Эксперт: В России система сама ставит препятствия для инклюзивного образования

28 сентября 2009 2204
Интервью о проблемах реального инклюзивного образования с Валерией Ольшанской, которая является координатором по Санкт-Петербургу проекта "Установление партнерских отношений - путь к инклюзивному образованию", стартовавшего в 2008 году и направленного, прежде всего, на то, чтобы изменить существующее общественное мнение о том, что дети с ограниченными возможностями не могут учиться в обычных школах, если на то есть желание родителей. Инклюзивное (включенное) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детсада, школы, молодым людям - учиться в вузах.

Корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с Валерией Ольшанской, которая возглавляет Санкт-Петербургскую общественную организацию детей-инвалидов и инвалидов с детства по слуху и их родителей "СПб-Ардис", входит в Санкт-Петербургскую коалицию "Образование для всех", а также является координатором по Санкт-Петербургу проекта "Установление партнерских отношений - путь к инклюзивному образованию", стартовавшего в 2008 году. Проект осуществляется в рамках сотрудничества Европейского союза и Российской Федерации в пяти регионах страны - Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Ухте и Томске и направлен, прежде всего, на то, чтобы изменить существующее общественное мнение о том, что дети с ограниченными возможностями не могут учиться в обычных школах, если на то есть желание родителей. Инклюзивное (включенное) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детсада, школы, молодым людям - учиться в вузах. Россия в этом году должна ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов, где в статье 24 прописано, что "государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях". Что мешает нам на практике сделать инклюзивное образование реальным?

Справка

В России около 534 тысяч детей-инвалидов, в обычных классах обычных школ в минувшем году обучалось 142.639 таких ребят, в коррекционных классах обычных школ - 148.074, в коррекционных школах и школах-интернатах - 210.842, на дому - 44.707, не учились по медицинским показаниям 17.303 ребенка.

ИА REGNUM Новости: Что удалось сделать за год реализации проекта в Санкт-Петербурге?

Мы свою задачу видим, прежде всего, в том, чтобы в рамках проекта построить партнерские отношения между школами, садиками, руководителями образования, родителями. Так мы сможем идти по пути инклюзивного образования. Мы создали команду экспертов - педагогов, психологов, специалистов по дошкольной интеграции, по правовой поддержке и социальной работе, чтобы вместе поддерживать тех родителей, которые считают, что их ребенок, несмотря на особенности здоровья и развития, может ходить в обычный, а не коррекционный детсад, посещать обычную школу.

В прошлом году мы познакомились со школами, куда берут таких детей - не в коррекционные, а в обычные классы. Таких школ мы нашли около десятка, столько же примерно и садиков. Эти образовательные учреждения мы поддерживаем информационно и методически - им не хватает знаний. Сняли в прошлом году своими силами два небольших, по 30 минут, фильма на тему

Еще один маленький фильм мы сняли про Дашу Б. из школы №508 Московского района. Девочка со слуховым аппаратом (у нее очень снижен слух) ходила в обычный садик напротив школы, а потом стала первоклассницей. Эти фильмы несут и методическую нагрузку, полезны для специалистов. Мы предоставляем всем школам Санкт-Петербурга и эти фильмы, и методические документы. Провели в мае прошлого года со специалистами Академии постдипломного педагогического образования семинар для представителей регионов-участников проекта, посетили прошлой осенью Англию, графство Девоншир, чтобы посмотреть, как там работают принципы инклюзии. Эту поездку организовали РОО "Перспективы"Disability Equality in Education (DEE), которые и реализуют в России проект "Установление партнерских отношений - путь к инклюзивному образованию". 

ИА REGNUM Новости: Но в Санкт-Петербурге уже давно школы могут распоряжаться сами бюджетными средствами, работает принцип "деньги идут за учеником". Чего же проще - родители считают, что ребенок может учиться не в коррекционной школе, пишут заявление, и соответствующее бюджетное финансирование должно быть? Почему же инклюзия пока повсеместно не работает?

Да, законодательно все возможно, но вот конкретного механизма реализации этого права пока не выработано. Все упирается в штатное расписание, а ведь можно пойти по другому пути - заключать трехсторонний договор между школой, родителями и специалистами, которые в данный момент нужны ребенку. Сейчас мы входим в рабочую группу по выработке этого механизма. Думаю, к декабрю можно будет говорить об этом более конкретно. А пока вот такая история - в новом учебном году в школе №593 Невского района был создан первый класс, куда пошли учиться вместе со здоровыми детьми четверо малышей-опорников и один колясочник. Мы помогаем учителям этой школы и методически, и психологически, семинар там провели. При поддержке депутатов Законодательного собрания - постоянной комиссии по соцвопросам нашли средства в рамках программы "Доступная среда" и оборудовали школу.

Сейчас школа столкнулась с такой проблемой: хотя там все и оборудовано для таких детей, учительница нуждается в помощнике - одной тяжело работать с таким классом - детей надо подвести к доске, помочь усадить за парту и т.д. Помощник нужен не учителю, а детям... В комитете по образованию сказали - "у нас нет правовой основы для предоставления помощника". Но я напомню, что в Санкт-Петербурге еще в 2003 году принят закон "О доступности образования лицам с ограниченными возможностями здоровья", где идет речь о том, что помощник таким детям полагается.

Мы обратились с письмом к губернатору Валентине Матвиенко, пришел ответ за подписью вице-губернатора Аллы Маниловой. В нем нас успокоили, что в городе с интеграцией и инклюзивным образованием все в порядке - 32 тысячи детей с различными заболеваниями обучаются в обычных школах города. Но конкретно о том, где взять помощника в класс, где учатся пять малышей-инвалидов, в письме не было сказано ни слова.

ИА REGNUM Новости: Что, на ваш взгляд, самое трудное в том, чтобы инклюзивное образование стало частью школьной жизни, чтобы в садиках у родителей не возникало трудностей? Я не говорю об общей проблеме - необорудованных школ, трудностей перемещения по городу.

Кроме выработки механизмов, заставляющих работать законы, мы чувствуем инерционность самой системы образования. Вот сейчас наша петербургская коалиция "Образование для всех" входит в рабочую группу при комитете по образованию для выработки региональных механизмов совместного обучения детей, правда, лишь по дошкольному компоненту. И тут же к нам приходят родители пятилетнего Глеба с жалобой: ребенок после кохлеарной имплантации - вживления специального имплантата, так как обычные слуховые аппараты не помогают, впереди и у ребенка и у родителей долгий процесс реабилитации, занятия с логопедами и так далее. Но родители хотят, чтобы мальчик посещал обычную группу в логопедическом общеобразовательном детском саду, так как это содействует социальной адаптации ребенка, стимулированию развития на уровне слышащих сверстников. Они нашли понимание в логопедическом детском саду. Так из садика, специализированного, для слабослышащих, куда настойчиво приглашали Глеба, методист говорила заведующей:

В известном письме министра образования Андрея Фурсенко, где региональным властям даются рекомендации по организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями с обычно развивающимися сверстниками, есть рекомендации о моральном поощрении педагогов, которые принимают в свои классы детей с ограниченными возможностями здоровья. Следуя этой рекомендации, мы подали в Постоянную Комиссию по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга наше обращение и список тех учителей, благодаря усилиям которых дети с ограниченными физическими возможностями учатся в обычных, а не коррекционных школах города. Мы бы очень хотели, чтобы первый шаг на пути создания нормативно-правовой региональной документации по поддержке принципов инклюзивного образования депутаты сделали бы в части моральной поддержки для этих учителей - и вынесли бы благодарность от Законодательного собрания. Депутаты Законадательного собрания поддержали нашу инициативу.



Подписка на новости

Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль