• Главная страница
  • » Введение в Федеральный государственный образовательный стандарт образования

Введение в Федеральный государственный образовательный стандарт образования

Из статьи «Введение ФГОС» вы узнаете:

➤ Как происходит введение ФГОС основного общего образования
➤ Как подготовиться к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт образования
➤ Что нужно для перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
➤ Как соблюсти требования ФГОС при индивидуальном подходе к обучающимся как условие введения ФГОС в образовательной организации


Также можно скачать памятку:

На федеральном уровне разработаны критерии, позволяющие провести самоаудит в школьном учреждении, результаты которого покажут, насколько образовательная организация соответствует требованиям ФГОС. Самоаудит предполагает изучение следующих параметров:: 

1. Разработка и утверждение ООП основного общего образования
2. Приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС
3. Приведение должностных инструкций педагогов в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования и принятыми в нем тарифно-квалификационными характеристиками
4. Проработка комплекса учебных материалов, учебников, пособий, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования
5. Разработана максимально эффективная и оптимальная для реализации ФГОС модель процесса обучения, включая организацию внеурочной деятельности
6. Разработка плана методической работы с педагогами, который обеспечивает эффективное сопровождение перехода на ФГОС ООП
7. Все педагоги прошли повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС
8. Кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП обеспечены и приведены в соответствии с требованиями ФГОС.

Полезный материал:
Как разработать учебный план основного общего образования в соответствии с ФГОС

Критерии готовности педагогических кадров к переходу к работе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования ООП также определены и сформулированы.

Знаете ли вы?

Педагог готов к работе по новым государственным образовательным стандартам, если:

  • Знает, что такое УУД, владеет методами определения уровня их сформированности, знает, как они формируются.
  • Знает, какие УУД могут и должны быть сформированы у ученика определённого возраста вообще и с помощью преподаваемого учебного предмета в частности.
  • Знает, на какой уровень сформированности УУД необходимо выйти в конце учебного года. Знает алгоритмы и способы УУД и владеет ими.
  • Знает, какие типы заданий работают на развитие УУД.
  • Может подобрать задания на формирование УУД для каждого урока, в рамках любой темы.

Основываясь на этих критериях, школа или детский сад разрабатывает для себя технологическую карту для проведения самоаудита готовности к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт образования.

Ведение ФГОС основного общего образования

Такая карта – не нормативный документ. Она может перерабатываться в каждом учреждении в соответствии с его спецификой: контингентом педагогов и обучающихся, доступными ресурсами для внеурочной деятельности, даже местоположение школы может влиять на проработку отдельных критериев. Поэтому здесь – только общее направление, конкретизировать каждый пункт любая организация может конкретизировать для себя.

В карте отражены все критерии готовности к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Её удобнее скомпоновать в виде таблицы, где предусмотрены графы для оценки каждого пункта одним из трех вариантов: «нет», «да», «частично или готовность полная», «в процессе создания», «отсутствует». Каждый вариант соответствует баллам от нуля до двух.

Подготовка к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт

Данный критерий оценивается в градации «Да», «Частично», «Нет» либо «Готовность полная», «В процессе создания», «Отсутствует» и соответственно баллами от 2 до 0. Этот критерий включает в себя:

  • Приказ о создании рабочей группы и утверждении дорожной карты введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Он издается в организации один раз и при необходимости состав рабочей группы может меняться, что закрепляется соответствующими дополнениями к Приказу.
  • Наличие проекта ООП, созданного с учетом требований ФГОС, на период перехода, плана внеурочной деятельности, определяющего направления, формы организации, объем внеурочной деятельности.
  • Проект изменений, вносимых в Устав школьной или дошкольной организации и проектов договор с родителями обучающихся или заменяющих их лиц.
  • Проект изменений и дополнений в Положение об оплате труда педагогов, позволяющих производить оплату видов деятельности педагогических работников, связанных с реализацией предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом образования курсов по выбору обучающихся, а также с выполнением ими индивидуального проекта.
  • Проект расписания учебных занятий, включающий внеурочную деятельность, созданного в соответствии с содержанием ООП и требованиями СанПиН.
  • Наличие договоров либо соглашений с партнёрскими сообществами, составленных с учетом образовательных потребностей учащихся.

Какие предъявляются требования к санитарно-гигиеническим условиям реализации ФГОС начального общего образования?

Ответ: Требования ФГОС подразумевают обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса и соответствие «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 и вступившим в силу 1 сентября 2011 г., которые включают требования к:

  • объему образовательной нагрузки обучающихся;
  • организации:
    -учебного процесса;
    -внеурочной деятельности обучающихся;
    -работы групп продленного дня (приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10).

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

требования фгос

Информационно-техническое обеспечение

Принятый федеральный государственный образовательный стандарт образования предусматривает формирование и развитие информационной грамотности обучающихся. Реализация этого невозможна без информационно-технического обеспечения. Этот критерий оценивается в баллах от 0 до 2 в такой градации: «Обеспечено не менее, чем на 50%», «Обеспечено не менее, чем на 75%», «Обеспечено на 100%».

  • Предоставление обучающимся безопасного доступа к сети Интернет с ограничением ресурсов, не рекомендованных для детей и подростков.
  • Обеспеченность учебных кабинетов электронным интерактивным обучающим оборудованием: планшетные устройства, системы для голосования, интерактивные доски и столы.
  • Обеспеченность учебных кабинетов современными автоматизированными рабочими местами педагога: компьютер, проектор, МФУ, программное обеспечение, созданное в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования.
  • Обеспеченность педагогов и обучающихся современными УМК по всем учебным предметам. Обеспечение обучающимся доступа к электронным образовательным информационным ресурсам.
  • Наличие и функционирование официального сайта школы/детского сада, присутствие в социальных сетях.
  • Использование педагогами, обучающимися и родителями электронного журнала, дневника.

Материально-техническое обеспечение

Этот критерий так же, как предыдущий, оценивается в баллах от 2 до 0 в такой градации: «Обеспечено на 100%», «Обеспечено не менее, чем на 75%», «Обеспечено не менее, чем на 50%». При оценивании в большей степени оценивается реальное состояние материальной базы и возможности её улучшение с привлечением бюджетных и иных средств.

  • Наличие спортивных площадок, спортивного зала и оборудования для обеспечения обучающимся возможности занятий физкультурой и спортом.
  • Наличие специально предназначенных оборудованных помещений для проведения занятий по внеурочной деятельности. Это могут быть студии, актовые и репетиционные залы, производственные мастерские и цеха, возможно, пришкольные лаборатории или опытно-огородные участки и теплицы.
  • Обеспеченность рекреационными территориями и помещениями (летний сад, пришкольный парк, читальный зал, оборудованная площадка для игр и отдыха обучающихся и педагогов).
  • Наличие отдельных оборудованных учебных кабинетов для проведения занятий с небольшими группами обучающихся. Введение федерального государственного образовательного стандарта образования основного общего образования подразумевает расширение внеурочной деятельности, для его реализации необходимы помещения.
  • Наличие столовой, предоставляющей возможность получить горячее питание всех обучающихся с учетом режима работы ОО.
  • Наличие и возможность использования при проведении урочных и дополнительных занятий комплекта учебного лабораторного оборудования, обеспечивающего проведение экспериментов и исследований.

Полезный материал:
Модернизация школьной инфраструктуры

Кадровое обеспечение

Самый важный и субъективный критерий, отсутствие которого сделает невозможным введение ФГОС основного общего образования. Он оценивается в баллах от 0 до 2 в следующей интерпретации: «Менее 50%», «50–90%», «Более 90%» или «Нет», «Один», «Более одного» в зависимости от смыслового наполнения каждого пункта:

  • Число педагогов (в процентах), имеющих высшую квалификационную категорию.
  • Наличие в штатном расписании образовательной организации квалифицированного педагога-психолога.
  • Наличие в штатном расписании социального педагога.
  • Наличие в штатном расписании ставок руководителей кружков, секций, педагогов допобразования.
  • Число педагогов, имеющих документы государственного образца, подтверждающие прохождение ими в течение последних трех лет обучение на курсах повышения квалификации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта образования ООП.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по направлениям, связанным с сопровождением проектной деятельности обучающихся, формированием и развитием метапредметных результатов.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по психологии и возрастной физиологии.
  • Число педагогов (в процентах), организующих проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в урочной и внеурочной работе.

Знаете ли вы?

На основании п. 23 Федерального государственного образовательного стандарта образования начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, в требования к кадровым ресурсам включена обязательность освоения педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ по профилю педагогической деятельности с периодичностью не реже одного раза в три года для реализации программ начального общего образования, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных организаций, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Финансово-экономическое обеспечение

Оценка по этому критерию производится в баллах от 0 до 2 и соответствует качественному определению «Нет», «Частично», «В полном объёме» или «Нет», «Эпизодическая», «Системная».

  • Определённый объём расходов, необходимый для перехода образовательной организации на федеральный государственный образовательный стандарт образования и достижения планируемых результатов, а также обоснованный механизм формирования этих расходов.
  • Возможность оказания платных образовательных услуг обучающимся и их родителям.
  • Развитие партнерства с частными, государственными структурами и организациями.
  • Возможность для школьной/дошкольной организации получения грантов на реализацию авторских проектов и методик.

Предъявляются ли какие-либо требования к финансово-экономическим условиям реализации ФГОС начального общего образования?

Ответ: Согласно п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требования к финансово-экономическим условиям выполнения основных образовательных программ начального общего образования обеспечивают возможность:

  • реализации прав граждан на получение бесплатного общедоступного общего образования;
  • исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта образования;
  • реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Смотрите видео на тему "Методические и организационные аспекты введения ФГОС"

Лариса Фальковская, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся как условие введения ФГОС в образовательной организации

В принятом федеральном государственном образовательном стандарте образования определено требование обеспечения обучающимся возможности определения индивидуального образовательного маршрута.

Этот критерий также оценивается баллами от 0 до 2 в соответствии с долей обучающихся, соответствующих каждому пункту «Менее 50%», «50–90%», «Более 90%»:

  • Наличие у обучающихся портфолио индивидуальных достижений
  • Наличие у обучающихся индивидуальной программы обучения

Оценки в баллах по каждому критерию суммируются и итоговое их число даёт возможность оценить степень готовности ОО к введению ФГОС.

Документы для скачивания:

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 85.32%
  • нет 14.68%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы скачать документы, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль