Критерии построения и типы задач, направленных на формирование УУД обучающихся начальной школы

65

Вопрос

Каковы критерии и типы задач, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы?

Ответ

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Критериями типологии задач, решение которых должно обеспечить планомерное формирование УУД, являются:

  • функциональное назначение задач;

  • содержание и форма построения задач.

Типы задач по функциональному назначению:

  • учебные – для организации усвоения УУД;

  • контрольные – для входного, текущего и итогового контроля освоения УУД.

Содержание и форма построения задач зависят от ряда критериев, в соответствии с которыми задачи разрабатываются. Среди этих критериев:

  • специально-предметный;

  • логический;

  • психологический;

Описание критериев построения задач направленных на формирование УУД у учащихся

Критерий построения задач

Описание

Специально-предметный

Подразумевает создание системы типовых ситуаций применения УУД, отражающей особенности той или иной предметной области

Логический

Определяет соотношение существенных и несущественных для решения задач условий и задает четыре возможных типа задач: содержащие только существенные для решения условия; включающие как существенные, так и несущественные для решения условия; включающие не все существенные условия; включающие не все существенные и несущественные условия.

В школьном обучении чаще всего применяется первый тип логического построения задач – задачи, содержащие только существенные для решения условия. Такое ограничение не обеспечивает формирование у учащихся УУД в той необходимой мере, которая может быть достигнута лишь при использовании задач всех четырех типов

Психологический

Определяет соотношение наглядных, наблюдаемых условий и условий, существенных для решения задач. Здесь также можно говорить о четырех типах задач. Это задачи, в которых: существенные признаки даны наглядно; наглядные характеристики отсутствуют; наглядно представлены несущественные признаки; существенные признаки не представлены наглядно

Совет

В противоположность традиционному дидактическому принципу перехода от простого к сложному предъявление задач должно осуществляться по принципу контрастности сложности и варьирования типа задач.

Предъявление задач нужно начинать с задач средней трудности, а не с легких, чтобы создать для учащегося ситуацию "разрыва" между требованиями цели и инструментальной основой действия, т. е. той системой средств, которыми владеет учащийся. Ситуация "разрыва" побуждает ученика к активному поиску и способствует формированию у него УУД. Слишком трудная задача "оглупляет" и может стать причиной отказа учащегося от действия.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Выясняем, от чего зависит продолжительность удлиненного отпуска, что включать в расчет рабочего года и как соблюсти очередность предоставления отпуска.

2. Приводим пять шагов заместителя директора для того, чтобы учителя правильно реализовали оценочную деятельность.

3. Правильно ли Ваш педагог организует учебную деятельность школьников?



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль