматривает обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридиче­ским лицом обязательных требований выдачи предписаний юридическому лицу об устране­нии выявленных нарушений с указанием сро­ков их устранения и (или) о проведении меро­приятий по предотвращению причинения вре­да жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юри­дических лиц, государственному или муници­пальному имуществу, предупреждению воз­никновения чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральны­ми законами.

Кроме того, в ст. 38 Закона РФ “Об обра­зовании” предусматривается возможность направления предписания не только по ре­зультатам проверки, но и в следующих слу­чаях:

1) решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное обра­зовательное учреждение, – в отношении об­разовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы или обра­зовательного учреждения дополнительного образования детей;

2) решение общего собрания обучающих­ся, обращение органа государственной вла­сти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное обра­зовательное учреждение, представление орга­на службы занятости населения – в отношении образовательного учреждения, реализующе­го профессиональные образовательные про­граммы.

Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в указанных выше случаях в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) или об откло­нении требований указанных заявителями о направлении такого предписания принима­ется федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуще­ствляющим управление в сфере образова­ния, и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ от направления такого предписа­ния может быть оспорен в суде.

Применение Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с выдачей предписаний образовательным учреждениям и иным лицам

Согласно ст. 38 Закона РФ “Об образова­нии” в случае неисполнения выданного пред­писания (в т. ч. если отчет об исполнении ука­занного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указан­ным предписанием, или представленный от­чет не подтверждает исполнение в установ­ленный срок указанного предписания), орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном пра­вонарушении в порядке, установленном Ко­дексом РФ об административных правонару­шениях (далее – КоАП РФ).

Статья 28.1 КоАП РФ предусматривает, что поводами к возбуждению дела об адми­нистративном правонарушении могут высту­пать в т. ч. и следующие обстоятельства:

1) непосредственное обнаружение долж­ностными лицами, уполномоченными состав­лять протоколы об административных право­нарушениях, достаточных данных, указываю­щих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на нали­чие события административного правонару­шения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержа­щие данные, указывающие на наличие собы­тия административного правонарушения.

Дело об административном правонару­шении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоко­лы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из выше­указанных поводов и достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

К числу должностных лиц, уполномочен­ных составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях относятся также должностные лица органов, осуществляю­щих надзор и контроль за соблюдением за­конодательства РФ в области образования (подп. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Данные должностные лица вправе со­ставлять протоколы о следующих админист­ративных правонарушениях:

  • нарушение права на образование и пред­усмотренных законодательством РФ в об­ласти образования прав и свобод обучаю­щихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57 КоАП РФ);
  • неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляю­щего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);
  • невыполнение в срок законного предпи­сания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный над­зор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших соверше­нию административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (инфор­мации), представление которых преду­смотрено законом и необходимо для осу­ществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а рав­но представление в государственный ор­ган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением слу­чаев, предусмотренных КоАП РФ (ст. 19.7 КоАП РФ);
  • нарушение требований к ведению обра­зовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30 КоАП РФ).

Среди вышеизложенного перечня особое внимание следует обратить на ст. 19.30 КоАП РФ, которая содержит следующие со­ставы административных правонарушений:

а) нарушение установленных законода­тельством РФ в области образования требо­ваний к ведению образовательной деятель­ности, выразившееся в ведении образова­тельной деятельности представительствами образовательных организаций или наруше­нии правил оказания платных образователь­ных услуг (влечет наложение административ­ного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.);

б) реализация не в полном объеме образо­вательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов госу­дарственного образца об уровне образования и (или) квалификации (влечет наложение ад­министративного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юриди­ческих лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.);

в) выдача образовательными организа­циями, не имеющими государственной аккре­дитации, документов государственного об­разца об уровне образования и (или) квали­фикации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квали­фикации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредита­ции (влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юриди­ческих лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.);

г) умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и пред­усмотренных законодательством РФ в об­ласти образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законода­тельством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) атте­стации (влечет наложение административно­го штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.);

д) нарушение установленного законода­тельством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию (вле­чет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.);

Кроме того, совершение административ­ного правонарушения, предусмотренного при­веденным выше п. “в” или п. “г”, должностным лицом, ранее подвергнутым административ­ному наказанию за аналогичное администра­тивное правонарушение, влечет его дисква­лификацию на срок от одного года до двух лет.

Приостановление действияи аннулирование лицензииобразовательного учреждения

Согласно п. 24 ст. 33.1 и п. 2 ст. 38 Закона РФ “Об образовании”, в случае неисполнения предписания образовательным учреждением, научной организацией или иной организаци­ей и (или) учредителем, лицензирующий ор­ган (орган по контролю и надзору в сфере об­разования) приостанавливает действие:

  • лицензии таких образовательного учре­ждения, научной организации или иной организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ;
  • лицензии образовательной деятельности филиалов таких образовательного учре­ждения, научной организации полностью или в отношении отдельных образова­тельных программ, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев. Лицензирующий орган (орган по контролю и надзору в сфере образования) в течение трех дней со дня принятия решения о при­остановлении действия лицензии вносит со­ответствующую запись в реестр лицензий и в течение пяти рабочих дней со дня приня­тия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соот­ветствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнитель­ной власти, уполномоченный на осуществле­ние государственной регистрации юриди­ческих лиц и индивидуальных предприни­мателей, по месту нахождения лицензиата. Согласно п. 1 Положения о Федеральной на­логовой службе, утвержденного постановле­нием Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, таким органом является Федеральная нало­говая служба (ФНС России).

В случае, если до истечения срока при­остановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицен­зирующий орган документы, подтверждаю­щие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приоста­новления действия лицензии, орган по кон­тролю и надзору в сфере образования возоб­новляет действие лицензии.

Если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицен­зирующий орган до истечения срока приоста­новления действия лицензии или представ­ленные документы не подтверждают исполне­ние указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об анну­лировании лицензии. Приостановление дей­ствия лицензии в этом случае продлевается на период до вступления в законную силу ре­шения суда. Лицензия аннулируется решени­ем суда на основании рассмотрения заявле­ния лицензирующего органа.

Приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации

Пункт 2 ст. 38 Закона РФ “Об образова­нии” предусматривает возможность приоста­новления действия свидетельства о государ­ственной аккредитации полностью или в отно­шении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в образова­тельном учреждении или научной организа­ции и (или) их филиале, на срок, не превы­шающий шести месяцев. Данная возможность реализуется в случае неисполнения выдан­ного в связи с выявлением нарушения требо­ваний федерального государственного обра­зовательного стандарта или федеральных государственных требований предписания аккредитованным образовательным учре­ждением, научной организацией и (или) уч­редителем.

Если до истечения срока приостановле­ния действия свидетельства о государствен­ной аккредитации образовательное учре­ждение или научная организация и (или) учре­дитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие ис­полнение предписания, обусловившего при­остановление действия свидетельства о госу­дарственной аккредитации, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.

В случае, если такие документы не пред­ставлены образовательным учреждением или научной организацией и (или) учредителем в орган по контролю и надзору в сфере обра­зования до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные докумен­ты не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает образователь­ное учреждение или научную организацию го­сударственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в образовательном учреждении, научной ор­ганизации и (или) их филиале.

Начальник Управления правового, инструктивного и аналитического обеспечения Рособрнадзора, канд. юрид. наукВ.В. Чеха
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль