Воспитательно-профилактическамя работа с учащимися

10772

Мы сегодня находимся в сложной противоречивой ситуации когда с одной стороны декларируются демократические ценности и жёсткая реальность, характеризующаяся обнищанием, растет смертность и заболеваемость, СМИ пестрят криминальными сводками, американизация заполняет наш язык и образ жизни – и именно эти условиях побуждают искать нас новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности. С точки зрения современной отечественной теории воспитание – это не процесс воздействия, а процесс социального взаимодействия, сотрудничества, созидания педагога и ученика.Результатом такого взаимного сотрудничества является:

  • организация деятельности детей,
  • результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка.

Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

Как организована воспитательно-профилактическая работа с подростками?
  1. Изучение учащегося классными руководителями. Получение информации о состоянии здоровья учащихся. Изучение индивидуальности ученика, особенностей развития его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практически - действенной саморегуляции.
  2. Индивидуальная работа с учащимися предполагает реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решения профилактических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся. Беседы, методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой, метод социальных проб: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др (Кл.рук., Совет профилактики, педагоги-организаторы, педагоги ДО).
  3. Функция психологической поддержки - оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода "комплексов" при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия. ( специалисты СПС)

Система воспитательно-профилактической работы с детьми в нашей школе включает:

  1. Комплексную группу специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, фельдшер и др.);
  2. Воспитывающую среду, позволяющую гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Так, социально-досуговое направление реализуется в школе посредством деятельности молодёжного объединения "МИР", детского объединения "СМиД", ученического самоуправления, волонтёрского движение «NEXT», программы по ПДД, посредством реализации 18 программ дополнительного образования в школе.

Так, всего за 2010-2011 уч.год проведено 223 социально -досуговых мероприятия. К примеру, высшим органом Ученического самоуправления является конференция. Проводимые органом детского самоуправления тематические ученические конференции на темы "Я выбираю!", "Гражданственность и патриотизм как основа воспитания подрастающего поколения" помогают ребятам проявить себя, обосновать свою точку зрения, проявить гражданственность , социальную активность. Ребята учатся планировать и организовывать мероприятия для своих сверстников и младших учащихся, реализовать интересные социальные проекты.

С помощью ученического актива школы в 2010-2011 уч.году были проведены мероприятия различной направленности. Лучшими, на наш взгляд, были следующие мероприятия:

  1. ток-шоу "Здоровым быть здорово!" для 7-8 кл., 9-11кл.- направлено на профилактику в области ВИЧ, наркомании,СПИД, табакокурения.
  2. встреча с ветеранами, 9-11кл., 5-е классы – призвано формировать гражданско-патриотическую позицию подростков, направлено на уважение старшего поколения,помогают изучать историю страны.
  3. игровая программа для участников Всероссийского этапа окружной олимпиады школьников- взаимодействие со сверстниками, развитие коллективизма
  4. конкурсная развлекательная программа "Мама. Мамочка. Мамуля" - умение организовать интересно и познавательно свободное времяпрепровождение
  5. интеллектуальная игра "Умники и умницы" - развитие интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей.
  6. "Радуга талантов"- итоговое, рефлексивно-деятельностное мероприятия, подводятся итоги участия и побед педагогов и учащихся в различного уровня конкурсах: международных, окружных, всероссийских, городских.
  7. "Последний звонок" - традиция

Деятельность молодёжного объединения "МИР" позволила обучающимся принять участие в различного уровня мероприятиях. Ребята активно включены в работу в СПО-ФДО "Содружество детских объединений". Самоанализ уровня воспитанности активистов – мировцев позволил выявить ·отношение к учебе в активе – 81,8 %; ·отношение к трудовой деятельности - 84,5 %; ·отношение с учителями и другими работниками школы- 91%; ·отношение с участниками МО "МИР" - 86,3%; ·дисциплинированность – 85,4 %; ·коммуникативные способности – 91 % ·умение самостоятельно организовать проект, коллективное дело - 43 % ( над этим показателем предполагаем работать ) Впервые в 2011 году начало работу волонтёрское движение «NEXT». Цель данного объединения направлена на интеграцию личностных и социально-значимых целей.

Всего за 2010-2011 уч.год было проведено 15 Советов профилактики. Поставлено на внутришкольный учет –5 учащихся. Снято – 1 человек. Заслушано всего 8 самоотчетов учащихся. Всего за 2010-2011 уч.год специалистами СПС было проведено 47 бесед, охвачено 986 человек. К работе с несовершеннолетними привлекались сотрудники смежных служб в 2010-2011 уч.году ими было охвачено 922 (86, 81 %) учащихся из 1062.Цель дополнительного образования в школе - развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Дополнительное образование школы представлено 5 направлениями:

  1. Художественно – эстетическое.
  2. Физкультурно-спортивное.
  3. Спортивно-техническое.
  4. Социально-педагогическое.
  5. Естественнонаучное направление.

В 2010-2011 учебном году было организовано 24 творческих объединений, студии и секций за счет часов дополнительного образования. Всего 45 групп, общий охват учащихся составил всего 641 чел. (60,47%),

Направленность Количество групп \ наполняемость Начальная школа (чел.) Школа II и III ступени (чел.)
Художественно – эстетическая 15 / 175 123 52
Физкультурно-спортивная 8 / 213 63 150
Социально-педагогическая 14 / 150 53 97
Спортивно-техническая 1/ 15 0 15
Естественнонаучная 7/ 63 15 48
Военно-патриотическая 1 / 25 0 25
Всего 45 / 641 254 387

На протяжении 5 лет в школе существует система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи - банк одаренных детей. Существующая система позволяет фиксировать индивидуальные достижения обучающихся и учитывать их при построении образовательной и жизненной траектории. Согласно банку одаренных детей в 2010-2011 уч.год всего принято участие в 44 конкурсах, из них в: городских конкурсах, из них побед- 24; 7 окружных конкурсах, из них побед- 4; 11 всероссийских конкурсах, из них побед- 1.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Внедрение разнообразных форм оздоровительной физической культуры помогает развивать двигательную активность обучающихся во внеучебное время на секциях "Волейбол", "Баскетбол", "Футбол", "ОФП: легкая атлетика". Секция футбола в школе предусматривает применение игровых технологий обучения, проблемно-ориентированных технологий.

По итогам 2010-2011 уч.года команда учащихся заняла 2 место в XXII Спартакиаде среди обучающихся общекомандных соревнованиях. По итогам городской Спартакиады допризывной молодежи команда учащихся школы заняла 1 место, по итогам всех военно-спортивных мероприятий 2010-2011 уч.года 2 место в городе.

Работа с родителями.

Задачу профилактики мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Всего для родителей в 2010-2011 уч.году было проведено 11 - родительских собраний (внутришкольных и городских) все они являются профилактическими, из них:

  1. Оздоровительных- 3
  2. Психолого-педагогических-2
  3. Информационных -3
  4. Социально-досуговых - 2
  5. Культурно-массовых - 1

К работе родительского всеобуча привлекались также сотрудники ОГПС, инспектора КДН, сотрудники ППЦ «Доверие», специалисты ЦГБ, СМИ, члены школьного ученического Реализуется программа по работе с родителями "группы риска". Работа с родителями с привлечением специалистов смежных структур

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Численность родителей

Показатель
в %

Численность родителей

Показатель
в %

Численность родителей

Показатель
в %

Численность родителей

Показатель
в %

304

25,82

479

47,6

425

39,9

657

61,8%

Одной из главных задач воспитательно-профилактической работы является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».

Касаясь подходов к организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важно отметить и современные приемы, которые активно нами используются при работе с обучающимися:

  1. Просьба о помощи - для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;
  2. Добрый поступок - в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
  3. Мой идеал - в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
  4. Распределение ролей - четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания
  5. Обмен ролями - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п. Безусловно, что приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. В организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важным показателем является процесс сотрудничества со смежными структурами.

Важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.

Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах после оценивания уровня воспитанности учащихся, участие в работе школьных советов по профилактике.

Большое значение в деле социализации подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе такая работа ведется. Достаточно тесно мы сотрудничаем с ЦД «Нефтяник», МРЦ, МУК «Интеллект-Центр», Управлением по физической культуре и спорту.

Но, вместе с тем, в организации воспитательно-профилактической работы с учащимися мы видим следующие проблемы:

  1. Проблемой является работа по обучению родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками.Отмечается недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;
  2. Неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть "способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье").
  3. Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое, по меньшей мере, послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи.
  4. Подростки не научены ценностно-рефлексивному поведению, которое предполагает самооценку поступка, базирующегося на основе нравственных ценностей.
  5. Отсутствует система взаимодействия с др. школами в рамках различного рода социально-досуговых проектов.
  6. Не достаточно охвачены учащиеся 9-11 классов социальной, трудовой, патриотической, волонтёрской, интеллектуальной направлениями деятельности.
  7. Проблема в определении инструментария оценивания качества и эффективности воспитательной работы.

Все перечисленные мною проблемы позволяют говорить о перспективах дальнейшей деятельности с т.з. современной воспитательно-профилактической работы в школе. Новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности нами видятся:

  1. в организации деятельности детей (ОДИ, исследовательская, проектная деятельность , социальные акции)
  2. результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка (т.е. через реализацию личностно-ориентированного подхода изменение поступков, позиции, самореализация обучающегося) и отражается в отчете классного руководителя по воспитательной работе за год.
  3. В работе с родителями - реализация системы сотрудничества и взаимопомощи (привлечение родителей как независимых экспертов в советы профилактики, к организации и проведению в школе кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, программы совместной деятельности детей и родителей)
  4. Использование современных социальных технологий ( оказание помощи, арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, библиотерапия и т.д. ), использование творческих технологий - художественно-творческие методы работы(формирование навыков рисования и игры на муз.инструменте),

Одним словом все направлено на позитивную социальную самореализацию учащегося. Понятно, что ответы приходят и уходят, а вопросы остаются…

Список литературы

  1. Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. М.: Издательский центр kАкадемия{, 2003.
  3. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержкадетей группы риска. Учебное пособие. М.: Издательский центр Академия,2002.
  4. Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Статья пользователя сайта "Менеджер образования" - Майи Кучевской

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль