Рекомендации по подготовке Публичных докладов

21 сентября 2010 2397
На портале Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы опубликованы общие рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений. Рекомендуем ознакомиться с данным документом.

Приложение 1

Общие рекомендации по подготовке Публичных докладов
региональных (муниципальных) органов управления образованием
и образовательных учреждений

Публичный доклад - аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, учащимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.

Основными целями Публичного доклада являются:

  • обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;
  • обеспечение прозрачности функционирования региональной (муниципальной) системы образования и образовательных учреждений;
  • информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития региональной (муниципальной) системы образования или образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.

Особенности Публичного доклада:

  • аналитический характер текста, предполагающий представление фактов и данных, а также их оценку и обоснование тенденций развития;
  • ориентация на широкий круг читателей, что определяет доступный стиль изложения и презентационный тип оформления;
  • регулярность предоставления Публичного доклада (раз в год).

II. Основные требования к Публичному докладу

Решение о подготовке Публичного доклада принимается руководителем органа управления образованием (образовательного учреждения), либо вышестоящим органом, либо учредителем.

Порядок подготовки Публичного доклада регламентируется:

  • для органов, осуществляющих управление в сфере образования, -соответствующим законодательным актом органа законодательной власти, либо нормативным правовым актом вышестоящего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), либо локальным нормативным правовым актом органа, осуществляющего управление в сфере образования, согласованным с организацией (органом) общественного участия,;
  • для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - нормативным правовым актом государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования, либо локальным нормативным правовым актом образовательного учреждения, согласованным с органом государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением, зарегистрированным в его уставе (совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет, родительский комитет и т.д.), ученым советом (для учреждений высшего профессионального образования);
  • для муниципальных образовательных учреждений - нормативным правовым актом органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласованным с муниципальным советом по образованию, либо локальным нормативным правовым актом образовательного учреждения, согласованным с управляющим советом, советом образовательного учреждения.

Регламентирующие подготовку и публикацию Публичного доклада локальные нормативные правовые акты должны включать следующие основные позиции:

  • утверждение состава рабочей (редакционной) группы по подготовке Публичного доклада;
  • утверждение сетевого графика по подготовке Публичного доклада, включающего разработку структуры доклада и ее утверждение, сбор и обработку необходимых для доклада данных, написание доклада, обсуждение проекта доклада, доработку проекта доклада по результатам обсуждения и его утверждение;
  • утверждение перечня мероприятий, связанных с распространением Публичного доклада.

Основными информационными каналами для публикации Публичного доклада являются:

  • официальный сайт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • официальный сайт органа управления образованием;
  • сайт образовательного учреждения;
  • отдельное (печатное или электронное) издание;
  • средства массовой информации.

Наряду с распространением Публичного доклада должно быть организовано его обсуждение с привлечением общественных организаций и объединений.

С целью совершенствования качества Публичных докладов на региональном (муниципальном) уровне целесообразно вводить в практику мероприятия по оценке опубликованных докладов с привлечением потребителей образовательных услуг (конкурсы Публичных докладов, сайтов образовательных учреждений).

Требованиями к качеству информации, включаемой в Публичный доклад, являются:

  • актуальность - информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования;
  • достоверность - информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в докладе, подкрепляются ссылками на источники первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности;
  • необходимость и достаточность - приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада. Дополнительная информация может быть приведена в приложении.

Решение о том, является ли та или иная информация актуальной, основывается на консультациях с потребителями образовательных услуг и выборе вопросов, представляющих общественный интерес.

Публичный доклад должен включать аналитическую информацию, основанную на показателях, содержательно характеризующих состояние и тенденции развития системы образования или образовательного учреждения.

Основными источниками информации для Публичного доклада являются: государственная статистическая отчетность сферы образования и смежных областей, официальные региональные и муниципальные мониторинговые исследования, репрезентативные социологические и психологические исследования, данные внутреннего мониторинга образовательных учреждений.

Представляемые в публичном докладе данные должны быть интерпретированы и прокомментированы с точки зрения их значения для участников образовательного процесса. При этом необходимо использовать как динамические сравнения (в том числе по месяцам и годам), так и самую актуальную на момент составления доклада информацию о деятельности системы образования или образовательного учреждения.

Одним из важных требований к Публичному докладу является доступность изложения — соответствие характера предоставления информации (язык, стиль, оформление и др.) возможностям восприятия потенциальных читателей.

Структура Публичного доклада включает в себя два основных блока:

  • обязательную часть (приложение № 2 к настоящим рекомендациям);
  • вариативную часть, содержание которой диктуется спецификой региона (муниципалитета) или образовательного учреждения.

Объем печатного издания Публичного доклада не должен превышать 2,5 печатных листов (без учета приложений).

III. Использование опыта подготовки публичных докладов
региональными (муниципальными) органами управления образованием,
а также образовательными учреждениями

Одним из условий обеспечения качественной подготовки Публичных докладов является использование имеющихся разработок в данной области, прошедших успешную апробацию и получивших одобрение со стороны органов государственной власти и экспертного сообщества. В частности, заслуживают внимания разработки, которые велись под руководством А.А. Пинского3, а также методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России от 14.05.2004 № 14-51-1).

Эффективный опыт разработки, обсуждения и представления публичных докладов имеется у ряда общеобразовательных учреждений, например, красноярской университетской гимназии "Универс" (www.gimnaz.univers.krasu.ru), муниципального образовательного учреждения г. Екатеринбурга гимназии № 210 "Корифей" (www.koriphey.ru), центра образования № 548 «Царицыно» г. Москва (www.mhs548.ru) и др.

В рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации и Всемирного Банка "Поддержка реформы системы образования", реализованного Национальным фондом подготовки кадров, в 2006 году были подготовлены "Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики".

Важным стимулом к внедрению публичной отчетности стал Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО), а затем региональные комплексные проекты модернизации образования (КПМО). В результате их реализации в большинстве субъектов Российской Федерации было утверждено примерное положение о публичных докладах, подготовленное в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России участникам КПМО (письмо Минобрнауки России от 13.11.2006 № МОН-П-2333).

В Ханты-мансийском автономном округе - Югре, Пензенской области, Республике Саха (Якутия) и Астраханской области публичная отчетность получила закрепление в региональных законах о государственно-общественном управлении в системе образования.

С успешной практикой внедрения публичных докладов всех уровней образования можно ознакомиться на портале «Общественное участие в управлении образованием» (www.gouo.ru).

Информация для включения в Публичный доклад дошкольного образовательного учреждения

 

1 .Общие характеристики заведения

Тип, вид, статус.

Лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация.

Местонахождение, удобство транспортного расположения.

Режим работы.

Правила приема.

Структура и количество групп. Количество мест и воспитанников. Наполняемость групп.

Наличие групп кратковременного пребывания, инновационных форм дошкольного образования, консультационных пунктов для родителей и т.д.

Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления.

2. Особенности образовательного процесса

Содержание обучения и воспитания детей (методики и педагогические программы), наличие экспериментальной деятельности.

Охрана и укрепление здоровья детей (развитие здоровьесберегающих технологий и среды в ДОУ, мероприятия и программы, направленные на укрепление здоровья детей, наличие инклюзивных программ).

Работа специалистов (психологи, логопеды, дефектологи и т.д.). Дополнительные образовательные и иные услуги.

Программы предшкольного образования.

Преемственность дошкольных образовательных программ и программ    начального общего образования, взаимодействие с учреждениями общего образования.

Совместная работа с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.

3. Условия осуществления образовательного процесса

Организация предметной образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях и материальное оснащение (наличие специальных помещений, оборудованных для определенных видов образовательной работы (музыкальной, физкультурно-оздоровительной, познавательной и т.п.), обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками и игровыми предметами, наличие детских библиотек. Использование компьютера в образовательной работе с детьми и т.д. Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к ДОУ территории.

Медицинское обслуживание.

Материально-техническая база (состояние зданий, наличие всех видов благоустройства, бытовые условия в группах и специализированных кабинетах).

Качество и организация питания.

4. Кадровый потенциал

Качественный и количественный состав персонала (возраст, образование, переподготовка, освоение новых технологий), динамика изменений, вакансии.

Развитие кадрового потенциала (профессиональные достижения отдельных педагогов, научная и экспериментальная деятельность, участие в профессиональных конкурсах).

Соотношение воспитанников приходящихся на 1 взрослого (воспитанники/педагоги, воспитанники/все сотрудники, включая административный и обслуживающий персонал).

5. Финансовые ресурсы ЦОУ и их использование.

Бюджетное финансирование. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения. Структура расходов ДОУ. Расходы на 1 воспитанника - в динамике, в сравнении с другими ДОУ (при наличии информации, предоставленной муниципальным органом управления образования).

Внебюджетная деятельность. Наличие фонда поддержки ДОУ, объем средств фонда, структура доходов и расходов фонда.

Наличие и стоимость дополнительных платных услуг.

Льготы для отдельных категорий воспитанников и условия их получения.

6. Заключение. Перспективы и планы развития

Выводы по проведенному анализу и перспективы развития.

План развития и приоритетные задачи на следующий год.

Мнение родителей и представителей органов общественного управления о деятельности педагогов, функционировании ДОУ и качестве предоставляемых им услугах.

Информация СМИ о деятельности ДОУ.

 

Информация для включения в Публичный доклад общеобразовательного учреждения

 

Название раздела

Содержание

1. Общая характеристика учреждения

Тип, вид, статус учреждения.

Лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация.

Филиалы (отделения).

Характеристика контингента учащихся.

Администрация, органы государственно-общественного управления и самоуправления.

Наличие программы развития.

2. Особенности образовательного процесса

Характеристика образовательных программ по ступеням обучения.

Дополнительные образовательные услуги.

Организация изучения иностранных языков.

Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии.

Виды внеклассной, внеурочной деятельности.

Научные общества, творческие объединения, кружки, секции.

Характеристика системы психолого-медико-социального сопровождения (логопеды, психологи, социальные педагоги и др.).

Характеристика внутришкольной системы оценки качества.

3. Условия осуществления образовательного процесса

Режим работы.

Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность.

IТ-инфраструктура.

Условия для занятий физкультурой и спортом.

Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования.

Организация охраны, питания и медицинского обслуживания.

Условия для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Кадровый состав (административный, педагогический, вспомогательный; уровень квалификации; система повышения квалификации; награды, звания, заслуги). Средняя наполняемость классов.

4. Результаты деятельности учреждения, качество образования

Результаты единого государственного экзамена. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах.

Достижения учащихся в олимпиадах (региональных и всероссийских).

Данные о поступлении в учреждения профессионального образования.

Данные о достижениях и проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски). Данные о состоянии здоровья обучающихся (в динамике по группам здоровья).

Достижения учащихся и их коллективов (объединений, команд) в районных, областных, федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п.

Достижения учреждения в конкурсах.

Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг.

5. Социальная активность и внешние связи учреждения

Проекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества, социальные партнеры учреждения.

Доноры, спонсоры учреждения, благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает учреждение.

Проекты и программы, поддерживаемые партнерами, спонсорами, фондами.

Взаимодействие с учреждениями профессионального образования.

Участие учреждения в сетевом взаимодействии.

Членство в ассоциациях, профессиональных объединениях.

6. Финансово-экономическая деятельность

Годовой бюджет.

Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения.

Направление использования бюджетных средств. Использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров, благотворительных фондов и фондов целевого капитала.

Стоимость платных услуг.

7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения

Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются образовательным учреждением с учётом общественной оценки её деятельности по итогам публикации предыдущего доклада.

Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, и их реализации.

8. Заключение. Перспективы и планы развития

Задачи реализации программы развития образовательного учреждения в среднесрочной перспективе.

Новые проекты, программы и технологии.

Планируемые структурные преобразования в учреждении. Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году.

 



Подписка на новости

Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях