Вопросы по особенностям обучения физической культуре отдельных категорий учеников

84

Вопрос

1.Если у ребенка освобождение от физической культуры, как его должен оценивать учитель, может ли учитель требовать от ребенка доклады по предмету наизусть?

2. Если школьник занимается профессиональным спортом, может он не посещать уроки физической культуры на основании справки?

3. В праве ли учитель физической культуры требовать от детей выполнение нормативов?
 

Ответ

Методы контроля знаний обучающихся могут и должны определяться образовательной организацией. Свобода выбора и использования методов оценки знаний обучающихся – это установленное законом профессиональное право педагога.

Образовательная организация может пойти навстречу обучающемуся, в части удовлетворения его образовательных потребностей. В том случае, если уроки физической культуры создают дополнительную физическую нагрузку для обучающегося, у которого она и так в избытке, то возможно рассмотреть вариант решения вопроса с использованием зачета образовательных результатов, полученных в других образовательных организациях.

Обоснование

В соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, утв. приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них", в зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная (специальная "А" и специальная "Б").

Отнесенным к специальной подгруппе "А" несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии). При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

Отнесенным к специальной группе "Б" несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Особенности оценивания и итоговой аттестация обучающихся специальной медицинской группы регламентируются Письмом Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. № МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" (далее – Методические рекомендации).

Так, в соответствии с п. 2.4.1 Методических рекомендаций, при оценивании и итоговой аттестации обучающихся специальной медицинской группы "А" рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе "А", допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.

По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала, необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.

При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы "А" выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и физической подготовленности, а также прилежания.

В соответствии с п. 2.4.2 Методических рекомендаций, обучающиеся специальной медицинской группы "Б" на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса лечебной физической культуры (далее – ЛФК), оцениваются в образовательном учреждении по разделам: "Основы теоретических знаний" в виде устного опроса или написания рефератов, "Практические навыки и умения" в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету "Физическая культура".

Методические рекомендации не указывают необходимость требования докладов наизусть.

Методы контроля знаний обучающихся могут и должны определяться образовательной организацией. Лучше, если это будет закреплено в ее уставе или соответствующем локальном акте. Однако свобода выбора и использования методов оценки знаний обучающихся – это установленное законом профессиональное право педагога (наряду со свободой выбора и использования методик обучения и воспитания, и материалов). В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ для учителя установлена свобода использования методов обучения и воспитания.

Согласно п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения отнесено к компетенции образовательной организации.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Согласно Порядку заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утв. Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, итоговые отметки должны проставляться арабскими цифрами и в скобках – словами. При этом записи "зачтено", "не изучал" не допускаются.

Таким образом, выставление итоговой отметки по предмету физическая культура является обязательным.

2. Закон № 273-ФЗ в 44 статье устанавливает академические права обучающихся, в том числе право на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, а также развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Таким образом, в том случае, если ребенок имеет ярко выраженные способности (например, к определенному виду спорта) и занятия в спортивной школе препятствуют полноценному освоению основной образовательной программы, то образовательная организация может пойти навстречу обучающемуся, в части удовлетворения его образовательных потребностей. В том случае, если тренировочный процесс плохо сочетается с образовательным процессом по основной образовательной программе, то возможно подобрать удобную форму обучения (очно-заочную или заочную) или и разработать индивидуальный учебный план. В том случае, если только уроки физической культуры создают дополнительную физическую нагрузку для обучающегося, у которого она и так в избытке, то возможно рассмотреть вариант решения вопроса с использованием зачета образовательных результатов, полученных в других образовательных организациях.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ обучающийся имеет право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, образовательная организация с целью реализации прав обучающихся принимает локальный нормативный акт о порядке зачета образовательных результатов, полученных в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Какие результаты в каком объеме зачитывать она решает сама, исходя из требований ФГОС к результатам освоения ООП. Достаточно логичным представляется зачет результатов, полученных в спортивных школах по соответствующим предметам. Но это, в любом случае, остается на усмотрение администрации ОО, которая отвечает за качество образования и результаты обучения.

Обращаем внимание, что указанный локальный нормативный акт должен быть согласован с советом родителей и советом обучающихся (при их наличии) в порядке, предусмотренном ст. 30 Закона № 273-ФЗ.

3. Как было сказано выше, методы контроля знаний обучающихся могут и должны определяться образовательной организацией. Лучше, если это будет закреплено в ее уставе или соответствующем локальном акте. Однако свобода выбора и использования методов оценки знаний обучающихся – это установленное законом профессиональное право педагога (наряду со свободой выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов). Для учителя установлена свобода использования методов обучения и воспитания. Таким образом, требование сдачи нормативов, определенных образовательной программой, относится к компетенции образовательной организации и учителя.



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль