Дошкольное образование – основа процветания нации

17 сентября 2010 1384
О проблемах дошкольного образования, об особенностях образования детей младшего возраста в России и других странах рассказала председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО и постоянный представитель России при этой организации Элеонора Митрофанова.

27-29 сентября вМоскве пройдет Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованиюдетей младшего возраста. О важности и главных проблемах дошкольногообразования, об особенностях образования детей младшего возраста вРоссии и других странах в интервью РИА Новости рассказала председательИсполнительного совета ЮНЕСКО и постоянный представитель России при этойорганизации Элеонора Митрофанова.

- Элеонора Валентиновна, почему Всемирная конференция ЮНЕСКОпо воспитанию и образованию детей младшего возраста проходит именно вРоссии?

- Россия традиционно уделяет большое внимание вопросам образования. В2006 году, выбирая приоритеты для первого в истории председательстваРоссии в "Группе восьми", руководство нашей страны исходило из того, чтотемы должны иметь практическое значение для всего мирового сообщества.После всесторонних обсуждений ими стали международная энергетическаябезопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование.

Важность, которая придается данному вопросу в глобальном масштабе,понятна. Обучение является непрерывным процессом, который начинается прирождении и продолжается до преклонного возраста. При этом каждый егоэтап имеет важные последствия для жизни человека и общества. Поэтомуглобальная задача XXI  века в сфере образования – развитие всеобъемлющихсистем обучения в течение всей жизни: от раннего детства до зрелоговозраста. Важнейшая цель на нынешнем этапе – обеспечение общедоступного икачественного дошкольного образования.

В ЮНЕСКО образование является одним из важнейших направленийдеятельности. Среди наших основных приоритетов я бы назвала реализациюрассчитанной до 2015 года Программы «Образование для всех» (ОДВ), идостижение Целей в области развития, сформулированных в Декларациитысячелетия. Первая цель Программы ОДВ – расширение и совершенствованиекомплексных мер по воспитанию и уходу за малолетними детьми, особенно вотношении наиболее уязвимых и обездоленных детей. Пять целей Декларациитысячелетия, относящихся к охране здоровья, питанию и образованию детей,тесно связаны с Программой ОДВ.

Россия имеет серьезные наработки в области образования, в том числе вотношении воспитания детей дошкольного возраста. Кроме того, нашастрана – активный член ЮНЕСКО, поэтому мы просто не можем оставаться встороне. Учитывая важность этой проблемы, мы предложили проект резолюциио проведении в Москве Всемирной конференции по воспитанию и образованиюдетей младшего возраста, которая и была принята на 35-й сессииГенеральной конференции ЮНЕСКО.

- Почему для дальнейшего развития человека дошкольный возраст играет столь важную роль?

- Ранний возраст – это самый чувствительный период. Онхарактеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном иэмоциональном развитии. Значительное, я бы даже сказала, решающееразвитие мозга происходит до достижения ребенком шести-семилетнеговозраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же -не формируются) основные нейронные связи. При этом дети младшеговозраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, недоедание, отсутствиевнимания и насилие негативно воздействуют на ребенка и травмируют его, изачастую необратимо.

Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организованограмотно, у ребенка своевременно формируются базовые качества личности(мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяютребенку успешно обучаться не только в начальной школе, но и напоследующих ступенях развития. Иными словами, то, что мы получили вдошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь.

- Какие проблемы, с Вашей точки зрения, существуют в этой сфере?

- Проблем здесь много. С одной стороны – это недостаток внимания кданному вопросу на политическом уровне. С другой – это, конечно же,финансово-экономический кризис, который по-прежнему оказывает серьезноевлияние на формирование национальных бюджетов.

Здесь необходимо понять главное: дошкольное образование (от 0 до 6лет) – залог процветания и благосостояния наций. Кроме того, не следуетзабывать, что вложенные средства окупаются, когда человек достигаетзрелого возраста.

Поэтому воспитание и образование для детей младшего возраста должнобыть общедоступным (например, в некоторых странах девочки лишеныдошкольного образования) и качественным.

Национальные правительства, на которых лежит основная ответственностьза выполнение образовательных задач, должны создать такие условия,чтобы каждый ребенок мог достичь адекватного уровня развития до началаобучения в школе. Качество зависит от многих факторов, включаясоответствующие возрасту учебные программы, наличие игровыхвозможностей, книг и других учебных материалов, социальные стимулы,здравоохранение, питание и санитарию. Необходимо и достаточноеколичество учителей, которые прошли подготовку для занятий с детьми наразличных уровнях.

Как я уже говорила выше, ассигнования на дошкольное образование неуходят в песок, а окупаются. Научные исследования показывают, что дети,получившие качественное воспитание в дошкольном возрасте, как правило,продолжают образование в высших учебных заведениях. Они не тольконаходят работу, но и получают более высокую заработную плату.Соответственно, они накапливают сбережения и вносят больший вклад всистему социального обеспечения. Поэтому забота о дошкольном образованиидетей ограждает их от нужды и криминальных рисков в будущем.

- Как решаются эти вопросы в различных странах?

- Нельзя не признать, что важность раннего периода детства все болееосознается в глобальном масштабе. Это, как я уже говорила, отмечено вПрограмме ОДВ, Декларации тысячелетия и других документах и политическихдекларациях, которые поддерживают многие страны.

Следует отметить, что это не только выражение намерений наполитическом уровне, которые провозгласили государства. На сегодняшнийдень достигнуты определенные результаты – во всем мире детям младшеговозраста уделяется все больше внимания, а школу сегодня посещает большедетей, чем когда-либо. После проведения Всемирного форума по образованиюв 2000 году резко увеличился охват начальным образованием. Во многихстранах перед девочками и женщинами открылись более широкие возможностидля обучения. Это особенно заметно в странах Африки, в Южной и ЗападнойАзии.

Тем не менее вопросы воспитания и образования детей младшего возрастана национальном уровне все еще нередко оказываются за рамками  политикии, соответственно, часто бывают лишены должного финансирования.

Эта тема зачастую не затрагивается в проектах национального развития –например, в стратегиях снижения нищеты. Далеко не во всех государствахоформлены институциональные рамки, которые позволили бы решать проблемукомплексно. Сложность очевидна – эта задача относится к компетенцииразличных министерств, ведомств и организаций (здравоохранение,образование, питание, социальное обеспечение и образование). Многиестраны не принимают необходимых мер на политическом уровне длявоспитания и образования детей в возрасте до трех лет, хотя эта проблемастоит наиболее остро. Очевидно и то, что правительства уделяют маловнимания в дошкольном возрасте и гендерному паритету. Я хочуподчеркнуть, что все эти проблемы свойственны развитым и благополучнымстранам.

- Какова же в таком случае ситуация в развивающихся и бедных государствах?

- Приходится констатировать, что в мире есть немало государств, впервую очередь в Африке, где проблема образования в целом, и воспитаниядетей младшего возраста в особенности, стоит весьма остро. Развивающиесяи беднейшие страны почти ничего не вкладывают в эту сферу. Вбольшинстве стран Африки на образование уделяется менее 0,1% бюджетныхденег, в других чуть больше – около 1%.

В дополнение к этим трудностям финансово-экономического характерадетям самого младшего возраста угрожают последствия глобальногопотепления, которое вызывает все более жестокие экологические катастрофыи природные бедствия. Особый подход необходим к государствам, которыепереживают конфликтные и в постконфликтные ситуации. Во Всемирномдокладе по мониторингу ОДВ за прошлый год было отмечено, что не всестраны близки к достижению целей ОДВ к 2015 году. В нем такжеподчеркивается, что при нынешних тенденциях миллионы детей по-прежнемубудут лишены доступа к начальному образованию.

Вывод, я думаю, очевиден. Без политической воли и решительныхдействий указанные выше проблемы не решить. Национальные правительствадолжны уделять пристальное внимание всему комплексу вопросов, связанных своспитанием и образованием дошкольников. Необходимо разрабатыватьсоответствующие законодательные нормы, целевые программы, стратегии и,разумеется, выполнять их, а также вкладывать в это адекватные средства.

- Какова ситуация с воспитанием и образованием детей младшего возраста в России?

- В России воспитанию и образованию детей дошкольного возрастауделяется серьезное внимание. Во-первых, каждый гражданин России имеетправо на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, это правозакреплено в Конституции. Во-вторых, у нас разработаны соответствующиеправовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях. Не будуперечислять – их немало, и касаются они различных аспектов образования.В-третьих, у нас существует разнообразная сеть образовательныхдошкольных учреждений - общеразвивающие, компенсирующие,комбинированные, оздоровительные, которые соответствуют различнымособенностям развития ребенка.

Система дошкольного образования рассматривается сегодня в России какодин из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а такжеулучшения демографической ситуации. Нельзя ожидать увеличениярождаемости, не предоставив гарантий того, что ребенок будет устроен вдетский сад и там за ним будет обеспечен должный уход, в том числе сточки зрения организации питания и физической подготовки. Нашистатистические данные показывают, что при наличии доступных учрежденийпо уходу за детьми, количество рабочих часов матерей увеличивается почтивдвое.

Министерство образования России подготовило добротный региональныйдоклад о состоянии и развитии дошкольного образования в России – этотдоклад будет одним из основных на Московской конференции.

- Каких результатов ждет Россия от этой Конференции?

- На Московской конференции представители государств-членов ЮНЕСКО(приглашено около тысячи участников из 193 стран) проанализируютосновные политические подходы разных стран к воспитанию и образованиюдетей младшего возраста, проведут оценку финансовых ресурсов, выделяемыхна дошкольное образование, а также рассмотрят различные сопутствующиепроблемы.

По итогам Конференции планируется выработать реалистичный пландействий (или некую «дорожную карту»), который будет способствоватьреализации первой цели Программы ОДВ и Целей в области развития,относящихся к охране здоровья, питанию и образованию детей. Этот план,как я уже говорила, особенно важен для беднейших стран. Разумеется,ЮНЕСКО в рамках своей компетенции окажет содействие этим странам с точкизрения глобальной координации и технической помощи.

Результаты Конференции будут обсуждаться на предстоящей сессииИсполнительного совета ЮНЕСКО в октябре. Как показала дискуссия напредыдущей встрече, развивающиеся страны обеспокоены тем, что в условияхглобального финансово-экономического кризиса согласованные намеждународном уровне цели в области образования не будут достигнуты.

Несмотря на то, что Московскую конференцию организует ЮНЕСКО, наРоссии также лежит огромная ответственность. Это – первый в историиЮНЕСКО форум, посвященный воспитанию и образованию детей младшеговозраста. Россия инициировала проведение Конференции и является еедонором. Разумеется, мы будем прилагать все возможные усилия длявыполнения Плана дальнейших действий, который будет выработан в Москве.

www.rian.ru



Подписка на новости

Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях