Методика "Родительское сочинение": взаимодействие между родителями и детьми

24973

______________________________
* Окончание. Начало см.: Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 22.

Интерпретация родительских сочинений

Определить в норме ли взаимодействие между родителями и детьми помогает такая методика, как "родительские сочинения". Для интерпретации родительских сочинений необходимо обра­тить внимание на следующие содержательные показатели:

  • соответствие сочинения заданной теме;
  • соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения");
  • упоминание имени ребенка;
  • описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоот­ношений с автором сочинения и другими членами семьи;
  • оценка ребенка;
  • отношение автора к ребенку;
  • описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме - важный показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продук­тивному сотрудничеству с консультантом. Уход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка и актуализации защитных механизмов либо о неразре­шенном внутреннем конфликте, свидетельствующем, что взаимодействие родителей и детей проблемное. 

Особое внимание психолога должны привлекать случаи пе­ренесения конфликта автора с супругом или другими членами се­мьи в сферу детско-родительских отношений, а также проекции не­гативных качеств партнера на личность ребенка. Примером такого перенесения может быть отрывок из сочинения матери, которая, характеризуя свою дочь в целом положительно, пишет: "...она несколь­ко эгоистична и упряма (это в мужа)". В указанном случае важной задачей коррекционной работы должна стать оптимизация супру­жеских отношений и взаимодействия как составная часть общей коррекционно-профилактической программы работы с семьей.

УХОД И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О СКРЫТОМ ОТВЕРЖЕНИИ РЕБЕНКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИБО О НЕРАЗРЕШЕННОМ ВНУТРЕННЕМ КОНФЛИКТЕ И ПРОБЛЕМАХ САМОГО РОДИТЕЛЯ

Соотношение трех планов родительского сочинения. Сочинение задает три основных плана описания - "Ребенок", "Родитель" и "Наши отношения". Со­отношение этих планов, т. е. доминирование одного из них и, напро­тив, беглость и конспективность описания другого, в значительной мере определяются темой сочинения. Очевидно, что тема "Мой ребе­нок" требует от родителя сосредоточения на психологических осо­бенностях и свойствах самого ребенка, его проблемах. Тема "Я как родитель" предполагает рефлексию автором особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случа­ев позволяет выделить все три указанных плана описания. Информа­тивным для заключения о характере родительской позиции будет их баланс с учетом заданной темы сочинения.

Имя ребенка, используемое в сочинении, дает важную диагно­стическую информацию об особенностях эмоционального приня­тия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодей­ствии с ребенком и дистанции в ней, т. е. степени близости ребенка и родителя. Безусловно, выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в се­мье. Так, сиблинговая (от англ. sibling - родной брат или сестра, по­томки одних родителей) позиция младшего ребенка диктует уменьшительную форму имени, в то время как позиция старшего - скорее, полное имя, даже если возраст ребенка невелик. Уменьши­тельная форма, однако, может иметь ласкательный или пренебре­жительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения родителя к ребенку. При квалифика­ции значения этого отношения следует учитывать и такой фактор, как пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по от­ношению к сыновьям, могут использо­вать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения ("Вовка", "Мишка"), истинное эмоциональное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочи­нения родителя. Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как сви­детельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изуче­ния фактов потворствования в реализации типа семейного воспи­тания.

ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА ТИПА "МОЕ МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЫШКО",  "МОЙ КОТЕНОК" И ПРОЧИЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОВ ПОТВОРСТВОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации ав­тора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном при­нятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, из­лишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специально­го исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем и выявления, почему сложилось такое взаимодействие родителей и детей. Показательно и то, как родитель называет себя - именем собственным или в соот­ветствии с семейной ролью - "мама" ("папа") или "мать" ("отец").

Сведения об истории развития ребенка, включая основные, базо­вые, факты развития (когда начал ходить, говорить и проч.), важны для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяют более верно определить причины генезиса проблем развития ребенка.

ИЗЛИШНЕ ЧАСТАЯ ЗАМЕНА ИМЕНИ РЕБЕНКА ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ "ОН" ("ОНА") В СОЧИНЕНИИ ДЕЛАЕТ НЕОБХОДИМЫМ ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИ­АЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ФАКТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТВЕРЖЕ­НИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЕМ

Временные планы в сочинении (ретро­спективный, перспективный, план на­стоящего), описание основных жизнен­ных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской пози­ции. Эмоциональный тон описания про­шлого и настоящего устанавливает ха­рактер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи и выявляет на каком уровне взаимодействие родителей и детей, определяет аффективные очаги неразрешенных кон­фликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей. Например, родитель пишет о рождении ребенка: "Все были очень рады, потому что ждали мальчика". Или о возможном будущем сына: "Я часто со страхом думаю, каким он вырастет, как ему придется в жизни" Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего -как проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя; тревожность в отношении будущего - как проявление воспитатель­ной неуверенности родителя.

НЕГАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ МОЖЕТ  БЫТЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАНО КАК  СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕРАЗРЕШЕННОГО  АКТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА,  ХРОНИЧЕСКОЙ ФРУСТРАЦИИ,  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ 

Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств доста­точно разнообразен и включает физические особенности и внеш­ность ("небольшого роста и с длинными светлыми волосами"), фор­мально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет), перечисление знаний, умений, навыков ("знает буквы", "умеет пла­вать", "занимается танцами"), достижений ребенка, особенности пове­дения и деятельности с конкретными примерами ("очень активный, всегда куда-то лезет"), общения с родными ("ласковый, все замечает"), выполнения требований родителей ("не убирает за собой игрушки"), описание интеллектуальных ("умный", "сообразительный", "очень спо­собный"), морально-волевых ("добрая", "настойчивая", "целеустрем­ленная") и эмоционально-волевых качеств ("чуткая", "заботливая", "взрывается") и, наконец, особенности полоролевой идентичности ("она вся томная и женственная").

ИНОГДА НЕ УДАЕТСЯ УСТАНОВИТЬ ОБЩУЮ ОЦЕНКУ РЕБЕНКА ВСЛЕДСТВИЕ  ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ ОПИСАНИЯ   

Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Иногда не удается установить общую оценку ребенка вследствие ин­дифферентности описания. Баланс положительных и отрицатель­ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре­бенка. "Наклеивание ярлыков", однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Анализ того, какие именно качества подвергаются оценке, определяет образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, позволяет делать выводы о реа­лизуемых родителем ценностях воспитания. Сравнительная оцен­ка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив­ная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и  свидетельствует, что взаимодействие родителей и детей включает неэффективную практику воспитатель­ных воздействий.

Описание особенностей типа семейного воспитания может вклю­чать открытое декларирование ценностей и приоритетности це­лей воспитания ("Хочу, чтобы она выросла хорошим человеком, имела интересную работу, устроила личную жизнь", "Хочу дать ему радость и семейное благополучие", "Хочу, чтобы он стал добрым и честным", "Для меня самое важное - его отношение к людям"). Тем не менее консультант должен постоянно учитывать возможность расхождения и даже прямого противоречия между декларируе­мыми ценностями и реальными целями воспитания, специально отмечая факты подобного расхождения.

Особого внимания заслуживают высказывания, указывающие на явления "делегирования" в детско-родительских отношениях ("У нас постоянно идет борьба из-за музыкальной школы, но я-то по себе знаю, как он будет сожалеть потом, если бросит ее"). Немало сведений можно почерпнуть из родительского сочинения и о методах наказа­ния и поощрения ребенка, практикуемых родителями («не выдержи­ваю, хватаюсь за ремень", "не разговариваю, обижаюсь на него", "хва­лю, покупаю игрушку, какую хочет, разрешаю играть в компьютерные игры"). Следует обратить внимание на высказывания родителей о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой ими по от­ношению к своему ребенку, и тех методов, которые применялись по отношению к ним, когда они были детьми, в их собственной семье. Факты влияния прародительской семьи на воспитательную систему нуклеарной семьи должны быть учтены при разработке программы коррекционной работы.

СТЕПЕНЬ АДЕКВАТНОСТИ ОЦЕНКИ - ПОКАЗАТЕЛЬ АДЕКВАТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЕМ РЕБЕНКА

Оценка эффективности воспитания родителем может варьировать от безусловно превосходной, положительной до крайне отрицательной, отражая сте­пень критичности и удовлетворенности родителем реализуемой им системой воспитания. Более взвешенные оценки методов воспита­ния обычно основываются на размышлении о том, что именно удо­влетворяет родителя, а что составляет предмет его беспокойства. Диагностически значимым является не только то, как  оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке - ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка.

ДИАГНОСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТО,   КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА, НО И ТО, ЧТО ИМЕННО ПОДЛЕЖИТ ОЦЕНКЕ - ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ЦЕЛИ ИЛИ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА

Степень разверну­тости оценок также весьма разнообразна: от лаконичного "пока справляюсь", "все хорошо" до развернутого анализа причин кон­фликтности, непонимания, отдаления в детско-родительских отно­шениях. Заявленные родителем причины трудностей во взаимодей­ствии с ребенком позволяют сделать заключение о локусе контроля и способах разрешения конфликтных ситуаций родителями. Диапа­зон причин достаточно широк и включает возложение родителем ответственности на внешние обстоятельства ("нехватка времени", "сумасшедшая жизнь"), принятие ее на себя ("наверное, я плохой ро­дитель", "делаю не то, что нужно"), перекладывание ответственности и вины на ребенка ("плохой характер", "дурная наследственность"), на третьих лиц ("отец не принимает участия в воспитании, ни во что не хочет вмешиваться").

О мере критичности автора сочинения в отношении своей ро­дительской компетентности и готовности к саморазвитию и само­воспитанию можно судить по тому, присутствуют ли в сочинении выска­зывания о необходимости осуществления специальной работы над собой для улучшения общения и взаимодействия с ребенком "нужно меняться самой, быть более выдержанной, терпеливой, внимательной").

Противоположная рентная установка клиента находит отра­жение в высказываниях типа "На вас наша последняя надежда, сделайте что-нибудь с ребенком", попытке переложить ответ­ственность за решение собственных проблем на других.

МАНИПУЛЯТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА, ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ ЕГО, НАВЯ­ЗАТЬ СВОЮ ВОЛЮ И РЕШЕНИЯ НАХОДЯТ ВЫРАЖЕНИЕ В СЛОВАХ РОДИТЕЛЯ: "...Я ЕЩЕ ДОЛГО БУДУ МУЧИТЬСЯ С НИМ, НО Я ДОБЬЮСЬ, ЧТО БУДЕТ ПО-МОЕМУ"

Заявленные в родительском сочинении психологические трудности и проблемы воспитания и развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы психологом с учетом их содержа­ния, степени реальности, адекватности их восприятия, понимания родителем причин и генезиса проблем. Данное содержание дол­жно стать исходной точкой для формулирования (или перефор­мулирования) жалобы и запроса родителя.

Все перечисленные параметры анализа родительского сочинения лежат в основе составления заключения по результатам методики.

Составление заключения по результатам методики

Заключение по методике родительского сочинения "Мой ре­бенок" составляется по следующей схеме.

I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности об­щения и взаимодействия.

  1. Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, ус­ловное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное от­ношение, скрытое и явное отвержение).
  2. Особенности отношения ребенка к родителю и другим чле­нам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объ­ективной картине).
  3. Степень эмоциональной дифференцированности и вовлечен­ности родителя в процесс воспитания ребенка.
  4. Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмо­ционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье.
  5. Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.
  6. Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимо­действия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конф­ронтация, антагонизм).

II. Психологические особенности ребенка.

  1. История развития ребенка, основные анамнестические дан­ные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный про­гноз развития ребенка (глазами родителя).
  2. Основные индивидуально-личностные качества ребенка.
  3. Предпочтения и интересы ребенка.
  4. Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).
  5. Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, сте­пень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения про­блем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).

III. Родитель как воспитатель.

  1. Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.
  2. Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родите­ля в воспитании ребенка. Противоречивость (гармоничность) си­стемы семейного воспитания.
  3. Особенности родительской позиции. Степень рефлексивно­сти, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамич­ность. Феномены мистификации, делегирования.
  4. Оценка ребенка и особенности осознания родителем сво­его отношения к личности ребенка.
  5. Оценка эффективности системы воспитания.
  6. Влияние прародительской семьи на тип семейного воспита­ния нуклеарной семьи.
  7. Личностные особенности родителя. Наличие неразрешен­ных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и прочее.
  8. Запрос к консультанту и психологическая готовность к со­трудничеству в процессе консультирования. Готовность к самораз­витию.
  9. Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей. Определение ресурсов оказа­ния психологической помощи семье.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль