Квалификационные требования к учителю для работы с умственно отсталыми детьми

85

Вопрос

Существует мнение, что учитель с дипломом "олигофренопедагог" или "педагог-дефектолог" может вести любой предмет в школе для умственно-отсталых детей, за исключением физкультуры, музыки и психологии. Верно ли это? И если да, то имеется ли нормативный документ подтверждающий это?

Ответ

Квалификационные требования для должности учителя установлены в Разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н:

  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы;
  • либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Из рекомендации
Должны ли воспитатели, имеющие образование по специальности "Учитель", в соответствии с профстандартом проходить переподготовку в области дошкольного образования?

«…Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам…»

«…В случае, если образование получено по направлению подготовки "Образование и педагогика", переподготовка таких работников для занятия должности не требуется…»

«…Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30 сентября 2003 г. № 276-ст предусмотрена укрупненная группа специальностей и направлений подготовки 050000 "Образование и педагогика"…»


В направление "Образование и педагогика" также входят специальности Учитель-олигофренопедагог и Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Для того чтобы определить соответствие квалификации данных работников установленным требованиям для должности учителя необходимо сопоставить наименование специальности в документах об образовании с перечнем специальностей направления "Образование и педагогика". В случае если специальность входит в данное направление, дополнительное профессиональное образование не требуется.

При соответствии квалификационных требований к учителю для работы с умственно отсталыми детьми достаточно повышения квалификации работника, в целях приобретения необходимых навыков в рамках имеющейся квалификации.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).

Также, следует иметь в виду что с 01.09.2016 года применяется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, в соответствии с которым:

В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (п. 3.4.1).

Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания (п. 3.4.3).

Таким образом, ФГОС рекомендовано повышение квалификации с учетом потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью и приобретения необходимых навыков педагогических работников.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль