Как разработать программу мониторинга реализации ООП НОО?

2222

Вопрос

Как разработать программу мониторинга реализации основной образовательной программы начального общего образования?

Ответ

В соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, мониторинг образовательной деятельности приобретает новое значение:

  • объектом мониторинговых исследований становится процесс реализации образовательной программы и/или образовательных программ;

  • по масштабу цели мониторинг реализации образовательных программ становится стратегическим (уровень функциональной стратегии) – охватывающим весь цикл ее освоения учащимися;

  • по частоте процедур, используемому инструментарию мониторинговые исследования становятся систематическими и стандартизованными.

В таблице дано описание действий коллектива общеобразовательной организации (далее – ОО) по разработке мониторинга реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП).

Описание действий коллектива ОО по разработке мониторинга реализации ООП

Цели деятельности

Результат деятельности

Классификация основных и вспомогательных (рабочих) процессов образовательной деятельности

Выделение и характеристика процессов, обеспечивающих реализацию ООП (образовательную деятельность).

Определение минимума информации, необходимой для эффективного управления реализацией ООП в рамках выделенных процессов

Разработан реестр рабочих процессов образовательной деятельности и/или карта рабочих процессов образовательной деятельности.

Принято управленческое решение о направлениях мониторинговых исследований в ОО (выделены обязательные и вспомогательные процессы)

Регламентация процедур, необходимых для осуществления мониторинга

Определение источников необходимой информации о реализации основных и вспомогательных процессов образовательной деятельности, методов получения данной информации, ответственных за проведение мониторинговых процедур.

Определение методов статистической обработки данных и подходов к оформлению результатов мониторинга

Определен инструментарий мониторинга образовательной деятельности, разработаны регламенты мониторинговых исследований, требования к оформлению его результата

Выявление связей информации, получаемой в процессе мониторинга

Выявление уровней управления, использующих полученную информацию в процессе принятия управленческих решений.

Определение каналов распространения информации на всех уровнях управления образовательной деятельностью, способов хранения данной информации

Выделены каналы распространения информации, необходимой для каждого уровня управления реализацией ООП.

Определены программные средства, необходимые для распространения информации. Процедуры внутришкольного контроля определены с учетом получаемой информации

Нормативное закрепление работы по осуществлению мониторинга образовательной деятельности

Разработка локальных актов ОО, регламентирующих проведение процедур мониторинга реализации ООП

Разработана циклограмма и/или технологическая карта мониторинга, положение об организации мониторинга образовательной деятельности (можно по уровням образования)

Основной задачей при разработке мониторинга реализации ООП является классификация рабочих процессов образовательной деятельности. Любая ОО представляет собой организацию с достаточно сложной системой пересекающихся процессов. В теории образовательного мониторинга выделяются как основные, так и вспомогательные процессы. Основные процессы – те, которые определяют главное направление развития образовательной деятельности. Вспомогательные (поддерживающие) процессы обеспечивают основные процессы ресурсами.

Реестр основных процессов образовательной деятельности на уровне начального общего образования (далее – НОО) представлен в таблице.

Реестр основных процессов образовательной деятельности на уровне НОО

Основные процессы образовательной деятельности

Характеристика процесса образовательной деятельности

Цель мониторинга

Документы, определяющие нормы образовательной деятельности

Процесс формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у учащихся

Цель – формирование умственных действий с заранее заданными свойствами (т. е. личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных). Осуществляется в урочной и внеурочной деятельности через решение типовых задач, обеспечение преемственности реализации ООП разных уровней образования (здесь и далее описание видов деятельности отражает лишь требования ФГОС и характеризуется без учета особенностей образовательной деятельности ОО, отраженных в ООП)

Получение объективной информации (выявление фактических данных) о динамике уровня сформированности УУД у младших школьников (успешности освоения и применения ими УУД) в условиях реализации ООП; выявление фактов несоответствия значения показателям, характеризующим планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 19.4.

ООП, программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

Процесс духовно-нравственного развития, воспитания учащихся

Цель – обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОО, семьи и других институтов общества на основе базовых национальных ценностей российского общества.

Осуществляется через реализацию системы воспитательных мероприятий, формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую, региональную специфику

Получение объективной информации о достижении планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания учащихся; выявление фактов несоответствия значениям показателей, характеризующих планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 19.6.

ООП, программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени НОО

Процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся

Цель – формирование представлений об основах экологической культуры, заинтересованного отношения к своему здоровью, основ здоровьесберегающей учебной культуры, безопасного поведения в окружающей среде.

Осуществляется через систему деятельности по направлениям: здоровьесбережение, безопасность и формирование экологической культуры и т. п.

Получение объективной информации о динамике достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО; выявление фактов несоответствия значениям показателей, характеризующих планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 16.

ООП, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Процесс коррекционной работы

Цель – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.

Осуществляется через реализацию индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения данной категории детей

Получение объективной информации о динамике развития, успешности освоения ООП учащимися с ОВЗ; выявление фактов несоответствия значениям показателей, характеризующих планируемые результаты данного процесса образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России № 373, п. 19.8.

ООП, программа коррекционной работы

Помимо основных процессов в ОО могут быть определены вспомогательные процессы, которые позволяют осуществлять контроль реализации программ образования. В качестве вспомогательных процессов, по которым осуществляется мониторинг, можно выделить следующие процессы: формирования ИКТ-компетентности учащихся, формирования навыков смыслового чтения у учащихся, развития уровня профессиональной компетенции педагогических работников и др.

К сведению

При разработке мониторинговых процедур следует учитывать, что управление реализацией ООП осуществляется на разных уровнях и должно включать всех участников образовательных отношений. Поэтому при определении субъектов мониторинга необходимо ориентироваться на то, что сбор информации, ее обработка и распространение должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, на котором имеется соответствующая информация. Это позволяет связать информацию мониторинга с планом внутришкольного контроля.

По завершении всей последовательности действий, необходимых для разработки мониторинга реализации ООП в ОО, разрабатывается циклограмма или технологическая карта мониторинга.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль