Пример оформления кейса по деятельности психолога школы

24387

В прошлом номере журнала опубликована статья И.В. Коноваловой "Подготовка методических материалов для портфолио педагога-психолога школы". В продолжение этой темы читайте практический материал по оформлению кейса. 

Малютина Т.А., 

педагог-психолог ГБОУ "СОШ № 623" г Москва 

Косарева И.Н.,  

методист центра учебно-методического сопровождения  молодых специалистов ГОУ ВПО МГППУ 

Тема: "Работа педагога-психолога с семьей подростка, 

имеющей нарушения в области детско-родительских отношений" 

1. Выявление и формулирование проблемы, запроса 

Запрос поступил от матери Димы 13 лет. В ходе беседы выяснилось, что мать крайне обеспокоена возможными трудностями у сына при сдаче экзаменов за 9-й класс. Она заранее настроена на неудачу, объясняя это ленью ребенка, его пренебрежительным отношением к экзамену и учебе в целом. Кроме того, мать акцентировала внимание на трудностях взаимо­действия с сыном: он отказывается выполнять ее требования, часто про­водит время у бабушки, начинает что-либо делать только после скандала. Домашние задания выполняет из-под палки, спустя рукава, может пойти в школу с невыученными уроками. По словам матери, из-за нежелания, а зачастую по причине неспособности самого ребенка ей приходится кон­тролировать все сферы его жизни: учебу, выбор профессии, взаимодей­ствие со сверстниками и взрослыми. 

2. Гипотеза 

Несоответствие типа детско-родительского взаимодействия возраст­ным особенностям сына вызывает конфликтные ситуации в паре «роди­тель - ребенок», служит источником непонимания, влияет на эмоцио­нальное состояние обоих, негативно сказывается на всех сферах жизнедеятельности, включая учебу, на личностном развитии ребенка. 

3. Общее теоретическое описание проблемы 

Говоря о развитии личности в системе детско-родительских и семей­ных отношений, в первую очередь дадим определение понятий «семья» и «детско-родительские отношения». Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, прожи­вающими вместе и ведущими совместное хозяйство*. 

____________________________
*Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня

Такое определение семьи подчеркивает две характеристики, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей ее функционирова­ния. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения про­блем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами се­мьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, меж­группового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением - с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как со­циальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой соци­альной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмо­циональной «перенасыщенностью» отношений членов семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на дру­гом - ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отра­жающей и специфику культурно-исторического развития семьи, и свое­образие этапов ее жизненного цикла. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как инсти­тут первичной социализации ребенка. Главные задачи семьи: формиро­вание первой социальной потребности ребенка - потребности в соци­альном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирова­ние предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и соци­альной компетентности - в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и в самостоятельной учебной дея­тельности в младшем школьном возрасте; создание условий для разви­тия автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. О.А. Карабанова говорит, что детско-родительские отношения со­ставляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной си­стемы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосре­дованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения*.
_____________________________
*Карабанова О.А. Психология семейных отношений

А.С. Спиваковская предложила оценивать детско-родительские от­ношения по следующим характеристикам: 

  • Адекватность - степень точности восприятия индивидуальных осо­бенностей другого человека. Неадекватное восприятие ребенка, иска­жение его образа у родителя проявляется в том, что последний может не вполне правильно представлять себе мотивационную сферу ребен­ка, возрастно-психологические и эмоционально-личностные особен­ности. Искажения возникают вследствие действия защитных меха­низмов проекции, отрицания, рационализации, идеализации, обесценивания. У ребенка же искажение образа родителя проявляет­ся в мифе «всемогущества», пик которого приходится на дошкольный и младший школьный возраст; в мифе «холод непонимающего роди­теля», чаще встречающемся у подростков; в мифе «беспомощного ро­дителя», наблюдающемся у взрослых, которые воспитывались в не­полных семьях, семьях алкоголиков. 
  • Динамичность - способность к восприятию другого в зависимости от различных ситуаций. 
  • Степень дифференцированности - способность отличать образ от от­ношения к образу*. 
______________________________
*Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья

А.Я. Варга* считает родительское отношение целостной системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практи­куемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его ха­рактера, поступков. 

Влияние родительского отношения на психическое развитие ребен­ка, на формирование его личности очень велико. Описано множество нарушений родительского отношения и, как следствие, нарушений в раз­витии маленького человека. 

Любой стиль воспитания основан, в первую очередь, на эмоциональ­ном отношении. Известно, что в семье оно играет важную интегрирую­щую роль, благодаря чему члены семьи ощущают себя единой общно­стью, чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Из этого, несомненно, следует то, что стиль создает систему условий, в которых развивается личность ребенка.
_______________________________
*Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения

 

Симбиотический стиль характеризуется стремлением родителя (или обоих родителей) установить с ребенком тесный, напряженный эмоцио­нальный контакт, принимать участие во всех, даже незначительных со­бытиях его жизни. При этом ребенок может лишиться своей индивиду­альности, превратиться в орудие удовлетворения эгоцентрических потребностей матери и/или отца. Необходимость родителя в эмоцио­нальной симбиотической привязанности может приводить к чрезмерно­му контролю и излишней опеке ребенка, которая тяготит последнего, за­ставляет его внутренне страдать от активного желания родителя (чаще всего матери) влиять на него. Симбиотический тип отношения неблаго­приятен для взаимодействия родителей и детей тем, что при этом фрустрируется важная для развития личности ребенка потребность в само­стоятельности и проявлении инициативы. 

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный; система требований, запретов и правил - ригидна и неизменна. У ребенка авто­ритарных родителей формируется зависимость, неспособность к лидер­ству, безынициативность, пассивность, полевое поведение, низкая сте­пень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности и моральной компетентности с ориентаци­ей на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессию и низкий уровень волевой и произвольной регуляции. 

Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощре­нием развития его автономии. Такие родители реализуют демократиче­ский стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности ребенка. Результатом демократического родительства становится формирование высокой самооценки, адекватно­го самовосприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегу­ляции, принятие и выполнение социальных правил и стандартов. Факто­ром риска при этом может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятных случа­ях это приводит к увеличению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требова­ний и ожиданий по отношению к ним гораздо выше. Для детей демокра­тичных родителей характерны высокая степень ответственности, компе­тентности, дружелюбия, хорошая адаптивность и уверенность в себе. 

При попустительском стиле воспитания теплое эмоциональное при­нятие или индифферентное отношение сочетаются с низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. У детей таких родителей формируется инфантильность, высокая тре­вожность, зависимость, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность. 

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) характеризу­ется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выра­женных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюда­ются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле фрустрируется одна из важных ба­зовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядо­ченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, не­уверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессив­ность и неуправляемость, способствует социальной дезадаптации. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответствен­ности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. 

Однако необходимо отметить, что для каждого возраста нормальным считается тот или иной стиль воспитания, что обусловлено спецификой возраста и теми задачами развития, которые на этом этапе решаются. У подростков возрастает необходимость эмоционального принятия, при 03, 2012 этом важно сохранение родителями высокого уровня контроля с призна­нием и поощрением автономии детей. Реализация демократического сти­ля воспитания отвечает необходимости изменения системы требований с учетом растущей компетенции детей. Таким образом, говоря о подрост­ках, подчеркнем, что на первый план выходит демократический стиль воспитания, т. е. он становится необходимым и нормальным в рассмат­риваемом возрастном периоде. 

4. План диагностических мероприятий 

1. Беседа с классным руководителем. 

2. Диагностика детско-родительских отношений (ДРО). 

  • Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марков­ской решает задачу практического исследования данных отношений. 
  • Опросник предназначен для подростков и их родителей, состоит из 60 утверждений, к каждому из которых респондент может подобрать один из пяти вариантов ответов, в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением. 
  • Шкалы опросника: 
    • нетребовательность 
    • требовательность родителя; 
    • мягкость - строгость родителя; 
    • автономность - контроль ребенка; 
    • эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю; 
    • отвержение - принятие ребенка родителем; 
    • отсутствие сотрудничества - сотрудничество; 
    • несогласие - согласие между ребенком и родителем; 
    • непоследовательность - последовательность родителя; 
    • авторитетность родителя; 
    • удовлетворенность отношениями ребенка с родителем*.
________________________________  
*Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми 
Проективный тест "Семейная социограмма" Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса относится к рисуночным проективным тестам. По­зволяет выявить положение субъекта в системе межличностных от­ношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный. Испытуемым предлагается бланк с нарисованным кругом 110 мм в диаметре со следующей инструкцией: «На листе изо­бражен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Оценка результатов тестирования проводится по следующим критериям: 
  • число членов семьи, попавших в площадь круга;  
  • величина кружков;
  • расположение кружков относительно друг друга; 
  • дистанция между ними*. 
______________________________ 
*Системная семейная психотерапия / Под ред. Эйдемиллера Э.Г.
Также в практике активно применяются следующие методики диаг­ностики детско-родительских отношений:  Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Представлен в двух вариантах - детском и подростковом. Предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нару­шения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблем­ных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуация­ми характера и отклонениями в поведении.  Опросник "Лики родительской любви" поможет и отцу, и матери оце­нить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.  Тест "Мера заботы". Многие нарушения в поведении и развитии ре­бенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспита­тельная позиция.  Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова). С ее помощью диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, особенности эмоциональных отноше­ний с родителями.  Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (к семейной роли, ребенку - оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ре­бенком, излишняя концентрация на нем). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещеретом.  Опросник родительского отношения (ОРО). Тест-опросник представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психо­логической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых во взаи­модействии с ним, особенностей восприятия и понимания характера его личности, поступков.  Тест "Стратегии семейного воспитания" позволит оценить страте­гию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, ли­беральный и индифферентный*. 

_________________________

http://testoteka.narod.ru/ 

3. Диагностика личностной сферы. 

  • Опросник Спилберга (для подростка) позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личност­ной тревожности), и как состояние (уровень ситуационной тревожно­сти). 
  • Опросник Айзенка (форма А, подростковый вариант) предназначен для диагностики темперамента. Позволяет исследовать экстравер­сию - интроверсию и нейротизм. 
  • Опросник Шмишека используется для диагностики характера стар­шеклассников, помогает выявить наличие и выраженность акцентуа­ции отдельных черт характера. В основе опросника лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда.
  • Опросник Гекса предназначен для определения характерологических особенностей личности. За основу типов личности взята классифика­ция личностей Ле Сенна*.  
_________________________
*Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения лич-

ности: Учебное пособие.

Результаты беседы с классным руководителем 

Классный руководитель охарактеризовала ученика как способного, но не прилагающего усилий. Школьную программу осваивает на сред­нем уровне, среди отметок встречаются как  "2", так и "5". Особых при­страстий к какому-либо предмету у Димы выделить не смогла. Основ­ным недостатком своего ученика считает отсутствие целей и стремлений. Характеризуя его моральные качества, говорила о Диме как о добром, отзывчивом человеке, не имеющем конфликтов в классе. 

Результаты исследования особенностей детско-родительского взаимодействия и представлений о семье 

Была проведена методика ВРР с целью выявления особенностей се­мейных и детско-родительских отношений в исследуемой паре. Резуль­таты показали, что мать применяет к ребенку строгие меры, устанавли­вает жесткие правила во взаимоотношениях с ребенком, принуждает его к чему-либо. Также ярко выражено контролирующее поведение по отно­шению к ребенку, что может проявляться в мелочной опеке, навязчиво­сти, ограничении. Наряду с этим мать считает, что ее мнение не являет­ся авторитетным для сына, и сила влияния ее поступков, действий незначительна. 

Воспитательная политика матери в глазах Димы выглядит следую­щим образом: мать видится ему требовательной, ожидающей от него вы­сокого уровня ответственности. Представления матери о себе как о строгом и контролирующем родителе полностью совпадают с мнением мальчика, что отражается в том числе и в высоких показателях по шкале «согласие - несогласие между родителем и ребенком». Дима удовлетво­рен отношениями с матерью, однако она действительно не является авторитетным взрослым для него. Поведение матери воспринимается ребенком как отвергающее, она кажется ему непоследовательной и непо­стоянной в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений. Такое восприятие может стать следствием отвергающего отношения ро­дителя к ребенку. 

Воспитательная политика отца характеризуется требовательностью, он для сына близкий человек, вызывает желание делиться с ним самым важным и сокровенным. Ребенок оценивает свои отношения с отцом как отношения сотрудничества, что позволяет предполагать включенность Димы во взаимодействие с отцом, признание им прав и достоинств сы­на. Отношения между ними, скорее всего, строятся на принципах равен­ства и партнерства. Отец - авторитетный взрослый для ребенка, отно­шения с ним полностью удовлетворяют сына. Однако наряду с этим поведение отца воспринимается Димой как отвергающее, а взаимодей­ствие отца с ребенком видится подростку непоследовательным. 

Анализ данных, полученных с помощью методики  "Семейная социограмма", показывает, что семья воспринимается адекватно как матерью, так и ребенком. Однако для подростка наиболее значимым членом се­мьи является младшая сестра, себя же он изображает в некотором отда­лении от всех остальных членов семьи, но прорисовывает свои связи с отцом и сестрой. Для матери равнозначимые члены семьи - ее мать и муж. Рисунок матери позволяет предположить эгоцентрическую направ­ленность ее личности. На нем отражены ее прямые связи со всеми чле­нами семьи, однако все они общаются между собой через нее. У ребенка общение с матерью опосредованное - через отца.
Таким образом, анализируя особенности детско-родительского взаи­модействия в семье, можно утверждать, что мать реализует авторитар­ный тип воспитания, но это не соответствует возрасту ребенка. Адек­ватным для подросткового возраста является демократический стиль семейного взаимодействия, который с успехом применяет в исследуемой семье отец. Неоднозначность восприятия семейных коммуникаций ре­бенком может быть обусловлена его возрастом и стремлением к незави­симости и самостоятельности при наличии надежного тыла. 

Результаты диагностики личностных особенностей 

При проведении диагностических процедур с ребенком у него был выявлен высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. В ха­рактере выражен экзальтированный тип акцентуации, что говорит о нем как о контактном, словоохотливом и влюбчивом человеке. Чувства под­ростка яркие и искренние, однако он чрезмерно впечатлителен и склонен к паникерству. Состояние восторженного возбуждения возникает по не­значительным поводам и под влиянием разочарования сменяется отчая­нием. Такой тип акцентуации вступает в противоречие с особенностями темперамента ребенка. По данным опросника Айзенка, Дима - умерен­ный экстраверт с высокой степенью эмоциональной устойчивости (холе­рик). Такое несоответствие может быть обусловлено возрастными осо­бенностями ребенка, переживанием кризисного подросткового возраста. 

Темперамент матери - меланхоличный, умеренная интроверсия со­четается с высокой эмоциональной неустойчивостью. По результатам, полученным с помощью опросника Гекса, в характере матери преоблада­ет нервный сентиментально-чувственный тип, что полностью совпадает с особенностями ее темперамента. 

5. Коррекционно-развивающая программа
для формирования навыков конструктивного взаимодействия
 

Программы, направленные на коррекцию детско-родительских отно­шений: 

  • Н. Григори, "Связующая нить"; 
  • Е.И. Захарова, "Психология детско-родительских отношений"; 
  • Н.Ю. Синягина, "Психолого-педагогическая коррекция детско-роди­тельских отношений"; 
  • И.М. Марковская, "Тренинг взаимодействия родителей с детьми"; 
  • К. Фопель, "Как научить детей сотрудничать". 

Кроме того, в работе по коррекции детско-родительских отношений часто применяются и другие техники: 

  • "Семейная фотография". Используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться, для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники можно проанализировать влияние про­шлого семьи на ее настоящее. Техника поощряет членов семьи под­вергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и ро­ли, которые они играют. Используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений. 
  • Методика "Семейная хореография" - вариант методики "Семей­ная скульптура". Направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье путем отслеживания негативных образцов пове­дения и остановку их действия, последовательного изображения поведенческих актов, ведущих к усилению конфликта. Объедине­ние симптомов негативного поведения детей и образцов взаимоот­ношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства. 
  • "Ролевая карточная игра" - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими ее членами как адекватное. Техника представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. Участие в игре дает возможность увидеть более или менее полный набор обя­занностей, существующих в семье, и то, как они распределяются меж­ду всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности, негативные механизмы и семейную динамику. 
  • "Семейное пространство" - методика, обеспечивающая возмож­ность изучения и использования семейного пространства для изме­нения внутрисемейных позиций. 
  • "Родительский семинар". А.С. Спиваковская предложила данную ме­тодику для решения задач изменения сферы сознания и самосозна­ния родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а так­же реальных форм взаимодействия в семье. Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре со­вершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется пред­ставление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями. Во время семинара родители об­суждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатыва­ют пути разрешения семейных конфликтов*.

____________________________
Осипова А.А. Общая психокоррекции

Для проведения коррекционно-развивающей работы по выявленной проблематике - преодоление нарушений детско-родительских отноше­ний - нами были составлены программы тренингов для подростков и их родителей, в семьях которых обнаружены похожие конфликтные ситуа­ции взаимоотношений. 

Наиболее удобной формой проведения коррекционно-развивающей работы нам представляется работа в тренинговой группе. Это обуслов­лено рядом причин. 

Во-первых, в отличие от психотерапии, цели тренинговой работы не связаны с собственно лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоро­вительных процедур. 

Во-вторых, в отличие от психокоррекции, в психологическом тре­нинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается ка­тегория нормы. 

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обуче­нию, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов счита­ет наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг тесно со­прикасается с развивающим обучением в широком смысле слова. 

Говоря об общих представлениях о психологическом тренинге, сле­дует отметить, что групповой психологический тренинг - это совокуп­ность активных методов практической психологии, которые использу­ются: 

  1. в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алко­голизма и ряда соматических заболеваний; 
  2. для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психоло­гические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. 

Мы понимаем групповой тренинг в его втором значении. Кроме того, работа в группе имеет ряд преимуществ: 

  • групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникать при индивидуальной работе с психологом; 
  • группа способна отразить общество в миниатюре, в группе модели­руется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и про­анализировать в безопасных условиях психологические закономер­ности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях;
  • в группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходной проблематикой; 
  • в группе человек может обучаться новым умениям, эксперименти­ровать с различными стилями отношений среди равных партнеров; 
  • участники группы могут идентифицировать себя с другими, "сыг­рать" роль другого для лучшего понимания его и себя и для знаком­ства с новыми эффективными способами поведения;
  • взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; 
  • группа способствует самораскрытию, самоисследованию и самопозна­нию - иначе, чем через других людей, это в полной мере невозможно*. 

__________________________

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга

Учитывая все вышеперечисленные теоретические обоснования пре­имуществ групповой тренинговой работы, нами были составлены и реа­лизованы следующие тренинговые программы. 

Программа психологического тренинга для родителей 

Цели: 

  1. Помощь в углублении знаний о психологических особенностях под­росткового возраста, психологических закономерностях взаимоотноше­ний и овладении навыками конструктивного общения с подростками. 
  2. Повышение самоуважения родителей и осознание ими присущего их семье стиля семейных взаимоотношений и своей ответственности за это. 
  3. Помощь участникам тренинга в понимании и принятии своих чувств и чувств ребенка. 
  4. Формирование позитивного взгляда на личность подростка. Временные характеристики работы: 10 встреч по 2 академических часа. 

Программа занятий 

Подготовка группы к работе 

Перед началом работы имеет смысл ознакомить будущих участников с целями программы, рассказать о психологическом тренинге как фор­ме взаимодействия, целью которого являются, прежде всего, совмест­ные переживания, возникающие в результате определенных видов об­щения участников группы друг с другом. Провести диагностику ДРО в семьях участников группы (Опросник Эйдемиллера). Договорившись о первой встрече, дать домашнее задание: написать сочинение "Мой ре­бенок". Родителям предлагается написать про своего ребенка то, что они считают важным и существенным. Сочинение не служит диагно­стическим инструментом, оно нужно самим родителям для того, чтобы подумать о своем ребенке и сформулировать собственные мысли и про­блемы. 

I этап. Организация группы, повышение групповой сплоченно­сти, когнитивный блок (4 часа)

  1. Обсуждение и принятие правил работы в группе. 
  2. Знакомство. 
  3. Упражнения на «эмоциональный разогрев» и групповое сплочение.
  4. Первоначальная формулировка проблем и трудностей общения со своим ребенком.
  5. Когнитивный блок: "Психологические особенности подросткового возраста". 

II этап. Создание рабочей атмосферы, расширение сферы вос­приятия ребенка, разрушение стереотипов, предъявление и первич­ная проработка проблем (4 часа) 

  1. Осознание индивидуальных особенностей ребенка, сравнение их со своими индивидуальными особенностями. Нахождение сходства и противоречий.
  2. Составление психологического портрета себя и ребенка. Осозна­ние позитивных и негативных черт личности каждого. Переформулиро­вание в позитивном ключе негативных черт. Нахождение точек сопри­косновения и взаимозависимости положительных и отрицательных черт личности подростка. 
  3. Когнитивный блок: "Знакомство с основными мотивами "плохого поведения".
  4. Первичная проработка проблем участников группы. Разыгрывание проблемных ситуаций. Обмен ролями. Анализ в группе возможных чувств и переживаний подростка в этих ситуациях, эффективности того или иного поведения родителей в них. 

III этап. Освоение навыков конструктивного взаимодействия с подростком (8 часов) 

  1. Активное, эмпатическое слушание: правила, возможности приме­нения. Осознание собственных установок при слушании и восприятии подростка в различных ситуациях. 
  2. Психологическая поддержка: виды, функции, язык. Навык момен­тального реагирования на актуальную проблему подростка. 
  3. "Я-высказывание". Правила. Решение проблемы осознания соб­ственных чувств и умение давать подростку «обратную связь» о его по­ведении на языке фактов. 
  4. Просьба и требование.
  5. Наказание. Договор и санкции. 

IV этап. Подведение итогов работы в группе (4 часа) 

  1. Обсуждение результатов диагностики ДРО в семьях участников группы. Их анализ. 
  2. Наиболее характерные проблемы во взаимоотношениях с подрост­ками. Обсуждение стратегии и тактики поведения родителей в кон­фликтной ситуации. 
  3. Декларация прав ребенка и родителей. 

Тематическое планирование 

  1. Знакомство. Правила работы группы. 
  2. Знакомство продолжается. 
  3. Какие мы все разные! Как мы все похожи! 
  4. Я-слушание. 5. Техники слушания.
  5. Я-высказывание. 
  6. Контракт с самим собой. 
  7. Навыки конструктивного взаимодействия.
  8. Итоги. 

Программа социально-психологического тренинга для под­ростков 

Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, раз­вить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх, реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность. 

Временные характеристики работы: 15 встреч по 2 академических часа. 

Программа состоит из трех этапов. 

I этап - ориентировочный (3 занятия) 

Цель этапа: эмоциональнальное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направ­ленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопре­деление и самосознание. 

II этап - развивающий (10 занятий) 

Цель этапа: активация процесса самопознания. Повышение соб­ственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспи­тания и саморазвития. 

III этап - закрепляющий (2 занятия) 

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления само­оценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляю­щего характера. Каждое занятие проходит в форме тренинга и включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержа­ние, рефлексию занятия и ритуал прощания. 

Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста общеобразовательных классов. 

Учебно-тематический план тренинга: 

  1. Куда же нам плыть? 
  2. Каков я на самом деле? 
  3. Моя индивидуальность. 
  4. Чувство собственного достоинства. 
  5. Уверенное и неуверенное поведение. 
  6. Мои права и права других людей. 
  7. Я в своих глазах и в глазах других людей.
  8. Люди, значимые для меня. 
  9. Эффективные приемы общения. 
  10. Я тебя понимаю.  
  11. Полюбить себя. 
  12. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. 
  13. Будьте собой, но в лучшем виде. 
  14. Карта моей жизни. Контракт с самим собой. 
  15. Прощай. 

6. Результаты повторной диагностики 

Для повторной диагностики были предложены методики ВРР Мар­ковской и "Семейная социограмма" Эйдемиллера и Юстицкиса. 

По результатам повторного проведения методики "Опросник ВРР" можно утверждать, что со стороны матери к ребенку по-прежнему при­меняются строгие меры. Контролирующее поведение по отношению к ребенку выражено слабее. Мать уже не считает, что ее мнение, поступки, действия неавторитетны для ребенка, и сила их влияния незначительна. 

Воспитательная политика матери в глазах ребенка выглядит следую­щим образом: мать по-прежнему представляется требовательной, ожи­дающей от сына более высокого уровня ответственности. Со стороны ребенка наблюдается удовлетворенность отношениями с матерью, авто­ритетность ее в глазах ребенка повысилась. Мать все еще воспринимает­ся Димой как непоследовательная и непостоянная в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений. 

Отношение к воспитательной политике отца осталось без изменений. 

По результатам повторного проведения "Семейной социограммы" вид­но, что расстояние между матерью и ребенком на его рисунке сокращается, общение с матерью происходит без посредников. Однако для подростка по-прежнему самым значимым членом семьи выступает младшая сестра. 

Рисунок матери остался без изменений: ярко выражена эгоцентриче­ская позиция, общение всех членов семьи происходит через нее как че­рез посредника. 

Рефлексия 

При составлении программы тренинга большую организующую, а также методическую помощь оказал наставник. Сложности на этапе подбора группы не возникали. Страх и напряжение вызывала необходи­мость установления контакта с родительской группой. Я понимала, что не все из них готовы работать в предложенной форме, кроме того, необ­ходимость действовать по правилам, предложенным более молодым че­ловеком, вызывала у родителей некоторое недовольство. Первоначально в группу было отобрано 10 родителей, однако до конца программы до­шли только 6 человек. На первом занятии четко ощущалось, что меня оценивают, примериваются, сомневаются в моей способности помочь. Когда речь зашла о длительности занятий, у некоторых родителей нашлись неотложные дела. Из их слов стало понятно, что психолог для них - "чаро­дей с волшебной палочкой", достаточно взмаха - и все проблемы будут решены. Для этой группы родителей осталось неясным, зачем включать их в работу, если проблемы только у ребенка. 

Что касается оставшихся родителей, то к 3-4-му занятию во время выполнения упражнений стало видно, что они отдаются работе полно­стью. Обсуждения стали более длительными, глубокими. Некоторые оставались после занятия, задавали вопросы. Однако и эта группа раз­делилась: часть из них пробовала дома «отрабатывать» на ребенке полу­ченные на занятиях знания, другие же - на тренинге работали с удоволь­ствием, а в жизнь ничего с тренинга не привносили. 

Что касается работы с детьми, то группа была собрана из хорошо зна­комых ребят, в этих классах неоднократно проводились классные часы с психологом, ведется проектная деятельность. Необходимости устанав­ливать контакт не было. С первого же занятия дети ушли в работу с го­ловой, упражнения выполняли с готовностью. Однако после каждого за­нятия приходилось напоминать: все, что мы делали, надо переносить в жизнь, на реальные ситуации. Если оценивать работу целиком, то пол­ное удовлетворения от работы я получала, ведя тренинговые группы подростков; в работе с некоторыми из родителей так и остались трудно­сти понимания. Так что на будущий год непременно нужно проводить в первую очередь семинары по проблемам подросткового возраста, по особенностям общения с подростками в семье. 

Рекомендации по дальнейшей работе 

В следующем учебном году я планирую продолжить работу в изна­чально заявленной диаде, тем более что и со стороны данной семьи та­кие запросы есть. Как было сказано выше, планирую провести серию встреч с родите­лями по оговоренной тематике. 

Список рекомендуемой литературы 

Анн А. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2008. 

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.

Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореферат. -М., 1987. 

Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 

Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. 

Кривцова С.В., Мантулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаи­модействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. 

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2002. 

Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Ме­тодическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. 

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: ТЦ "Сфе­ра", 2002. 

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - перераб. и доп. - М.: Московский психоло­го-социальный институт: Флинта, 1998. 

Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977. Системная семейная психотерапия / Под ред. Эйдемиллера Э.Г. - СПб.: Питер, 2002. 

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - Т. 2. - М.: ООО "Апрель Пресс"; ЗАО "Изд-во ЭКСМО-Пресс", 1999. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль