Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта

24604

Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя - обязательные условия реализации национальной образователь­ной инициативы "Наша новая школа". С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта. Перед администрацией школ встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта. Автор статьи выделяет основные вопросы, на которые следует обратить внима­ние при организации этого процесса.

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требова­ния к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выпол­нить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится"*. Введение ФГОС - это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.

____________________

* Тезисы выступления Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на Первом съезде учите­лей и работников образования государств - членов СНГ 27 апреля 2010 г. - Примеч. авт.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:

  1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в со­ответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
  2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой систе­ме образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.

Для педагогов со сложившейся системой работы, особенно для успешных, главная причина профессиональных неврозов - неопределенность. Задачи поставлены новые, а как их решать - не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности и ведет к стрессу. У молодых же спе­циалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям.

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС:

  1. Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагоги­ческий инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.
  2. Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познаватель­ном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необ­ходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой инфор­мации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение раз­вития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик форми­рует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей уче­ника в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
  3.  С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
    1. умение выбирать и применять современные образовательные тех­нологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достиже­ний учащихся и др.);
    2. корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
    3. формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Новое понимание образовательных результатов определяет необходи­мость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появ­ляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Вне­урочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать про­блемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Россий­ский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогаще­нии информацией".

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль