Какие изменения были внесены в требования ФГОС к структуре рабочей программы?

21

Вопрос

Приказы Минобраз 1576 и 1577 вносят изменения в требования ФГОС к структуре рабочей программы, упрощают их. Но в них ничего не говорится о поурочном (календарно-тематическом) планировании. Означает ли это, что: а). Такого документа может не быть у учителя? б). Структура поурочного(календарно-тематического планирования) может быть разной и закреплена локальным актом ОО? В каком документе прописывается деятельность обучающихся (ранее ФГОС требовал прописывать в рабочей программе) или теперь это требование отсутствует в принципе?

Ответ

Внесенные изменения упростили требования к рабочей программе. Тематическое планирование является частью рабочей программы ОО и утверждается соответствующим локальным актом. Необходимость составления поурочного плана и его оформление регулируется локальным актом образовательного учреждения. Требование к указанию деятельности обучающихся в рабочей программе отсутствует, однако Вы вправе самостоятельно определить виды деятельности обучающихся и закрепить это соответствующим локальным актом.

Обоснование

1-2 вопрос

Из рекомендации

Разработка основной образовательной программы основного общего образования

Основным документом, обеспечивающим реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, в образовательной организации (далее – ОО), является основная образовательная программа (далее – ООП).

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная программа определяет содержание образования.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательная программа как документ, регламентирующий деятельность образовательной организации, включает:

1) учебный план;

2) календарный учебный график;

3) рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;

4) оценочные и методические материалы.

Таким образом, образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательную программу.

Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на срок освоения предмета, ежегодно в нее вносятся изменения в виде календарно-тематического планирования, что закрепляется соответствующим приказом "О внесении изменений в рабочие программы".

Таким образом, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы является частью рабочей программы ОО и утверждается соответсвующим локальным актом.

Из рекомендации

Нужно ли к каждому уроку иметь план-конспект?

Необходимость иметь педагогическому работнику планы-конспекты уроков и (или) занятий внеурочной деятельности может быть установлена на уровне образовательной организации.

При этом локальные нормативные акты, соблюдение которых является для педагогического работника обязательным, не должны идти вразрез с правами и обязанностями педагогических работников, закрепленными в трудовых договорах и должностных инструкциях (ч. 6 ст. 47 Закона № 273-ФЗ).

Должностные обязанности по конкретным должностям педагогических работников определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") (далее – ЕКС), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Положения ЕКС используются для разработки должностных инструкций педагогических работников в каждой образовательной организации.

Поскольку при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ по соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (п. 5 ЕКС), в должностной инструкции педагогического работника можно зафиксировать обязанность разрабатывать на каждое учебное занятие (урочное и (или) внеурочное) планы-конспекты (поурочные планы, технологические карты и т. п.).

Ведение школьной документации по предмету – это часть работы учителя-предметника. Необходимость составления поурочного плана, его оформление в печатном виде и порядок предъявления администрации регулируется локальным актом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 2,3 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ, педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), а также свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

Следовательно, педагогический работник обладает самостоятельностью в планировании урока.

Однако следует учитывать, что при осуществлении своей деятельности педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, а также учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (п. 5,6 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами, педагогические работники несут ответственность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, учитывается при прохождении ими аттестации. (ч. 4 ст. 48 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительно сообщаем, что поурочное планирование, согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 07.02.2001 года № 22-06-147 "О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений", является предметом изучения при осуществлении внутришкольного контроля. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. По результатам внутришкольного контроля формируются выводы и предложения по совершенствованию работы педагогического работника или определяются меры по устранению выявленных нарушений, итоги инспектирования оформляются в виде справки, акта (приказа, распоряжения) и могут быть обсуждены на методическом объединении, педагогическом совете, отражены в приказе по образовательному учреждению.

3. Да, действительно, в новой редакции ФГОС отсутствует требование к указанию деятельности обучающихся в рабочей программе, однако если Вы вправе самостоятельно определить виды деятельности обучающихся и закрепить это соответствующим локальным актом.



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль