Организация работы по подготовке к сочинению

20

Вопрос

Как организовать работу по подготовке к написанию сочинения?

Ответ

Принятие решения на уровне Правительства РФ о введении сочинения как условия допуска к государственной итоговой аттестации (п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, письмо Минобрнауки России от 26.08.2014 № НТ-904/08 "Об итоговом сочинении (изложении)") требует повышения эффективности работы по подготовке обучающихся к написанию сочинения.

Современный путь обучения написанию сочинения должен предусматривать ориентацию на достижение комплекса результатов, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"): личностных, метапредметных и предметных. Необходима такая форма сочинения, обучение которой способствовало бы формированию у учащихся умений понимать текст, оценивать его, а в целом – формированию мировоззрения человека, включенного в контекст культуры (национальной, общечеловеческой, семейной, речевой и др.).

Таким инновационным жанром сочинения выступает характеристика текста, которая рассматривается как вид учебной деятельности, предусматривающий анализ особенностей языка в целом и национальную специфику отдельных его сторон. Сочинения в жанре характеристики текстов бывают нескольких видов:

  • эмоциональная характеристика текста;

  • языковая характеристика текста;

  • речеведческая характеристика текста;

  • культурологическая характеристика текста;

  • характеристика авторской позиции, выраженной в тексте;

  • ценностная характеристика текста;

  • лингвокультурологическая (комплексная) характеристика текста;

Для каждого вида сочинения в жанре характеристики текста учитель может использовать алгоритмы подготовки. Также необходимо продумать этапы и задания для обучения написанию сочинения с 5 по 11 класс.

В процессе подготовки к итоговому сочинению в школе (как условия допуска к государственной итоговой аттестации) учащихся 11-х классов необходимо обратить внимание на критерии оценивания сочинения, а именно на критерии 1 и 2, являющиеся основными:

  • критерий 1 "Соответствие теме": данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.). "Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".

  • критерий 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала": данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. "Незачет" ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".

Подробная информация о критериях оценивания и итогового сочинения представлена в письме Рособрнадзора от 27.11.2014 № 02-747 "О направлении Методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования".

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль