Экзамен для директора

30907

Аттестация директора является обязательной процедурой, она стимулирует рост профессионального мастерства, творческой инициативы, способствует повышению уровня теоретической подготовки и поддерживает авторитет педагогического звания.

При этом директор школы отвечает за все – от гвоздя в половой доске до качества образования. Он формирует команду школы, подбирает учителей, отвечает за условия  образования и безопасность, за содержание, развитие школы, выполнение учебного плана. Плюс к этому – освоение современных инновационных программ и технологий, знание образовательного права и экономики, ежедневные заботы о том, чтобы школьная  жизнь всегда была интересной и разнообразной.

Еще за директорской службой хочется себя, как педагога, не потерять, вести хоть немного часов по предмету, и самообразованием необходимо заниматься, чтобы по всем параметрам соответствовать своим ученикам и подчиненным. А сколько сил и времени отнимает  финансово – хозяйственная деятельность – питание, отопление, оборудование, и многое, многое другое…

И вот наступает час «Х» - аттестация. Как же наиболее объективно и полно оценить работу директора школы? Какие новые формы и методы аттестации руководящих работников образовательных учреждений внедряются сегодня? Возможна ли общественная аттестация школы и ее руководителя?

На эти и другие вопросы редакции отвечает заместитель начальника городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы Дмитрий Игоревич Зернов.

- Дмитрий Игоревич!  Можно ли в полной мере  оценить работу руководителя образовательного учреждения?

- Это самый сложный вопрос. Когда аттестуется руководитель на высшую квалификационную категорию, существует ряд параметров, по которым  оценивается его деятельность. Специалистами ГСЛиА, например, разработан свой алгоритм экспертного обследования. Прежде всего, необходимо смотреть на конечный результат. Именно на это и нацеливает руководителей образовательных учреждений, всех педагогов национальный проект «Образование».

Если говорить об оценке работы директора, то здесь, как вы правильно сказали, очень много критериев, которые должны выходить на всю многогранную деятельность директора.. Как все это оценить?

Расскажу, как это происходит в Москве. Приказом Департамента образования города Москвы ежегодно создается Главная аттестационная комиссия, которая и принимает решение о соответствии или несоответствии специалиста заявленной квалификационной категории. В эту комиссию входят опытные руководители образовательных учреждений, представители профсоюза, представители общественности, родители. Состав комиссии весьма разносторонний. А непосредственно в образовательные учреждения направляются эксперты, с целью посмотреть на месте на работу руководителя учебного заведения. Эксперты, как правило, такие же руководители образовательных учреждений, педагоги с большим стажем, которые признаны педагогическим сообществом, являются лидерами, те, кто сам идет на шаг впереди других. Они приходят в школу, смотрят всю школьную документацию, общаются с руководителем, изучают все в комплексе. Смотрят личные достижения директора, особенно что касается содержательной стороны. Ведь  ремонт, питание, обеспечение безопасности, и так далее – это, в первую очередь, проверяется при лицензировании школы. Аттестация директора – это объективная оценка деятельности педагогического коллектива, им возглавляемого. Эксперты отмечают, как участвует школа в окружных, городских мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, как повысилась успеваемость учащихся… Это и учеба, и внеклассная работа, и травматизм, и работа со сложными ребятами. При этом важно понимать, что  эксперты нашей службы не принимают решения. Они только фиксируют все, что видят и узнают, в результате чего составляют экспертную справку, а о результатах экспертизы докладывают на заседании Главной аттестационной комиссии специалисты Службы.  Члены комиссии в свою очередь принимают решение о соответствии, либо несоответствии директора заявленной категории.

- Нужно ли руководителю образовательного учреждения, подавшему заявление на аттестацию, представлять свое портфолио или какие-то другие дополнительные документы?

- Нет, не обязательно. Согласно существующей на сегодняшний день нормативной базе никаким образом не регламентировано – что конкретно может показать руководитель образовательного учреждения, его заместитель либо учитель. Все методические рекомендации, алгоритм исследования, ход подготовки к аттестации четко определены и всем известны, они опубликованы в том числе и на нашем сайте. Люди могут почитать и сориентироваться – что от них будут требовать, что нужно подготовить. Но это – только наши рекомендации. В каждом регионе они свои. И это, на самом деле, не очень хорошо, потому что нет единого подхода к процедуре аттестации. Было бы лучше, на мой взгляд, если бы был единый для всех  нормативный акт, регламентирующий формы прохождения  аттестации, это бы значительно облегчило всю процедуру. Но, повторюсь, единого для всех нормативного документа нет, что и приводит к разному подходу в данном вопросе. Конечно, у тех руководителей, кто ответственно готовится к аттестации, свое портфолио имеется. Все материалы, все наработки, все, что он за межаттестационный период накопил, он и предъявляет экспертам. Это очень облегчает работу и помогает самому аттестуемому. Но, к сожалению, так бывает далеко не во всех случаях.

-Какие же новые формы и методы аттестации руководителей образовательных учреждений внедряются сегодня в Москве?

- Действительно, у нас в Москве имеется интересный опыт, который вошел в систему работы с прошлого 2007 года. Это особая, публичная форма аттестации. Остановлюсь на этом подробно.

В Москве, как и во многих регионах России,  есть образовательные учреждения, в которых, помимо руководителя, выходит на аттестацию и ряд учителей. Порой это – порядка 20 человек в год в одном и том же учебном заведении. Чтобы не растягивать эту процедуру на целый год, мы предложили проводить аттестацию по – новому, в один день – и руководителей, и учителей.

- Как же организовать такую масштабную работу?

- Все это, конечно, готовится заранее. Предварительно мы составляем с руководителем образовательного учреждения план, намечаем – кто будет давать открытый урок, кто - презентацию, кто подготовит доклад, то есть, форма проведения оговаривается заранее, все обсуждается и утверждается, назначается день и время. Наши эксперты  выезжают в школу в намеченный день, где и смотрят предложенные к аттестации проекты.

- А не могли бы вы, Дмитрий Игоревич, привести конкретный пример?

-Да, пожалуйста! Такая форма аттестации руководящих и педагогических работников была применена, например, в московской школе №1277. Совместно с директором Натальей Сергеевной Васильевой проходили аттестацию ее заместители, и учителя.  При проведении аттестационной экспертизы присутствовали все педагоги, даже те, которые не аттестуются, а так же представители муниципалитета, родители. Такая открытая, общедоступная процедура аттестации, когда педагоги и директор на глазах у всех показывали и доказывали свою высокую квалификацию, была действительно объективна. А ее итоги подводили на открытом педсовете, где все имели возможность высказать свое мнение, высказать свои пожелания и отзывы. Директор, таким образом, использовала аттестацию и как своеобразный экзамен для себя и своего коллектива.

Поверьте, далеко не все руководители готовы продемонстрировать работу своего образовательного учреждения. Решиться на такой шаг могут пока только единицы. Это руководители, имеющие долю смелости и уверенности в себе, в своем коллективе. Такую публичную аттестацию в Москве в прошлом году прошли 15 образовательных учреждений. Могу еще привести пример Центра образования №548 «Царицино», которым руководит Ефим Лазаревич Рачевский. В этом образовательном учреждении на аттестацию выходили  заместители руководителя школы и порядка 30 педагогов. Очень интересно было посмотреть на эту школу! Мы увидели вклад каждого из аттестуемых педагогов в реализацию  образовательных программ 9 приоритетных проектов учреждения, и лишний раз убедились, что этот центр образования неслучайно стал победителем конкурса «Лучшая школа» в рамках национального проекта «Образование».

- Какие еще положительные моменты этой новой формы аттестации вы бы выделили?

- Знаете, ни для кого не секрет, что в любом коллективе есть авангард и есть те, кого приходится подталкивать. А такая показательная аттестация  может служить хорошим стимулом для тех, кто несколько отстает или остановился в своем творческом развитии.

Потом, когда аттестуются и  администрация, и педагоги – видно все. И то, над какой проблемой работает школа, и вклад каждого педагога в решение общих задач, поставленных перед образовательным учреждением, и роль и авторитет директора.  Видна картина в целом, объемно, в комплексе, и при этом оценка деятельности директора, его заместителей и учителей самая объективная.

Есть еще и экономический эффект. Такая коллективная процедура экономит средства. Ведь к каждому аттестуемому мы направляем двух экспертов, которые приходят не один раз, а здесь все можно в один день посмотреть и не растягивать на весь учебный год. По процедуре проведения тоже ничего особо сложного нет. Как правило, вначале директор представляет в целом работу учебного заведения, а потом аттестуемые и эксперты расходятся по секциям, направлениям и идет аттестация педагогов с учетом персонального вклада.

На мой взгляд, такая новая публичная аттестация – наиболее перспективная форма, которую следует развивать  и продолжать. Мы уже почувствовали взаимную заинтересованность и руководителей образовательных учреждений, общественности и, конечно, Службы, которая осуществляет процедуру аттестации.

- Вы не упомянули еще один аспект – иногда существует и субъективный подход к аттестуемому. А такая публичная форма аттестации его исключает, потому что все участвуют в процессе оценки деятельности руководителя, педагога.

- Да, вы абсолютно правы! Что греха таить, иногда действительно субъективный момент присутствует. Конечно, когда приходят в школу два эксперта и изучают только документы, что-то смотрят с администрацией, такого эффекта нет. Когда все происходит на глазах у коллег, родителей, общественности, трудно  что-то исказить или не заметить, тут все открыто и объективно.

- Дмитрий Игоревич! Меняется ли состав вашей аттестационной комиссии?

-Да, каждый год она претерпевает ротацию примерно на 30%. Комиссия  ежегодно утверждается приказом Департамента образования города Москвы. В нее мы приглашаем не только известных, уважаемых педагогов, но и других специалистов. Делаем мы это для того, чтобы объективно оценить работу аттестуемых, чтобы работа учителя или руководителя получила оценку не только педагогического сообщества, но и различных общественных структур. У нас в комиссии, например, есть журналисты, представитель Уполномоченного по правам ребенка по городу Москве, ученые, психологи, представители Департамента здравоохранения, профсоюзов, а также родительской общественности.

-Сегодня мы говорим об аттестации руководителей образовательных учреждений. На что еще вы бы порекомендовали обратить внимание?

-В последнее время развернулось широкое  обсуждение  положения учителя, изменений  системы оплаты труда как приоритетное  направление модернизации  общего образования. Все это теснейшим образом связано с необходимостью в изменении системы аттестации директоров школ. Ситуация растущей, набирающей силу тенденции к большей автономности школы ориентирует на повышение значимости, полномочий и ответственности образовательных учреждений в многоуровневом механизме аттестации кадров. Безусловно, это должно сделать школу более значимым центром и субъектом в цепочке аттестационных процедур.  На наш взгляд, в условиях модернизации российского образования, когда главными приоритетами становятся  доступность, качество и эффективность образования необходимо добиться того, чтобы аттестация реально стимулировала педагогов к освоению продуктивных образовательных технологий, способствовала формированию соответствующих компетенций у руководителей образовательных учреждений.

Качество образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда, должно стать одним из важнейших показателей профессионализма и квалификации педагогических работников.

В действующих ныне нормативных документах проведения аттестации сказано, что аттестуемый вправе сам выбирать форму и процедуру аттестации. И что дальше? Сама эта форма и процедура нигде не оговорены, поэтому получается, что формы однообразны, а понимание их субъективно и примитивно. Это очень сложный и спорный вопрос, такая проблема реально существует. Как я уже говорил, ГСЛиА разработан примерный алгоритм подготовки и проведения аттестации в образовательных учреждениях Москвы и опубликован  в  специальном сборнике. Это алгоритм экспертного обследования педагога и руководителя образовательного учреждения. Более того,  для руководителей еще разработаны и требования. Например, параметры для заместителя по административно-хозяйственной части, по учебно–воспитательной работе, по соцзащите, и так далее. Они конкретизированы с учетом специфики деятельности каждого специалиста. Это, по отзывам, очень помогает при подготовке к аттестации.

-  К нам в редакцию приходит много вопросов по самой процедуре аттестации. Например: как действовать руководителю образовательного учреждения, который по объективным причинам не успел в срок подать свои документы на аттестацию?

- Ну, такая ситуация встречается довольно часто, мы не раз с ней сталкивались. Если следовать букве закона, то в Положении об аттестации четко прописано, что прием документов на аттестацию осуществляется с 15 апреля по 30 июня. Информация эта всем известна, документ существует давно. Формально такому «забывчивому» руководителю следует отказать в приеме документов, тем более, что он должен «напомнить» еще и своим кадрам.

- А как быть в такой ситуации – если руководитель образовательного учреждения получил заключение экспертов, что его работа не соответствует заявленной  квалификационной категории? В той сельской школе, откуда в редакцию поступил этот вопрос, большая проблема с кадрами. Может ли директор работать в своей должности дальше или нет?

- Хочу просто напомнить, что, кроме заявления, на аттестацию руководителя подается характеристика-представление,  подписанная работодателем.

В московской практике, еще раз повторюсь, эксперты не дают оценочных суждений. Вопрос соответствия или несоответствия заявленной квалификационной категории складывается из многих показателей, а решение принимает Главная  аттестационная комиссия, которая именно для того и существует, чтобы во всем объективно разобраться.

- А если решение принято не в пользу аттестуемого руководителя образовательного учреждения?

- Согласно нормативным документам аттестацию на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

- Как прошли аттестацию руководители образовательных учреждений в минувшем учебном году?

- На аттестацию в Москве выходило более 2,5 тысяч руководителей и их заместителей. У нас предусмотрена процедура комплексной аттестации, вместе объединены сразу три процедуры – лицензирование, аккредитация школы и аттестация собственно руководителя. Процедуру комплексной аттестации в прошлом учебном году прошли 745 руководителей и их заместителей, которые были успешно аттестованы.

- Дмитрий Игоревич, скажите, будет ли что-либо меняться в подходе к аттестации в связи с отменой ЕТС?

- Думаю, поменяется многое. Уровень требований к аттестуемым повысится безусловно, потому что разница в оплате труда  между категориями увеличится. К сожалению, пока мы не имеем никакого документа, который бы регламентировал этот новый процесс, мы его ждем, но уже понятно, что требования, однозначно, изменятся.

- Наверное, в вашей работе есть и свои проблемы?

-Конечно, проблемы есть. Основная проблема в Москве, связанная с аттестацией кадров это – большая численность, большое количество аттестуемых. В прошлом учебном году, например, их было свыше 16 тысяч. Это в свою очередь требует огромного количества экспертов. Здесь у нас возникла еще одна проблема – качество экспертизы. Далеко не каждый талантливый, хороший педагог может быть хорошим экспертом. Например, мы сталкиваемся с тем, что некоторые эксперты, опытные директора, учителя, когда приходят на аттестационную экспертизу своих коллег, сразу начинают с собственного опыта. Говорят – «Почему делаете так? Я делаю по – другому». Это в корне неверный посыл, личный опыт не может служить критерием объективной оценки. Не следует осуждать тех, кто идет свои путем. Да, он делает по- другому, но не обязательно хуже! Такие ошибки зачастую допускают эксперты, не умеющие быть креативными и не желающие вникнуть в позицию другого человека. Хорошие эксперты крайне нужны и востребованы.   А где же их взять? Мы нашли выход. Вместе с Московским институтом открытого образования, факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ, Учебно–методическим центром по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы мы стали   проводить курсы для потенциальных экспертов. На курсах им дается вся необходимая нормативная база, конфликтология, психология, и так далее, после чего они проходят практику с опытными наставниками. С текущего года по инициативе руководителя Службы Батраковой Гелии Михайловны мы  ввели сертификацию экспертов. Разработано и утверждено Положение, на основании которого Служба выдает специальный сертификат тем, кто успешно прошел  собеседование. Этот сертификат дает право участия в процедурах, проводимых нашей Службой.

На сегодняшний день в нашей базе данных  – более 4 тысяч экспертов, которые задействованы в процедурах лицензирования, аккредитации образовательных учреждений, аттестации руководящих и педагогических кадров. А сертификацию успешно прошли и получили соответствующий документ около 200 человек. Мы затеяли все это, чтобы избежать случайных в экспертизе людей, чтобы не возникал постоянный вопрос – а судьи кто? Мы стремимся к тому, чтобы это были настоящие профессионалы своего дела.

Говоря о проблемах, не могу не остановиться вот на чем. Все, кто готовится к аттестации, прекрасно знают, что нужно обязательно пройти курсы повышения квалификации. И идут. Но куда? Без разницы, лишь бы была «корочка».  На это эксперты обращают очень серьезное  внимание. Обязательно интересуются, что конкретно внедрено в работу после прохождения курсов повышения квалификации? Во многих случаях педагоги ничего не могут сказать, а иногда даже не могут вспомнить тематику пройденных курсов. А ведь потрачено время, деньги – либо государственные, либо самого педагога.  Считаю, что к этому вопросу пора подойти более жестко, просто предъявить бумажку недостаточно. Ищущий педагог, реально настроенный на результат, всегда найдет для себя что-то нужное, интересное и пойдет учиться не для «галочки», а для пользы себе и ученикам. Это же в первую очередь относится к руководителям образовательных учреждений, которые должны постоянно повышать свою квалификацию, быть грамотными в экономических, финансовых и прочих вопросах. Ведь у руководителей сейчас полномочий все больше и больше, а это требует дополнительных знаний и умений.

- Подводя итог нашему разговору, хотелось бы получить ваши рекомендации тем руководителям образовательных учреждений, которые только готовятся к аттестации.

- Очень важно, чтобы люди понимали, что на аттестацию нужно выходить подготовленными, что это не формальная процедура. Ведь придется продемонстрировать свою компетентность, свой профессионализм, а не просто подать заявление и уже быть убежденным в том, что этого достаточно. У нас ведь и такие случаи бывают, что человек, отвечая на вопрос «Что является основанием для аттестации на более высокую квалификационную категорию?» даже не знает, что ответить. По моему глубокому убеждению, готовиться к следующей аттестации следует начинать сразу же после прохождения предыдущей. Буквально на следующий день уже нужно думать – а что я смогу предъявить через 5 лет? И начинать работу. Никогда не нужно успокаиваться на достигнутом, говорить себе, что, мол, впереди еще 5 лет, это далеко, времени много, я успею, попозже начну. Если ты хочешь повысить свою категорию до высшей или первой, собирай обдуманно весь материал, решай, какую ценность он несет или принесет впоследствии для тебя, как для директора, как для профессионала. Вот тогда ты будешь готов  к аттестации не условно, а обоснованно и результативно. Придут эксперты – а у тебя есть что показать, все  достижения и успехи.

Для нас, как для организации, проводящей все аттестационные мероприятия, очень важно еще одно - чтобы нас воспринимали не как инспекцию или контрольно – ревизионный орган. Наш руководитель Гелия Михайловна Батракова не устает повторять – мы приходим в образовательное учреждение по вашему заявлению и приглашению, все наши процедуры заявительные. Да, мы указываем на выявленные недостатки, но мы – не проверяющий орган, мы – коллеги. Нам показуха не нужна, мы нацелены на результат, хотим реально увидеть достижения директора, учителя и поощрить их обоснованным повышением квалификационной категории.

- Спасибо!                                               

БЛИЦ – ОПРОС: Нужен ли директору экзамен?

Александр Евсеев, заместитель начальника Управления государственной экспертизы , лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования Новосибирской области, г. Новосибирск.

- Конечно, нужен! У нас в Новосибирской области аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в 2008 году проходила в соответствии с Положением об аттестации, утвержденным приказом Министерства образования России и Департамента образования области.

Для организации аттестации были утверждены состав ГАК, составы 14 предметных комиссий и графики их работы. Более 2.000 работников образования, подавших заявления на аттестацию, получили по ее результатам более высокую аттестационную категорию. Однако, более 1000 педагогов, получивших возможность аттестации, не смогли ее реализовать в связи с тем, что результаты их деятельности после анализа наших экспертов не соответствовали требованиям заявленной категории. Мы провели 52 заседания предметных комиссий, в том числе выездных. 
Что касается новшеств в проведении аттестации, то в этом году мы впервые создали общественный экспертный Совет, куда вошли представители профсоюзов, родители,  представители власти, ученые, другие известные люди. Работа экспертного Совета регламентируется специальным Положением. Нужно сказать, что активное участие членов Совета в работе комиссии имеет положительный результат. Их принципиальность, требовательность и объективность при оценке представленных к аттестации материалов и исследований очень помогают в работе.

Антонина Коокуева, председатель Калмыцкого рескома Профсоюза работников образования и науки РФ, член республиканской ГЭК, Республика Калмыкия, г. Элиста:

- Ну, смотря что вкладывается в понятие такого экзамена. Если это откровенный, принципиальный разговор о проблемах учебного заведения, после которого будут сделаны соответствующие выводы – то, конечно, нужен. А если человек подает документы на аттестацию просто потому, что пришло время или потому, что так сделал его коллега – это чистой воды формализм. Особенно печально бывает смотреть на тех, кто приходит на комиссию почти с пустыми руками, выдавая в качестве аргумента за повышение категории, например, большой стаж работы. Но как ты работал? Чего достиг? Разговор ведь должен идти об этом.

Что касается аттестации руководителей образовательных учреждений, то у нас эта процедура идет в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников, приказов Минобразования России и Калмыкии. Основанием для проведения аттестации руководителей школ на высшую квалификационную категорию является заявление работника, поданное в установленной форме в соответствующую комиссию с 15 апреля по 30 июня. Никаких других документов не  требуется.

Конечно, директора школ волнуются даже больше, чем рядовые учителя – ведь им предъявляются особые, повышенные требования. И тут нужно уметь доказать экспертам результативность педагогической деятельности их школы, которая складывается не за один день или даже год. Это и победы на районных, республиканских и российских Олимпиадах, инновационные формы обучения, процент повышения качества знаний, результаты ЕГЭ и еще большое количество других показателей в соответствии с тарифно – квалификационными требованиями к руководителю.

На моей памяти бывали случаи, когда директора школ не проходили аттестацию, один директор даже жаловался на деятельность ГЭК в выше стоящие инстанции. Чем закончилось? К сожалению, в результате  повторного обследования его работы экспертами он не смог доказать, что его квалификационные показатели соответствуют запрашиваемому им разряду. Так что аттестация – это действительно сложный экзамен для директора и к нему нужно, повторюсь, очень серьезно и продуманно готовиться.

Мне кажется, следовало бы изменить в этой достаточно отлаженной схеме следующее – следует выстроить более четкую параллель между уровнем личной подготовки руководителя образовательного учреждения и его командой. Если учительский коллектив слабый, особых успехов не достиг – директор тоже к экзамену не готов.

Петр Пасичник, учитель технологии высшей категории СОШ №1, Заслуженный учитель РФ, трижды лауреат Гранта Фонда Сороса в области образования, Челябинская обл., пос. Увельский:

- Нет, в том виде, как он проходит сейчас, не нужен. Работа директора школы и так находится под неусыпной, зачастую излишней опекой чиновников, что порой мешает руководителю иметь свою позицию по тому или иному вопросу, ответственно принимать решения. Должностные лица и члены комиссии не интересуются главным – спецификой, изюминкой, которые есть в каждой школе. В поле зрения чиновников – бумаги, отчеты, тесты, результаты ЕГЭ – то есть, все то, что вообще, по-моему, не отражает педагогического творчества.

Расскажу о нашей школе. В прошлом учебном году 16 педагогов успешно прошли аттестацию и 8 из них получили высшую категорию. Два педагога – Людмила Мокина и Елена Полий стали обладателями Гранта Президента России. Весь коллектив нашей сельской школы за инновационную деятельность удостоен специальной награды Президента России «Лучшие школы России». Зачем же нашему директору еще какие-то тесты сдавать?

По-моему, нужно выработать такую форму аттестации и руководителей, и  учителей, чтобы она  позволяла  честно оценивать все стороны их деятельности, чтобы могла нас защитить от  необъективной оценки чиновников, которые проводят ее по каким-то непонятным и во многом устаревшим критериям.

Вадим Жиравов, директор МОУ №1944 с углубленным изучением английского языка, г.Москва:

- Думаю, экзамен периодически должны сдавать все – и директор в том числе. Лично я проходил аттестацию в прошлом году, после того, как школа прошла лицензирование и аккредитацию школы. Эксперты Московской городской службы лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров, которой руководит известный и уважаемый педагог с огромным личным опытом работы, Гелия Михайловна Батракова, заметили и учли все. Например,  что четыре педагога нашей школы получили Президентские Гранты, что мы постоянно участвуем в конкурсах «Лучший учитель года», «Школа будущего», стали победителями в конкурсе инновационных программ, и так далее. Одним словом, сделано немало, что и было учтено при аттестации.

Лично я считаю, что разумный контроль  деятельности директора все-таки должен быть. При этом чиновник от образования просто обязан создать условия для работы директора, в том числе обеспечить ему современную профессиональную подготовку. Вот здесь, по-моему, у нас ресурса не хватает. Да, есть много различных курсов повышения квалификации, но очень трудно найти что-то полезное для управленца в образовании.

Возвращаясь к вашему вопросу, хочу сказать, что лично для меня важно в первую очередь то, кто будет меня проверять. Когда к тебе в школу приходят профессионалы, как это было у нас в прошлом году, такой экзамен и держать престижно.

Мне нравится то, что в Москве сейчас внедряется новая форма аттестации – публичная, с участием общественности, родителей.

Именно так – профессионализм экспертов и публичная общественная оценка – и должна проходить аттестация школы, директора и всего педагогического коллектива.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль