Учителей ждет ваучеризация? Именные образовательные чеки

5271

Минобрнауки России готовит новую систему повышения квалификации педагогов. По словам Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, сейчас обдумывается возможность перехода на систему ваучеров, когда учителя или директор школы будут сами выбирать, где им лучше повышать квалификацию. Подобный эксперимент уже более 10 лет успешно проводится в Самарской области. Об эффективности внедрения именного образовательного чека рассказал министр образования и науки Самарской области Дмитрий Евгеньевич Овчинников.

Как и когда возникла идея именного образовательного чека? 

В 1998 г. система образования Самарской области начала переходить на нормативное подушевое финансирование, которое постепенно вводилось в образовательные учреждения всех типов и видов. Для учебных заведений, занимающихся повышением квалификации, был разработан аналогичный принцип финансирования: на каждого обучающегося из областного бюджета выделяется определенная сумма денег. При этом учитель должен повышать квалификацию раз в пять лет, и ему должно быть предоставлено право выбора места и темы повышения квалификации. Таким образом, у педагога появилась возможность выбирать учебное заведение и программу. Для того времени эта идея была революционной, поскольку раньше учителя направлялись органом управления образованием и должны были проходить обучение в заранее определенном учреждении и по установленной программе. Педагоги отнеслись к нововведению положительно. Уже 10 лет учителя нашего региона обучаются по именным образовательным чекам.

Каким образом финансируется эта система?

Работает система следующим образом. Сначала Минобрнауки Самарской области заключает договоры на оказание услуг по повышению квалификации педагогических работников с рядом вузов и учреждений дополнительного профессионального образования. Министерство гарантирует повышение квалификации ежегодно не более 20% учителей от общего педагогического состава нашего региона. Мы выдаем им именные образовательные чеки и тем самым берем на себя финансовые обязательства по оплате обучения. Обладателю чека обеспечивается повышение квалификации один раз в пять лет. Если у педагога есть на руках этот документ, он может выбрать учебное заведение и программу обучения.

В свою очередь, учреждение формирует группу и принимает чек, который принес педагог. Затем оно предъявляет чеки Минобрнауки Самарской области и получает деньги. В чеке указано, по какой теме педагог прошел повышение квалификации, в каком объеме и т. д. Так становится доступна информация о том, какому количеству людей были оказаны образовательные услуги, по какой теме был выбор, что больше всего интересует сегодня учителей, какие учреждения повышения квалификации наиболее востребованы.

Какие нормативные документы были разработаны и приняты для внедрения именного образовательного чека в Самарской области?

Был издан приказ Главного управления образования администрации Самарской области от 19.12.1997 № 630-к "О повышении квалификации работников учреждений образования Самарской области на основе именного образовательного чека". Приказом введена в действие с 1 января 1998 г. система повышения квалификации работников педагогических учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного и среднего профессионального (педагогического) образования области на основе именного образовательного чека; утверждены Положение об именном образовательном чеке, образец чека и расчет нормативов его стоимости; распределены обязанности по организации и контролю исполнения данного приказа. Затем вышел приказ Департамента науки и образования администрации Самарской области от 28.09.2001 № 283-од "О внесении изменений и дополнений в Положение об именном образовательном чеке на повышении квалификации работника образования".

Приказом Минобрнауки Самарской области от 05.10.2006 № 52-од "Об утверждении Положения об именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования" утверждено новое Положение об именном образовательном чеке*, а затем было издано распоряжение Минобрнауки Самарской области от 25.10.2006 № 404-р "Об организации повышения квалификации работников образования на основе именного образовательного чека" в соответствии с новым Положением.

Какие программы могут выбирать учителя?

Когда разрабатывался проект положения об именном образовательном чеке, возникла идея составлять учебный план ОУ повышения квалификации по тому же принципу, что и в школе, т. е. включить инвариантную и вариативную части. Объем полного курса повышения квалификации составляет не менее 144,5 ч.

Министерство формирует задание на инвариантную часть чека в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и доводит его до сведения учреждений повышения квалификации. Учебный план и программа двух инвариантных блоков (продолжительностью 72 ч каждый) разработаны в соответствии с тематиками "Модернизация региональной системы образования" и "Развитие профессиональных компетенций работников образования". Учебный план и программы двух вариативных учебных блоков учреждения разрабатывают самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Как теперь работают институты повышения квалификации? Не испытывают ли нехватку обучающихся?

Участие педагогических и управленческих кадров в модернизации российского образования потребовало специальной подготовки, поэтому институты повышения квалификации не ощущают такой проблемы. Напротив, количество заявок со стороны территориальных управлений образования превышает предусмотренное количество чеков.

В 2009 г. Минобрнауки Самарской области заключило договоры на оказание услуг по повышению квалификации работников образования на основе именного образовательного чека с десятью учреждениями высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования Самарской области на общую сумму около 10 млн руб. В этом году планируется обучить свыше 10 тыс. педагогов. Размер оплаты образовательных услуг осуществляется на основании расчета стоимости обучения одного слушателя по чеку.

Позволяют ли именные образовательные чеки каждому педагогу выстроить индивидуальную карьеру?

Владелец чека самостоятельно выбирает учреждение, программы, формы и сроки повышения квалификации в соответствии с предложенными информационными материалами и определяет очередность прохождения учебных блоков. Он имеет право использовать чек для повышения квалификации в составе педагогического коллектива ОУ, в котором он работает. Учреждение образования имеет право использовать чеки, полученные его специалистами, для целенаправленного повышения квалификации сотрудников.

Благодаря программам повышения квалификации педагоги могут преодолевать профессиональные затруднения, переходить на качественно новый уровень освоения компетентностей, обеспечивать развитие практики образования, и, таким образом, выстраивать свою образовательную карьеру. Кроме того, повышение качества образования педагогов положительно отражается на успеваемости их учеников, воспитанников. На протяжении нескольких лет в Самарской области результаты ЕГЭ по всем предметам стабильно выше общероссийских. Это связано с тем, что учреждения, которые занимаются повышением квалификации, довольно быстро ввели в свои программы курсы, связанные с подготовкой учеников к ЕГЭ и обучили эффективным технологиям работы с тестами.

Что необходимо для того, чтобы ввести систему именного образовательного чека? Можно ли реализовать эту идею в других регионах?

Необходимо, чтобы в регионе был выбор учреждений повышения квалификации, тогда система чеков будет действовать. Все остальное – дело технологии. Однако есть один немаловажный момент. Если эта система будет вводиться повсеместно, учителям, желающим по­высить свою квалификацию, представится воз­можность проходить обучение не только в своем регионе.

С одной стороны, система именных образовательных чеков расширит возможности педагогов в выборе учреждений, с другой – это может вызвать конкуренцию между регионами, из-за чего будет сложнее поддерживать свои институты повышения квалификации.

Что изменилось в системе дополнительного профессионального образования с введением чека?

Удалось разрушить монополию института повышения квалификации, создать конкурентную среду, обеспечить свободу выбора педагога и заложить основы для качественных преобразований как внутри системы повышения квалификации педагогов, так и вокруг нее. Повышение качества услуг, оказываемых учителям, привело к повышению результативности их работы.

Блиц-опрос

Помогут ли ваучеры сделать эффективнее систему повышения квалификации учителей?

Наталья Прибытова,  учитель МОУ СОШ № 3, Йошкар­Ола, Республика Марий Эл:

У нас, как и в Самаре, тоже ввели именные образовательные чеки. Это позволяет выбирать тот вуз, который тебе нравится. Правда, пока по-прежнему почти все учатся в институте повышения квалификации учителей Республики Марий Эл, т. к. доверяют ему больше всего. Думаю, наш опыт и опыт Самарской области нужно изучить, он будет полезен при введении ваучеров в целом по России.

 

Ефим Рачевский,  директор Центра образования "Царицино", член Общественной палаты РФ:

Несомненно! Введение подобной системы позволит каждому педагогу выстроить индивидуальную карьеру. Решать, куда отправиться на обучение, должен учитель, а не директор ОУ или управление образования. Ведь в большом школьном коллективе не всегда можно определить потребности каждого, а повышать квалификацию обязаны все. Вот, пусть сами педагоги и решают, что для них интереснее, важнее, полезнее. Да, при новой системе некоторые институты повышения квалификации будут иметь проблемы с набором учащихся, но это будет показателем качества их работы. Зато лидировать будут самые сильные, самые конкурентно способные.

Я знаком с результатами работы в Самарской области, результаты очень хорошие. Теперь надо такую систему ввести везде.

 

Людмила Царькова,  учитель МОУ СОШ № 1, г. Михайловск, Ставропольский край:

Да, это было бы замечательно! Сейчас мы проходим переподготовку там, куда нас направляют руководители ОУ. Все в одном и том же институте. Я, например, хотела бы поехать в Москву, в институт повышения квалификации учителей. Интересно, будет ли такая возможность для регионов, если введут ваучеры?



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль