Ответственность учреждений разных типов за нецелевое расходование бюджетных средств

36807

Оформление нового правового статуса (типа) государственных (муни­ципальных) учреждений, предусмотренное принятыми в последние годы нормами гражданского законодательства, влечет за собой существенное ограничение возможностей правоприменительных органов по привлечению к юридической ответственности учреждений и их руководителей за нецеле­вое расходование бюджетных средств.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ используется формулировка "нецелевое использование бюджетных средств", в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ - "нецелевое расходование бюджетных средств". Формулировки по сути обозначают одно и то же правонарушение. - Примеч. авт.

В настоящее время уголовная и административная ответственность руководителя за данное правонарушение сохраняется лишь для казенных учреждений. Бюджетные и автономные учреждения с момента регистрации их в новом качестве (т. е. со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации соответствующих изменений устава либо новой редакции устава) автоматически исключаются из числа субъектов правонарушения, несущих административную и (для должностных лиц) уго­ловную ответственность за нарушения условий использования предостав­ленных бюджетных ассигнований (субсидий) или иное нецелевое использо­вание предоставляемых бюджетных средств.

Иными словами, контроль за целевым использованием субсидий и ответственность за их использование фактически перемещается в область бюджетных отношений, в частности бюджетной ответственности, предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее - БК РФ).

Ответственность также может быть прописана в соглашениях о предо­ставлении субсидий, заключаемых между учредителем (главным распоря­дителем бюджетных средств) и бюджетным или автономным учреждением.

Таким образом, уголовно-административные меры наказания заменя­ются бюджетно-административными мерами принуждения и отчасти дого­ворными механизмами, т. е. мерами договорной ответственности. При этом вероятно, что инерционность сложившейся практики финансового контроля и правоприменения, а также недостаточная компетентность работников проверяющих органов еще долго могут быть причиной необоснованных обвинений в адрес руководителей бюджетных и автономных учреждений и незаконных попыток привлечения их к административной или уголовной ответственности.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, они должны хорошо ори­ентироваться в нормах законодательства и знать особенности составов (юридических конструкций) "нецелевого использования бюджетных средств" как административного и уголовного правонарушения.

Административная ответственность руководителя

Административную ответственность руководителя за нецелевое использование бюджетных средств устанавливает ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

Статья 15.14 КоАП РФ устанавливает также ответственность за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов. Однако основания расходования средств государственных внебюджетных фондов, например средств фондов обязательного социального или медицинского страхования, регламентируются иными правилами и не рассматриваются в данном материале. - Примеч. авт.

Бюджетные и автономные образовательные учреждения и их руководители не несут административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ. Данная ответствен­ность сохраняется только в отношении казенных учрежде­ний и их должностных лиц.

Согласно ч. 1 данной статьи нецелевоерасходование бюджетных средств получателем, не соответствующие условиям получения указанных средств, опре­деленным утвержденным бюджетом, бюджет­ной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в раз­мере от 4 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Таким образом, нецелевое расходование бюджетных средств наказуемо, если такое нарушение допущено получателем бюджетных средств. Норма­тивное определение получателя бюджетных средств (получателя средств соответствующего бюджета) дано в ст. 6 БК РФ в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием пра­вового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее -Закон № 83-ФЗ) - это "орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств ка­зенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюд­жетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета".

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения в 2010 г. были исключены из числа получателей бюджетных средств (см. Закон № 83-ФЗ в части внесения изменений в БК РФ). Еще раньше, в 2006 г., из числа получателей бюджетных средств были исключены государственные и муниципальные автономные учреждения (см. Федеральный закон от 03.11.2006 № 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Рос­сийской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автоном­ных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государствен­ных и муниципальных учреждений» в части внесения изменений в БК РФ). При этом следует иметь в виду, что, согласно принципам права, составы административных правонарушений не подлежат расширительному толко­ванию, т. е. нельзя условно, вопреки легальному определению закона, считать бюджетное или автономное учреждение получателем бюджет­ных средств только на том основании, что они получают бюджетные средства в форме субсидий.

Наличие субъекта административной ответственности является необ­ходимым условием состава административного правонарушения. Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонаруше­нии не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в случае нецелевого использования любых бюджетных средств бюджетным или автономным учреждением состав административ­ного правонарушения отсутствует, меры административного наказания, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ, применяться не могут.

Итак, с принятием Закона № 83-ФЗ круг субъектов, привлекаемых к административной ответственности руководителя за нецелевое использование бюджет­ных средств, стал значительно уже и в настоящее время ограничивается органами и учреждениями, перечисленными в ст. 6 БК РФ в определении "получатель бюджетных средств":

  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления так называемыми государственными внебюд­жетными фондами (пенсионным, фондами медицинского, социаль­ного страхования и др.);
  • казенные учреждения.

Уголовная ответственность

Уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств устанавливает ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее - УК РФ).

Согласно ч. 1 данной статьи нецелевое расходование бюджетных средств долж­ностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджет­ной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере за­работной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо арестом на срок до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с ч. 2 ст. 285.1 то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере за­работной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером в данном случае признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн 500 тыс. руб., а особо крупным - превышающая 7 млн 500 тыс. руб.

Согласно ст. 8 УК РФ основанием для привлечения к уголовной ответ­ственности является совершение деяния, содержащего все признаки соста­ва преступления, предусмотренного данным кодексом.

Руководители бюджетных и автономных образова­тельных учреждений не несут уголовной ответствен­ности за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 285.1 УК РФ. Такая ответственность сохра­няется только в отношении должностных лиц казенных учреждений.

Так же, как и в случае с административ­ной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств, субъектом уголов­ной ответственности по ст. 285.1 УК РФ может быть только должностное лицо по­лучателя бюджетных средств. Поскольку должностные лица бюджетных и автономных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств согласно ст. 6 БК РФ, не могут быть субъектами преступления, предусмот­ренного ст. 285.1 УК РФ, то и состав преступления в случаях нецелевого использования данными должностными лицами бюджетных средств отсут­ствует.

Руководители бюджетных и автономных образова­тельных учреждений не несут уголовной ответствен­ности за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 285.1 УК РФ. Такая ответственность сохра­няется только в отношении должностных лиц казенных учреждений.

Бюджетная ответственность

Исключение бюджетных и автономных учреждений из числа получате­лей бюджетных средств и соответственно субъектов административных и уголовных правонарушений, предусматривающих наказание за нецелевое использование бюджетных средств, вовсе не означает, что такие учреждения могут безнаказанно нарушать условия предоставления ассигнований (суб­сидий) из любых бюджетов бюджетной системы РФ, включая государствен­ные внебюджетные фонды.

Часть IV БК РФ устанавливает систему мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, в т. ч. за нецелевое использование бюджет­ных средств. Данная система, которую можно назвать бюджетной ответ­ственностью, может распространяться на любых нарушителей бюджетного законодательства, в т. ч. на государственные и муниципальные организации, не являющиеся получателями бюджетных средств, а также на негосудар­ственные коммерческие и некоммерческие организации.

В соответствии со ст. 282 БК РФ к мерам принуждения, применяемым к нарушителям бюджетного законодательства, относятся:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного про­цесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пеней;
  • иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами. 

Статья 289 БК РФ специально посвящена нецелевому использованию бюджетных средств и фактически ограничивает возможность выбора меры принуждения в случае совершения данного правонарушения.

Согласно данной статье под нецелевым использованием понимается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и исполь­зовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Данное правонарушение влечет:

  • наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ;
  • изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
  • уголовные наказания (при наличии состава преступления), преду­смотренные УК РФ.

Из приведенного выше анализа законодательства об административной и уголовной ответственности следует, что наложение штрафа или привлечение руководителя бюджетного или авто­номного учреждения к уголовной ответ­ственности за нецелевое использование бюджетных средств исключено ввиду отсут­ствия состава правонарушения. Изъятие же в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, вполне возможно - например, в случаях, когда средства бюджетной субси­дии, полученной на выполнение государственного (муниципального) задания, используются не по назначению.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются не­исполнение закона (решения) о бюджете и нецелевое использование бюджетных средств. БК РФ. ст. 283

По смыслу ст. 289 БК РФ меры принуждения в связи с нецелевым ис­пользованием бюджетных средств для бюджетных и автономных учреждений ограничиваются изъятием в бесспорном порядке средств по решению орга­на, исполняющего соответствующий бюджет. Применение других мер (бло­кировка расходов, приостановление операций по счетам и т. д.) для такого случая не предусмотрено и не соответствует нормам ст. 284 и 284.1 БК РФ, определяющим полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, Федерального казначейства и его территориальных органов, а также органов субъектов РФ и органов местно­го самоуправления, исполняющих соответствующие бюджеты.

Должностные лица указанных выше федеральных органов исполнитель­ной власти при неправомерном применении мер принуждения несут дисцип­линарную, административную и уголовную ответственность. Кроме того, действия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюдже­ты, а также их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.

Нормативные документы

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011)
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011)
  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 30.11.2011)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законода­тельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности госу­дарственных и муниципальных учреждений» (ред. от 08.11.2010)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль