Какую образовательную программу выбрать для обучающегося с ОВЗ?

20

Вопрос

В школе разработана программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. В коллегиальном заключении ребенка: по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены следующие особенности, препятствующие получению образования без создания специальных условий: уровень психического развития ниже возрастной нормы, и данные экспериментально-психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности; дизорфография; ЗУН сформированы недостаточно. Таким образом, установлен статус ребенка с ОВЗ. Рекомендуемая программа: обучение по адаптированной общеобразовательной программе с учётом индивидуальных психофизических особенностей ребенка. Опираясь на заключение ПМПК на какую программу нам опираться, составляя программу для ребёнка с таким заключением?

Ответ

Обучение детей с ОВЗ в образовательных организациях возможно только по адаптированным образовательным программам и при условии создания соответствующих условий.

Обоснование

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) создаются необходимые условия:

- для получения без дискриминации качественного образования;

- коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих языков, методов и способов общения.

Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрена модель инклюзивного образования для детей с ОВЗ, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2).

Обучающийся с ОВЗ любой категории, приведенной в ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и др.), может получить образование в общеобразовательной организации при соблюдении ряда следующих условий.

Согласно ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания (например, методики обучения чтению детей с ОВЗ), специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Такие условия создаются учредителями государственных (муниципальных) образовательных учреждений (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). В связи с тем, что создание таких условий является полномочием учредителя, при финансировании муниципального задания должны быть включены расходы на реализацию адаптированных образовательных программ.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.

Примерные адаптированные общеобразовательные программы общего образования обучающихся с ОВЗ, одобренные решениями экспертной комиссии доступны по адресу:

http://fgosreestr.ru/

Согласно ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). При этом при принятии решения ПМПК должна ориентироваться на условия, которые созданы в конкретной образовательной организации для обучения лиц с ОВЗ. В случае, если такие условия не созданы, то ПМПК не должны рекомендовать родителям обучение в такой образовательной организации.

Заключение ПМПК для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, а для органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образовательных организаций является основанием для создания специальных условий (п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082).

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль