Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся в начальной школе

254

Вопрос

Как встроить элементы программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся в преподавание учебных предметов в начальной школе?

Ответ

Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере образования закреплена рядом федеральных нормативных документов.

Важно

Нормативные документы, закрепляющие актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере образования:

  • Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ (ч. 7 ст. 28; пп. 7–9 ч. 1 ст. 41; п. 4 ч. 1 ст. 48);

  • национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (пятое направление "Сохранение и укрепление здоровья школьников");

  • федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни);

  • ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (отдельное направление "формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни" программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования) и др.

Учителю при разработке рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) желательно учитывать содержание стратегических и тактических документов школы. Неправильно считать, что формирование у учащихся культуры безопасного образа жизни относится только к предмету "Окружающий мир", к внеклассной и внешкольной деятельности. Многие вопросы, связанные с данным направлением, можно и нужно решать в процессе преподавания учебных предметов в рамках учебного плана и в процессе проведения занятий в рамках плана внеурочной деятельности. Для этого учителем должен быть произведен отбор содержания учебного предмета в соответствии с программой отдельного предмета и требованиями программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Ниже предложена примерная схема введения в базовые учебные предметы элементов содержания программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. В таблице представлены примеры формулировок элементов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, вводимых в некоторые учебные предметы начальных классов.

Примерная схема введения в базовые учебные предметы начальной школы элементов содержания программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Учебный предмет

Цель введения элемента программы

Элемент содержания программы

Литературное чтение

Формирование у обучающихся активного осознания смысла учения.

Укрепление нравственного самосознания (совести).

Формирование основ морали, определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, допустимом и недопустимом

Примеры из русской и зарубежной литературы, формирующие определенные качества личности: милосердие, честность, щедрость души, целеустремленность, патриотизм, самопожертвование, коллективизм и т. д.

Окружающий мир. Раздел "История"

Формирование у обучающихся основ гражданственности.

Воспитание чувства патриотизма

Позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за Отечество.

Информация о личностях русской истории

Окружающий мир. Раздел "Обществознание"

Формирование у обучающихся:

  • патриотизма и гражданской солидарности;

  • способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат.

Воспитание социальной солидарности через раскрытие традиционных гражданских приоритетов: свободы личной и национальной, уважения и доверия к людям, институтам государства.

Демонстрация государственных символов России: флага, герба, гимна.

Понятия: "правовое государство", "свобода совести", "нормы поведения"

Физическая культура

Приобретение обучающимися личного опыта здоровьесбережения, знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на человека

Осознание роли физической культуры и спорта в жизни человека

Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких.

Информация о пагубном воздействии на здоровье человека вредных привычек (табакокурения, наркотиков, алкоголя)

...

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль