Элементы восстановительного подхода в работе педагога

54

Вопрос

Какие элементы восстановительного подхода может использовать педагог?

Ответ

По относительно простым конфликтным ситуациям (не переданных в службу примирения), и при реагировании на деструктивное поведение обучающихся педагог может использовать элементы восстановительных практик:

  1. При конфликте или деструктивном, разрушающем поведении ребенка, акцент должен делаться не на нарушении ребенком правил школы и требований взрослых, а на негативном влиянии его действий на других людей. Это помогает ребенку увидеть негативные последствия собственных действий, понять, с кем были разрушены отношения и что он может сделать, чтобы их восстановить.

  2. Поведение ребенка (несовершеннолетнего) зависит не столько от его каких-то внутренних качеств, а от того, в какие групповые отношения он включен. Педагоги порой говорят о ребенке или подростке: "лентяй", "хулиган", "злодей" и т. д., имея ввиду, что ребенком движут сформированные внутренние качества. Поведение ребенка пластично и больше зависит от того, в какие отношения он в данный момент включен: с одноклассниками он ведет себя одним образом, с семьей другим, с друзьями третьим. Отношения со значимыми для него людьми (которых он уважает и с чьим мнением считается) в большинстве случаев будут определять характер и поведение подростка.

  3. "Социально-желаемый ответ ребенка" (например: "я все понял, извиняюсь и больше так не буду") недостаточен. Вважно организовать у него процесс понимания для рефлексии происходящего, анализа последствий. Понимание предполагает, что ребенок сам находит ответы на вопрос о конструктивном выходе из ситуации, а не взрослые указывают ему верный путь, подсказывая "правильный" ответ ребенку.

Внимание

Необходимо различать безоценочные вопросы на понимание и утверждения в форме вопросов. Например, фраза "Ты же понимаешь, что ты неправильно поступил?" по сути вопросом не является и подталкивает к верному и ожидаемому, с точки зрения спрашивающего, ответу.

У ребенка есть собственное представление о ситуации, и исходить в своих действиях он будет именно из него (что важно и что нет, что справедливо и что нет, кто прав и кто виноват). Для организации понимания взрослому следует не утверждать, а задавать точные вопросы и неторопливо ждать ответа, передавая ребенку ответственность за поиск выхода из проблемной ситуации.



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 75%
  • нет 25%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль