Образовательные стандарты второго поколения

12080

Александр Михайлович! Обновление образовательных стандартов проходило в России дважды – в 1998 и 2004 годах. Но особых изменений в школьную жизнь они не внесли, практически все оставалось по-прежнему. Почему потребовалось обновлять имеющиеся образовательные стандарты?

Сама задача обновления стандартов была заложена еще в пояснительной записке к стандарту 2004 г., там было указано, что это стандарты – переходные, а в декабре 2004 г. было принято решение Правительства РФ о разработке стандартов второго поколения. В чем была основная необходимость разработки новых стандартов? Стандарты первого поколения создавались в определенных исторических условиях.

Во-первых, в условиях развала Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни. Эти стандарты прошли под лозунгом деидеологизации и гуманизации образования. Их отличительной чертой явилось то, что, с одной стороны, они сконцентрировались на отборе нового содержания образования, а с другой – формировались в условиях невнятных идеологических и политических установок. Например, тезис о том, что мы строим рыночную экономику. Какую экономику? Или – мы строим новое общество. Какое общество? Их отличительной чертой еще являлось то, что они охватывали исключительно учебный процесс. Я никогда не забуду фразу бывшего Министра образования Эдуарда Дмитриевича Днепрова: "Лучше нет никакого воспитания, чем воспитание советское". Соответственно, с уходом всего советского из школы ушла важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание. Конечно, полностью воспитание из школьной жизни выкинуть нельзя даже приказом министра. Но внятно, четко сформулированных государственных, общественных ориентиров для развития системы воспитания не существовало и не существует до настоящего времени в этих нормативных документах.

Вторая отличительная черта заключалась в том, что стандарты того времени не учитывали мотивацию населения к получению общего образования, основные стратегические направления социально-экономического развития страны и не были привязаны к ним. Не проводилось анализа социально-экономических и политических рисков, связанных с их введением. Но я не могу предъявлять претензий к предшественникам по разработке, потому что, еще раз подчеркну, они работали в достаточно специфических социально-политических условиях, в которых жила вся наша страна. К сожалению, этот период затянулся, но он был, и с этим следует считаться. Причины, которые я обозначил, привели к тому, что разработка стандартов, в основном, велась самим педагогическим сообществом, которое решало, например, как распределить часы между отдельными предметами, как отобрать содержание образования, что более и что менее важно для изучения в школе и т. п. К сожалению, мы получили ряд негативных последствий, о которых нужно сказать. Во-первых, это большая перегрузка учащихся, когда желания предметных лобби практически не имели ограничений. Не случайно вопрос В.В. Путина насчет строения ланцетника стал уже хрестоматийным.

Когда в декабре 2004 г. было принято решение о разработке новых стандартов образования, встало несколько вопросов. И первый – каковы роль и место системы образования в жизни российского общества? Что такое система образования как институт? Мы с вами хорошо знаем, что на протяжении последних ста лет неоднократно образование поднимали на известную высоту вместе с учителем, но никто четко не фиксировал их роли и места. Например, в советское время система школьного образования решала вполне понятные задачи – воспитание поколения правильно мыслящих людей, которые способны решать те задачи, которые ставит партия и правительство. До определенного этапа эти задачи блестяще решались – до тех пор, когда КПСС перестала четко и внятно для самой себя формулировать ориентиры будущего развития страны (что особенно обострилось в конце 70-х годов). 
В основу разработки стандартов второго поколения мы положили один из ключевых тезисов Послания В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 г. : "Мы строим открытое гражданское общество". Этот тезис получил дальнейшее развитие и был конкретизирован в первом Послании Президента РФ Д.А. Медведева. Говоря о гражданском обществе, мы прежде всего исходим из того, что это – требования семьи, общества и государства к результатам образования.

Мы рассматриваем образование не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшую социальную деятельность общества. Это было весьма существенным при определении предмета разработки стандартов. С одной стороны, можно рассматривать образовательную среду, т. е. образовательное учреждение, – каким образом оно реализует задачи обучения и воспитания. С другой стороны, предметом реформы может быть образование как отрасль социально-экономического развития государства. Здесь основное внимание следует акцентировать на организационно-экономических, финансовых механизмах, инфраструктурных вопросах деятельности образования.

Но мы остановились на третьем подходе: считая образование важнейшей социальной деятельностью общества, в качестве предмета нашей разработки мы рассматриваем образовательное пространство страны как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Это – принципиальное отличие нашей разработки от всех предыдущих. Подчеркну – мы рассматриваем школу не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и др. В этом и сложность, потому что, к сожалению, сегодня о партнерстве можно говорить только теоретически. Но мы понимаем, что в эпоху информационной и технологической революции сохранить школу за высоким забором нельзя, и говорим об открытых системах образования, о школе, открытой по отношению к окружающей ее среде.

Еще один важный момент мы определили для себя, как разработчики новых образовательных стандартов: миссию системы образования – формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности.

Какими принципами Вы руководствовались при отборе содержания образования?

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства. Это второй очень важный момент с четкими целями – воспитание гражданина России. Говоря об этом, мы должны и семье, и обществу, и государству дать ответ на вопрос – что мы понимаем под российской идентичностью? Прежде всего, это этническая, региональная идентичность, чувство малой Родины. Это очень важно для любого человека, поэтому в основу разработки философии нового стандарта мы положили концепцию многокультурного плюрализма – все нации и народы, проживающие на территории Российской Федерации, равны между собой и имеют равные права на развитие своей культуры, своего языка и т. д. в рамках одной российской культуры. Эта идентичность формируется в инвариантной части базисного учебного плана (родной язык и литература), а также в предметах вариативного компонента: краеведение, история родного края. За счет этого компонента может быть увеличено число часов и на родной язык.

Кроме того, гражданская идентичность ("Я – гражданин России!") – формируется на таких предметах, как обществознание, русский язык, русская литература, отечественная история, география и др. Конечно, мы не можем забывать, что живем в открытом мире, поэтому говорим и об общечеловеческой идентичности современного молодого человека, который: толерантен по отношению к окружающим, может свободно общаться с представителями разных культур и чувствовать себя равно комфортно в Европе, Японии или Центральной Африке, и быть успешным в реализации своих целей и задач независимо от того, где он находится. Она формируется при изучении: всеобщей истории, всемирной литературы, географии мира, иностранного языка, математики как универсального языка общения, биологии, экологии и т. д.

Как велась разработка стандартов нового поколения? В какой стадии находится эта работа сегодня?

Впервые за длительное время на разработку стандартов было выделено почти три года. И это здорово хотя бы потому, что российская система образования устала от скоропалительных экспериментов, которые сегодня придумывали, а завтра начинали претворять в жизнь. Признаюсь, что разработка новых стандартов выявила очень серьезные научные и методологические провалы, лакуны, которые нам пришлось закрывать. На сегодняшний день количество этих лакун, к сожалению, не сокращается. А даже возрастает вслед за разработкой самого стандарта. Это касается проблем воспитания в современном обществе, принципов отбора содержания образования, которое могло бы соответствовать опять же не разработанной на сегодняшний день дидактике современной информационно-образовательной среды, это касается вопросов, связанных с особенностями деятельности человека в современной информационной среде, и многих других. Поэтому два года, которые нам были даны на разработку, были посвящены вопросам системного характера как общеметодологического, так и психолого-педагогического.

На сегодняшний день мы имеем в значительной степени завершенный этап теоретических исследований, которые будут продолжаться и дальше. Я думаю, что наиболее серьезным результатом этого этапа является разработка программы универсальных учебных действий, апробация которой показала хорошие результаты. 
К подобным разработкам можно отнести новую систему оценивания достижений учащихся, основанную на критериальном подходе, а также изучение и обобщение требований семьи, общества и государства к результатам образования, которые позволили создать новый для нашей педагогики документ – "Планируемые результаты", являющийся ориентиром в деятельности образовательного учреждения. Ну и так далее – этот список я могу продолжать долго.

В настоящее время идет апробация стандарта в 14 субъектах Российской Федерации – от Калининграда до Якутска, от Ямало-Ненецкого автономного округа до Дагестана. Были отобраны различные регионы: регионы-доноры, дотационные, национальные республики и т. д. Апробация проводится в начальных школах. Мы были категорически против введения широкомасштабного эксперимента. Очень важным был вопрос отбора образовательных учреждений в субъектах РФ, формирование региональных команд по апробации стандартов. Я думаю, что с этой задачей мы вместе с коллегами из регионов успешно справились. Те первые результаты, которые мы получили по апробации стандартов второго поколения, показывают, что отношение к той работе, которая была сделана Российской академией образования, в целом, позитивная. Недавно у нас прошел семинар с участием представителей от всех субъектов РФ по первым итогам апробации, который выявил, учитывая масштаб эксперимента, определенные недочеты, есть и свои недоработки, есть вещи, которые требуют уточнений. Одним из важнейших результатов разработки явилась поправка к ст. 7 Закона РФ "Об образовании" в определении понятия стандарта. В предыдущей версии оно было таким: "Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника". То есть мы фиксировали некий набор дидактических единиц, которые выпускник должен был показать на выходе. Сегодня под стандартом понимается система требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Это и есть "Три Т"?

Да, эти "Три Т" существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом. Почему я говорю о системе образования в целом? Дело заключается в том, что главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. С нами работали ученые Института социологии Российской академии наук, работа продолжается в течение трех лет. Это абсолютно новый формат работы для нашей образовательной системы, который позволил достигнуть общественного консенсуса по требованиям к результатам образования. На основе обобщенных требований и был разработан документ "Планируемые результаты". Ясно, что важно понять функцию и второго "Т", если первое "Т" – требования к результатам освоения основных образовательных программ – является основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений.

Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающее достижение планируемых результатов.

Я особенно подчеркиваю, что этот документ формируется самим образовательным учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов. 
В свою очередь, образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье "Т" – требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Грубо говоря, должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата.

В предыдущих образовательных стандартах подобного не было…

Совершенно верно, не было. Система "Трех Т" делает ситуацию прозрачной: должны быть квалифицированные учителя, должно быть абсолютно соответствующее СНиПам и СанПиНам здание, должна быть соответствующая материально-техническая база, информационные ресурсы, спортивные сооружения, библиотека и т. д., которые отвечают требованиям стандарта. Если этого нет – мы говорим, что образовательное учреждение не способно обеспечить учебный процесс для достижения планируемых результатов. Обратите внимание, что в данном случае мы с вами не говорим об уровне подготовки выпускника, как это было в предыдущих разработках стандартов. Крайним становится не ученик и не учитель, и даже не всегда директор школы, что все меняет в корне. Ведь если школа не обеспечена – это ответственность муниципалитета, управления образования. Что требуется от школы сейчас в таком случае? По действующим правилам, которые наши читатели знают на практике, крайним оказывается директор, а за ним – учитель и ученики, которые страдают от недоработок.

Второй момент заключается в том, что эта схема достаточно прозрачна. Если есть согласованные требования семьи, общества и государства, если есть основная образовательная программа и примерные требования к условиям, 
т. е. деньги, кадры и т. п., следовательно, мы эту модель реализуем. Если нет – то либо ищем деньги, либо снижаем требования, т. е. этот процесс можно сопоставить с бизнес-процессом. Если он обеспечен ресурсом – мы его реализуем, если ресурса не хватает – предпринимаем разные шаги по его реализации. Я еще раз хочу обратить внимание именно на то, что центр тяжести ответственности за результат смещается с ученика на основных участников образовательного процесса. Причем очень любопытной новацией в этом плане является то, что кроме муниципалитета, образовательного учреждения ответственным становится и семья. Более того, мы сейчас разработали примерный договор между семьей, школой и муниципалитетом об их солидарной ответственности за результаты образования* (приложение).

Дело в том, что сама система "Трех Т" является, по сути дела, интегральной солидарной ответственностью семьи, общества и государства за результат образования. Сейчас этот документ проходит апробацию в 14 регионах. Должен сказать, что первую реакцию мы уже получили, причем со всех сторон и весьма неожиданную. Семья отреагировала позитивно в том плане, что в этом договоре фиксируется основная образовательная программа, школа принимает на себя вполне понятные определенные обязательства по отношению к семье. Если школа становится несостоятельной в реализации каких-то своих обязательств, тогда семья имеет право в установленном законом порядке предъявить свои претензии к школе. Этот момент весьма любопытен, потому что образование еще с советских времен находится у нас в зоне публичного, а не гражданского права, и фактически здесь ответственность очень занижена.

Одна из задач, которую разработчики сейчас считают наиболее актуальной – поставить перед руководством Минобрнауки России вопрос о том, что образование должно перейти в зону гражданского права. Вступая во взаимоотношения со страховой компанией, с магазином, где что-то приобретаем, с банком, где берем кредит, мы знаем свои права и обязанности. К сожалению, в отношении образования даже права семьи пока на сегодняшний день четкой нормативной базы не имеют, в силу того что образование находится в зоне публичного права. Образовательные учреждения при этом тоже имеют право предъявить свои требования к семье. Насколько семья надлежащим образом выполняет свои обязанности по воспитанию и обучению ребенка, насколько семья обеспечивает условия для выполнения домашних заданий ребенка, его участия во внеурочных мероприятиях и т. д. Безусловно, здесь меняются и взаимоотношения муниципалитета с образовательным учреждением. Недавно мы это обсуждали с мэрами малых городов России. Они прямо говорят, что раньше вся система взаимодействия со школой заключалась в том, чтобы город им дал денег для починки крыши или ремонта здания, и все. В данном случае по новым образовательным стандартам муниципалитет не просто деньги дает, но и может требовать от школы определенного результата. Все эти позиции в договоре зафиксированы.

На первом этапе мы опасались того, что обязанности, которые ложатся на каждого участника образовательного процесса, вызовут негативную реакцию. Оказалось, что те плюсы, которые заложены в Договор, перевесили – и в отношении школы, и в отношении семьи, и в отношении даже муниципалитета, за который мы опасались больше всего.

По результатам апробации в документы будут вноситься поправки, которые позволят реально превратить школу в фундамент построения гражданского общества. Об этом говорил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на Совете по образованию при Президенте РФ, это позволит превратить школу в один из формирующихся институтов гражданского общества, где сходятся интересы семьи, общества и государства в подготовке подрастающего поколения будущих россиян.

Что людей больше всего интересует в тех регионах, где уже начался эксперимент?

Больше всего людям импонируют понятные цели, которых они должны достигнуть по новым стандартам. Потому что они хотят получить не некий предметный результат, а ребенка, который будет успешен. В этом нет ничего уникального и нового, это, как всегда, хорошо забытое старое, то, к чему мы привыкли, с чем мы сами жили. То есть возвращается изменение целевых установок.

По мнению Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, запланированная мощная финансовая поддержка образования сможет стать намного эффективнее, если образовательная система будет включать в себя самые современные знания и технологии. Как новый стандарт будет работать на развитие инноваций?

Надо адекватно и правильно воспринимать роль общего образования в жизни государства. Недавно в одном из документов я прочитал, что основой российского образования является система профессионального образования. Это – глубокое заблуждение! Даже не школьное, а дошкольное образование формирует базу личностного развития, базу образования для современного человека. Именно с этой точки зрения нужно относиться к отбору содержания школьного и дошкольного образования, педагогических технологий и вообще всего того, что приходит в школу и становится жизнью нашего ребенка.

Мы в этом отношении в новые стандарты второго поколения первоначально заложили программы научно-технического развития Российской Федерации, которые были утверждены Президентом РФ, а начиная с 2007 г. – стали в качестве ориентира использовать Программу долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. Там очень четко прописаны вектора развития и требования. Это инновационный, социально ориентированный тип развития. На сегодняшний день мы уже являемся свидетелями того, как инновационная революция инициировала революцию в образовании. Это, знаете, как в свое время книгопечатанье породило появление классических университетов и привело к формированию классно-урочной системы Яна Амоса Каменского. Так и сейчас информационная революция породила открытое образование, колоссальную образовательную среду, в которой мы сегодня живем, где просто механическая передача знаний от учителя к учащемуся осталась в далеком прошлом.

Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому, конечно, формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская деятельность ребенка – это ориентир. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация – отказ от предметно-центризма и переход к личностной центрации образования.

Александр Михайлович! Заложено ли в новом образовательном стандарте формирование у школьников национальной системы позитивных ценностей и идеалов?

Когда мы анализировали все плюсы и минусы современной российской системы образования, прежде всего, пытались для себя вычленить те ключевые проблемы и зоны, на которые следует в первую очередь обратить внимание. Очень серьезная, существенная проблемная зона – формирование ценностных ориентиров, нравственных систем, морально-этических норм у подра­стающего поколения. В этом плане достаточно широко известен тот проект, который был выполнен нами в прошлом году и сейчас активно внедряется в школьную практику – новая концепция преподавания истории и обществознания в российских школах. В т. ч. это касается и географии, как предмета обществоведческого цикла. Очень важно здесь то, что в базисный учебный план включена вторая половина дня. Разрабатываются рекомендации по включению ее в обязательную часть оплачиваемой нагрузки. Это очень важный момент.

Второй очень существенный момент, на который нельзя не обращать внимания, говоря о современном человеке, – это его коммуникативная компетенция. Я как издатель и как ученый могу сказать, что наши учебники и русского, и иностранного языка до сих пор грешат тем, что имеют сильный крен в сторону языкознания, а учебники литературы – в сторону литературоведения. Это серьезная проблема, потому что мы должны четко для себя понять – что мы хотим получить от детей на выходе из школы? Какими компетенциями должен обладать ученик?

Еще один важный момент – математическое образование, поскольку развитие современных технологий требует серьезных математических знаний, которыми традиционно сильна наша школа. И последнее – естественно­научное образование – нанотехнологии, биотехнологии, азы знаний которых должна закладывать школа, т. к. за ними будущее страны. Это значит, что мы должны обратить особое внимание на отбор того содержания образования, которое является абсолютно необходимым для будущего успешного развития страны и социальной успешности наших граждан.

Конечно, не менее важную роль играют гуманитарные знания. Уже есть новые концепции преподавания истории и обществознания, это очень серьезный вопрос, потому что мы до сегод­няшнего дня преподаем эти предметы с использованием старых подходов. Вынужден сказать, что, например, в целом ряде учебников по истории положен принцип формационного подхода, который показал себя исторически тупиковым. Поэтому в основу новой концепции положен цивилизационный, историко-культурный подход. Мы в условиях деидеологизации и отсутствия ценностных ориентиров потеряли еще один очень существенный момент, без которого невозможно сформировать идентичность современного россиянина – на примерах каких исторических личностей, их деятельности и жизни мы должны воспитывать подрастающее поколение? К сожалению, этот вопрос только поставлен перед нами в текущем году, и мы будем вести широкую общественную дискуссию по отбору тех героев, на примере которых будем воспитывать наших детей.

Еще хочу отметить, что в рамках разработки стандартов качества школьного образования второго поколения возникло одно очень интересное неформальное объединение – поликонфессиональная рабочая группа при Российской академии образования, где объединились представители крупнейших конфессий России. С ними мы обсуждаем вопросы, связанные с ценностными ориентирами стандарта: с тем, каким мы хотим видеть нашего выпускника, какие, с их точки зрения, позиции должны быть зафиксированы в стандарте. Они будут приниматься всеми конфессиями и не ущемлять права отдельных из них. Это очень существенные моменты, поскольку школьное образование должно быть основой объединения, а не разъединения, не раскола нации.

Введение новых образовательных стандартов потребует многих изменений в школьной жизни. Одно из них – новые учебники. Будет ли определен какой-либо список обязательных произведений школьной программы, обязательных учебников?

Мы стараемся максимально создать условия для автономности деятельности образовательного учреждения, особенно учителя по отбору тех материалов, на основе которых достигаются планируемые результаты. Естественно, разработка школьной программы по литературе предусматривает отбор этих произведений, и мы будем очень внимательно их обсуждать. Я не очень уверен, что те произведения, которые традиционно считаются классическими, понятны современным школьникам. Важны ведь целевые установки – для чего изучается это произведение, с какой целью, что оно даст ребенку? Привьет ли желание читать другие произведения или, наоборот, вызовет раздражение и заставит забыть о чтении на долгие годы? А ведь именно это мы сейчас и фиксируем у наших детей. Такие сложные вопросы мы держим в поле внимания и надеемся успешно на них ответить. Мы разрабатываем новые критерии для отбора учебников и учебных пособий, которые могут использоваться в учебном процессе. Это принципиальная вещь. Я могу сказать, что современная экспертиза школьных учебников, к сожалению, не всегда способна дать адекватную оценку учебникам уже следующего поколения, подчеркиваю, не нового учебника, а учебника следующего поколения, который будет рассчитан на широкое использование в т. ч. и ресурсов Интернета, и пр.

Подводя итог вышесказанному, я бы сказал, что разработка стандарта сложна и комплексна, она тянет за собой огромные системные изменения в образовательной среде. Не надо этих изменений пугаться, потому что задача, которая поставлена перед разработчиками, сформулирована просто – современный учитель должен быть способен реализовать новый стандарт второго поколения после повышения квалификации, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем "Учитель". 
Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования России сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. В нем нашли свое отражение многие продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения. Наша работа продолжается.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль