Прохождение переподготовки учителем начальных классов

39

Вопрос

При прохождении тарификации в Управлении образовании возник вопрос: должен ли учитель начальных классов (имеет высшее образование), тарифицированный на новый учебный год в 5-7 классах на уроки ИЗО и музыки, проходит профпереподготовку по этим предметам?Второй вопрос: учитель (по диплому)начальных классов со средним специальным образованием, работающий в должности старшей вожатой, поступил в институт для профпереподготовки "Олигофренопедагогика" для учителей со средним специальным образованием. Вправе ли директор требовать от учителя получения высшего образования по специальности "Олигофренопедагогика", если учитель протарифицировать в 1-3 классах коррекционного класса? Спасибо.

Ответ

Лица с квалификацией учитель начальных классов, имеющие среднее профессиональное образование, на наш взгляд, отвечают квалификационным требованиям учителя и могут преподавать любые предметы без образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Обоснование

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Поскольку Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утв. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н подлежит применению только с 01.01.2017 г. в настоящее время при определении требований к должности учителя необходимо руководствоваться Разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – ЕКС). В соответствии с указанными требованиям на должность учителя может претендовать лицо, имеющее высшее (или среднее) профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее (или среднее) профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, для занятия должности учитель ЕКС допускает возможность наличия только среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст, далее - Классификатор) направление "Образование и педагогика" (050000) является наименованием укрупненной группы специальностей и направлений подготовки.

Эта укрупненная группа содержит такие направления подготовки, например, как: 050714 Олигофренопедагогика, 050707 Педагогика и методика дошкольного образования, 050713 «Сурдопедагогика» и т.д. Такого направления подготовки как "Образование и педагогика" внутри укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, Классификатор не содержит. Поэтому, на наш взгляд, упомянутое в ЕКС направление подготовки "Образование и педагогика" следует понимать как любое из направлений подготовки, принадлежащих укрупненной группе специальностей и направлений подготовки с соответствующим наименованием.

Следовательно, лица с квалификацией учитель начальных классов, имеющие среднее профессиональное образование, на наш взгляд, отвечают квалификационным требованиям учителя и могут преподавать любые предметы без образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Соответствие занимаемой должности не может служить основанием к ограничению права работника на дополнительное профессиональное образование.

Освоение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года является правом педагогических работников, а не обязанностью.

Таким образом, требование обязательного наличия высшего образования по должности учитель, по нашему мнению, необоснованно.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль