Разграничение полномочий руководителя и органов управления образовательной организации

204

Вопрос

Как разграничиваются полномочия руководителя и органов управления образовательной организации?

Ответ

Руководитель действует в рамках той системы органов управления образовательной организации, которая закреплена в уставе образовательной организации. В частности, коллегиальные органы управления могут быть уполномочены уставом принимать отдельные решения от имени организации. В отличие от таких органов, полномочия которых определяются только уставом образовательной организации, наблюдательный совет в автономном учреждении наделен исчерпывающим перечнем полномочий Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ). Полномочия наблюдательного совета должны быть повторены в уставе автономного учреждения в полном соответствии с этим законом.

Таким образом, в случае, если уставом образовательной организации предусмотрено, что решение определенных вопросов, входящих в компетенцию организации, передано иным органам (например, решения о пятидневной или шестидневной учебной неделе уполномочен принимать управляющий совет школы), то именно эти органы вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их ведению уставом. При этом вмешательство руководителя в данные вопросы будет означать выход за пределы полномочий руководителя, а принятые им единоличные решения по этим же вопросам должны признаваться недействительными.

Формирование системы органов управления организации может производиться довольно свободно, по усмотрению учредителя образовательной организации. Поэтому состав, компетенция коллегиальных органов управления различных образовательных организаций варьируются в широких пределах. Необходимо лишь соблюдать отдельные законодательные ограничения. В частности, в ст. 276 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ установлено, что руководитель организации не может входить в состав органов (как внутри учреждения, так и внешних), если эти органы осуществляют функции надзора и контроля возглавляемой им организации. Отдельно и подробно также регулируются законодательством требования к составу и компетенции наблюдательного совета автономной организации.

Если требования к порядку формирования, структуре и полномочиям наблюдательного совете автономной организации детально прописаны в Законе № 174-ФЗ (ст. 10, 11), то в остальном же системы органов управления в образовательной организации могут быть весьма разнообразными, что определяется уставом. Для разработки уставов в части определения компетенции руководителя и коллегиальных органов управления рекомендуется изучить учредительные документы аналогичных существующих образовательных организаций с целью выявления вопросов, переданных для решения иным органам организации, и выбрать наиболее удобный или целесообразный вариант.



Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль