Портфолио педагога-психолога школы для аттестации: методические материалы

15370

Теория без практики мертва, как говорит афоризм. Это хорошо понима­ют в Московском городском психолого-педагогическом университете, где действует программа постдипломного образования психологов - своеобразная "интернатура" для молодых специалистов, помогающая им набраться опыта, отточить навыки, более того - накопить собствен­ные профессиональные разработки. Они становятся основой портфолио, по которому оцениваются результаты стажировки. Рассмотрим, какими должны быть структура и содержание портфолио и на что следует обра­щать внимание начинающему психологу при его подготовке.

Московском городском психолого-педагогическом университете успешно апробирована программа постдипломного образования молодых специалистов по практической психологии. Обучение по программе занимает три года и предусмат­ривает овладение практическими навыками под руководством наставника-супервизора на специально подготовленных стажировочных базах. В течение этого времени молодой педагог-психо­лог, выпускник вуза, может накопить собственные методические разработки и оформить портфолио педагога-психолога школы для аттестации, которое в конце обучения позволит оценить уровень его профессиональной го­товности к самостоятельной продуктивной деятельности.

Эти методические разработки, или кейсы, могут представлять собой описание работы со сложными профессиональными слу­чаями, обоснование деятельности, изложение рефлексии по работе с этими случаями. В качестве иллюстраций могут прилагать­ся видеоматериалы по проведению отдельных мероприятий (диагностики психологического климата, консультации, коррекционно-развивающего заня­тия). Видеоматериалы могут сопровождаться комментариями, де­монстрирующими умение анализировать работу, отражающими факты ее эффективности в портфолио педагога-психолога школы для аттестации.

Портфолио педагога-психолога школы для аттестации: что такое кейс?

Кейс - case (англ.) - случай, коробка, папка с бумагами... - это подборка материалов по проблеме и их систематизация, для того чтобы получить представление о ситуации, привлекшей ваше внимание.
Главное - кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать, а также предло­жить ее решение, обоснованное рядом условий и критериев.
Хороший кейс - это не просто качествен­ное описание рабочей проблемы. Это информация, изложенная таким спосо­бом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса, когда он впервые столкнулся со сложным случаем.
Работа по составлению кейса выделяет три основных этапа: исследование, анализ и фактическое написание.

Содержание описываемой моло­дым специалистом рабочей психо­логической ситуации может быть разным, в зависимости от рассматриваемой проблемы, что важно отразить в портфолио педагога-психолога школы для аттестации. Объект описа­ния любой: ребенок, семья или класс. Учитывается умение делать обобщения и выводы, решать проблемы, владение специальной терминологией, соблюде­ние этических стандартов и границ компетентности.

Компетентность оценивается по следую­щим критериям:

  • правильность постановки целей и задач;
  • адекватность использования практических техник;
  • умение интерпретировать полученные материалы, выделять показатели результа­тивности, давать рекомендации доступным образом и т. д.

Структура кейса:

  • состоит из двух частей - теоретической и практической;
  • имеет название по теме рассматриваемой проблемы с указанием статуса и/или возраста клиента (клиентов). Например, "Агрессия в подростковом воз­расте", "Задержка психического развития младшего школьника", "Работа с ро­дителями аутичного ребенка" и т. п.
    В теоретической части дается обоснование работы с пробле­мой:
  • общая характеристика проблемы;
  • онтогенез и более подробное описание проявления проблемы;
  • общая схема диагностики, коррекционной и/или развивающей работы по дан­ной проблеме, перечисление наиболее подходящих методов и приемов работы;
  • список литературы, к которому обращается специалист по данной проблеме.

В практическую часть входят:

1.     Описание проблемы, психологической ситуации, первичного запроса представляемого случая.

2.     Первичная гипотеза для решения проблемы.

3.     Описание методов диагностики, заявленной рабочей ситуа­ции, обоснование индивидуально-личностного подхода. Интер­претация полученных диагностических материалов.

4.     Уточнение гипотезы проблемы и формулирование плана ее решения.

5.     Описание системы психологической помощи в данной ситуа­ции (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций):

1.     для иллюстрации навыков оказания психологической помощи представляется коррекционное и/или развивающее занятие (желательно видеосъемка), а так­же прилагается комментарий с самоанализом проблемы;

2.     для иллюстрации навыка консультирования прилагается видеосъемка сеанса консультирования и комментарий с самоанализом.

6.     Описание результатов проведенной психологической работы.

7.     Описание рекомендаций родителям, педагогам по дальней­шему сопровождению клиента (клиентов).

8.     Изложение рефлексии собственной работы психолога по данному случаю (что получилось, что не получилось, причины ус­пехов и неудач, отношение к работе, что в ней можно улучшить, самокоррекция и т. д.).

Портфолио педагога-психолога школы для аттестации: проблемная ситуация

Выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации - это перевод первичного запроса в адекватный и построение пра­вильной гипотезы, который важно отразить в портфолио педагога-психолога школы для аттестации. Например, рассмотрим ситуацию. Мама обра­щается к психологу по поводу нежелания ее сына-первоклассника ходить в школу. Эта проблема возникла внезапно после зимних ка­никул, во время которых мама и ребенок ездили в гости к род­ственникам. Первую половину года он с удовольствием ходил в школу и неплохо усваивал программу, учительница была довольна его успехами. После каникул все изменилось кардинально: ребе­нок утром не хочет собираться, его плохое настроение, по словам мамы, передается ей, и она, расстроенная опозданием, сердится на сына. В результате ребенок стал плохо учиться, отказывается от­вечать на уроке и выходить к доске, делает много ошибок в тетра­ди. Запрос мамы выражается в том, чтобы психолог выяснила, по­чему возникла эта проблема, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его успешность в уче­бе. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он (сын) начал наконец-то опять учиться нормально".

Запрос мамы о возвращении успешности в учебе - это первич­ный запрос. Получив его, психолог, предполагая, что резкое изме­нение в направленности учебной мотивации первоклассника про­изошло именно во время каникул, выясняет, что же случилось за эти дни. В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что в семье есть проблемы: мама и папа ребенка часто ссорятся. Перед Новым годом произошла очередная ссора, после которой мама вместе с ребенком уехала к родственникам на праздники и кани­кулы. После возвращения мама и сын нашли дома записку, где го­ворилось, что папа больше с ними жить не будет.

Далее психологу следует предположить, что проблемы с уче­бой у ребенка стали следствием семейных неурядиц. Поэтому ре­шение данной проблемы будет построено совсем по-другому, не­жели представлялось вначале, при мамином обращении. Адекватный запрос к психологу от нее может быть таким: "Помоги­те мне справиться с последствиями стресса после разрыва с му­жем, чтобы они не отражались на сыне. Помогите построить взаи­модействие с сыном так, чтобы между нами не было раздражения, которое негативно отражается у сына на учебе, а у меня на работе и взаимоотношении с людьми". Это и есть перевод первичного за­проса в адекватный.

На следующем этапе специалисту необходимо сосредоточить­ся на правильности построения гипотезы, т. е. предположения ис­тинных условий развития проблемной ситуации и путей их кор­ректирования. При этом необходимо учитывать результаты психологической диагностики, составляя портфолио педагога-психолога школы для аттестации. Желательно, чтобы сбор диагности­ческой информации осуществлялся из разных источников. В част­ности, в примере с первоклассником нужно побеседовать не толь­ко с мамой, но и с учительницей, самим ребенком, а также посмотреть медицинскую карту: в ней могут быть важные данные - как часто болеет ребенок, не стоит ли на учете у какого-либо вра­ча, как происходило развитие в раннем возрасте и т. д. Все это по­может выстроить четкую гипотезу проблемы.

Описывая этот этап, нужно обобщить полученные данные, проблему и сде­лать выводы, обосновывающие выбор коррекционно-развивающей программы. Предлагается приложить в качестве примера умения вести профессиональную документацию, психологические заклю­чения на 1-2 детей. В зависимости от решаемой проблемы, постав­ленных целей и задач программа работы может быть короткой или продолжительной, построенной как на основе готовых известных технологий, так и с использованием авторских приемов. Если тех­нологии известные, то достаточно указать их. Если программа предназначена для индивидуального случая - необходимо описать применяемые техники и обосновать целесообразность их исполь­зования. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1-2 типовых занятий, конкретизировать условия их проведения.

В ходе коррекционно-развивающих занятий педагогу-психоло­гу важно отслеживать динамику проявления проблемы. Возможны промежуточные диагностические процедуры, которые нужно опи­сать и указать их результат. На основе диагностики возможно корректирование самой программы. Тогда следует внести в описание эти изменения и сопоставить их с начальными целями и задачами, что следует отразить в портфолио психолога-педагога школы для аттестации.

Подводя итог, специалист должен выделить показатели резуль­тативности работы, проанализировать не только изменения, про­изошедшие в процессе решения проблемы, но и профессиональ­ную деятельность психолога, что покажет его умение видеть причины успеха и возникающие сложности. Для логического за­вершения работы должны быть предложены рекомендации по дальнейшему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родители, сверстники) с ребенком, группой, классом. Желательно дать рекомендации наиболее доступным об­разом, учитывая особенности восприятия разных людей.

Читайте в следующем номере:
Пример оформления кейса по теме: "Работа педагога-пси­холога с семьей подростка, имеющей нарушения в обла­сти детско-родительских отношений"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль