Основные причины подросткового суицида

16

Вопрос

Каковы основные причины подросткового суицида?

Ответ

Основная причина суицида у подростков – длительная конфликтная ситуация в семье. Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей либо умер, либо покинул семью. Хуже обстоят дела в тех случаях, когда один или оба родителя ведут антисоциальный образ жизни, либо отец часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. В таких семьях царит напряженная атмосфера, борьба "отцов и детей" обострена. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни – именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ведется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от мыслей о самоубийстве.

"Школьные" причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией образовательного учреждения. К сожалению, нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога часто бывает отрицательная оценка родителей), в самоуважении (низкая успеваемость обычно ассоциируется с недостаточным уровнем развития способностей и интеллекта), в общении (в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкие отметки не способствуют улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) – весьма значимый фактор суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно как компенсация плохих отношений со своими родителями из-за постоянных конфликтов или отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Одна из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер – неадекватное отношение к смерти, и корни его кроются еще в раннем детстве. Так, экспериментальное исследование понимания смерти детьми, проведенное французскими психологами, показало, что смерть для ребенка носит конкретное представление: в рисунках детей она предстает в образе колдуньи, старухи, злой и всемогущественной феи. Опросы детей-суицидентов показывают, что чаще всего они относятся к смерти как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер – "когда-нибудь она закончится, и я обязательно вернусь". Наивная детская вера в бессмертие, как это ни парадоксально, может послужить стимулом к посягательству на собственную жизнь.

Особенность детского понимания смерти заключается и в двойственном восприятии смерти и бытия. У ребенка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой – предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою "временную" гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребенок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру и др.): "они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом я вернусь, и наступит замечательная жизнь".

Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, а общая некомпетентность ребенка и отсутствие жизненного опыта приводят к драматическому уходу из жизни. Тем не менее, иногда безобидные, с точки зрения взрослого, способы суицида свидетельствуют об искреннем желании покончить с собой. Например, подросток выпил флакон клея – это была истинная попытка, а не демонстративно-шантажное поведение. Особенно тяжелы последствия, когда подросток, собираясь совершить показательный суицид, выбирает по причине своей некомпетентности медикаментозные средства, похожие на витамины.

Средний подростковый возраст характеризуется наличием "философичной интоксикации": подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии умереть.

К концу подросткового периода у ребенка, как правило, формируется адекватное представление о смерти, и вопрос о необходимости суицида решается так же, как и у взрослых людей.

Существует такое понятие, как "сезонность" суицидальных проявлений. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в некоторой мере гармонируют с душевной подавленностью, а между мрачными переживаниями "Я" и яркими днями весны возникает сильный контраст. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Элиот, "апрель – самый жестокий месяц". Суициды в этот период случаются чаще примерно на 120%, чем в среднем в году. Чтобы предупредить суицид, взрослым следует следить за изменениями в поведении подростков, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль